На прошлой неделе томская драма представила премьеру комедии «Баба Шанель». Пьесу культового драматурга Николая Коляды поставил режиссер Сергей Стеблюк. Это его четвертая постановка на сцене томского театра.
В интервью «ТН» Сергей Стеблюк рассказал о том, почему называет себя провинциальным режиссером, чему можно поучиться у «старушек глубоко за семьдесят» и о самом увлекательном приключении.
Прийти к компромиссу
– Сергей Юрьевич, в недавнем интервью вы сказали о себе: «Я не столичный режиссер, я режиссер провинциальный». Что вкладываете в понятие «провинциальный режиссер»?
– Я действительно режиссер провинциальный, это никакое не кокетство. Я семь лет отработал в Московском областном камерном театре, на этом пути были успехи и достижения. Но большинство своих спектаклей я поставил в региональных театрах. Известный литературовед и критик Абрам Терц хорошо подметил: «Искусство начинается в провинции, которое потом подбирается к столице, та его присваивает и делает, как ей кажется, открытия».
Провинция – очень правильная и благодатная территория, где должно зарождаться искусство. Москва и Питер сегодня живут в своей системе координат. Там всё бурлит: гонка, рейтинги, успех, модные тренды, которые не всегда сочетаются с высоким художественным результатом. Это не хорошо и не плохо – данность. Но нередко те самые модные тренды начинаются с провинции. Тимофей Кулябин, один из самых востребованных сегодня режиссеров, перебрался в столицу из Новосибирска. Евгений Марчелли – из небольшого городка Советска.
Мне очень нравится работать в провинции. Здесь я чувствую искренность и отдачу. И от тех, кто служит театру, и от публики.
– «Баба Шанель» – ваша четвертая постановка в томской драме. Это значит, что театр вам понравился и вы ему тоже. Театр, что называется, вашей группы крови – он какой?
– Я теперь уже представляю уходящую театральную натуру. Мне близок и понятен театр реликтовый. Не с точки зрения художественного результата, конечно же (улыбается). Мой театр – театр психологический. Мой театр – театр, проповедующий искусство актера. Это не исключает экспериментов с формой спектакля. Но главным все равно остается актер. Самая большая доблесть режиссера – рассказать историю через артиста, передать через него авторские чаяния, мысли, сюжеты.
И в томской драме нашлись актеры, которые совпадают со мной по такому ощущению театра.
– В премьере занят звездный состав труппы – народная артистка России Валентина Бекетова, заслуженные артистки Людмила Попыванова и Ольга Мальцева, любимицы публики Вера Тютрина, Елена Саликова, Елена Дзюба. Признайтесь, для режиссера работа с маститыми актерами своего рода творческий экзамен?
– Судьба свела меня, студента студии ГИТИСа при театре имени Моссовета, с выдающимися актерами. В их числе – народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая. Уже будучи очень известной, она и тогда с большим трепетом относилась к своему делу. Даже работая с режиссером-дипломником, оставалась ученицей: я вас слушаю, сделаю, как вы скажете. Это очень важная черта для артиста любого возраста, любого статуса. И такую открытость новому, готовность к творческому поиску я вижу в актерах, с которыми мы работали над пьесой Коляды.
Не скажу, что на репетициях все проходило исключительно гладко. И это нормально. Театр предполагает собрание индивидуальностей. У каждого своя творческая позиция, свое видение театра и процесса. Случалось, что искры летели. Но это был азартный, интересный для всех нас процесс, поиск, иногда спор. То, что сочинилось в итоге, – наш творческий компромисс. В театре главное – результат: найти общий язык и получить на выходе любопытную историю. У нас, кажется, получилось.
Соломку бы подстелить…
– «Баба Шанель», как и многие пьесы Николая Коляды, стала одной из самых играемых в современном театре. В чем, на ваш взгляд, феномен Коляды-драматурга?
– Начну с того, что Коляда – один из лучших российских драматургов последних лет тридцати. Он наследует линию Вампилова, Петрушевской. Не все его пьесы безупречны, какие-то из них сильные, какие-то послабее. Но Коляда мастерски владеет структурой драматургии. Все его пьесы досконально продуманы, четко выстроены по событиям, действиям, ролям.
Я давно хотел поработать с этой драматургией. Теперь наконец-то звезды сошлись. Николай Коляда действительно явление, феномен. За специфической претенциозной внешностью скрывается глубокий, мудрый, знающий и понимающий жизнь человек. И пьесы его такие же – тонкие и философичные, несмотря на грубую площадную форму. Мне лично симпатизирует еще их многослойность. Люди попроще считывают занимательный сюжет. Те, кто любит задачки посложнее, найдут над чем поразмышлять и где поразгадывать ребусы.
– Эта конкретная пьеса чем вас зацепила? Как режиссера и как человека.
– Если говорить о профессиональной стороне вопроса, то «Баба Шанель» – одна из немногих отечественных пьес для актрис старшего возраста. А встреча на сцене с маститыми артистками всегда удовольствие. Как для постановщика, так и для зрителей.
Тема, которая проходит лейтмотивом через всю историю, мне очень близка и дорога. Она – про притяжение искусства. Не только профессионального, но и любительского. И про то, что рано или поздно приходит момент (в профессии ли, в жизни ли), когда нужно уступить место следующему поколению. Но это не трагедия жизни, это – ее естественный ход. Получилась очень проникновенная история про философию возраста. И самое ценное, что все мудрые, иногда минорные рассуждения в пьесе подаются легко, весело, лихо. Вкусно!
Мы, русские люди, изобрели какой-то новый, особый жанр комедии. Нет в нашем литературном наследии пьес в стиле Бомарше, Лопе де Веги. Все отечественные комедии – сквозь слезы. «Вишневый сад», «Ревизор», «Горе от ума»… Мы не можем просто посмеяться. У нас за внешним весельем обязательно есть какая-то житейская история. Иногда грустная, иногда не очень.
– В этом трагедия русского человека?
– Скорее, его непроходящее желание соломку подстелить. Смеемся, но задумываемся: а что же дальше? Может, и надо бы иногда отпускать ситуацию, не заглядывать далеко вперед, но мы так не умеем. То ли к сожалению, то ли к счастью.
Путешествие начинается
– Героини спектакля – старушки в возрасте глубоко за семьдесят, участницы творческого коллектива при ДК Всероссийского общества глухих. Не страшно было вам браться за такую историю? Люди хотят, чтобы им сделали красиво. А тут: старушки, почтенный возраст со всеми вытекающими последствиями…
– Те, кто так подумает, недооценивают Коляду-драматурга. Да, героини спектакля – старушки. Но старушки совершенно обаятельные, юморные, жизнелюбивые. Никакого уныния там нет.
Эта история замечательна еще и тем, что через судьбу самодеятельного коллектива поднимается важная тема – о дефиците человеческого тепла, с которым каждый из нас сегодня сталкивается. В том числе для того, чтобы его хоть как-то восполнить, и собираются эти старушки на репетиции при ДК.
Внутреннее одиночество – явление современного мира. Мы все живем сложной жизнью. Не знаем, что будет завтра. И именно сейчас мы должны как никогда заботиться друг о друге. Это единственное, что мы можем сделать в сложившихся обстоятельствах. Если мы перестанем генерировать человеческое тепло, совсем пропадем.
Опять же, повторюсь: никакого уныния в истории «Бабы Шанель» нет. И уж тем более скуки. Нам с постановочной группой, поверьте, есть чем вас удивить. Начиная от фантастических, неожиданных декораций и заканчивая нетрадиционным музыкальным оформлением, совершенно сумасшедшими аранжировками, созданными Степаном Пономаревым.
– Сегодня театр, чтобы быть интересным зрителям, должен удивлять?
– Театр всегда должен удивлять. Вообще Томск – необыкновенный город. У меня с ним, к слову, связана своя история. Моя мама окончила политехнический институт. Никогда не забуду свое ощущение от первой прогулки по Томску. Идешь, а навстречу тебе толпы молодых людей и девушек: веселые, яркие, красивые. Я такое колоссальное количество молодежи видел только в Сеуле.
Не стоит быть предвзятыми по отношению к молодежи как к потенциальной театральной публике. Эти ребята на самом деле все понимают, чувствуют и правильно воспринимают. Надо только объяснить, зачем им идти в театр и смотреть на этих старушек.
– А как бы вы ответили на этот вопрос? Зачем молодым и интересным смотреть на старушек?
– А зачем вообще изучать жизнь молодому? Зачем находить моменты для новых знакомств, путешествий? Ответ очевиден: чтобы узнавать этот мир.
«Баба Шанель» – не пьеса про бабушек. Это притча про возраст, который не минует никого. Наблюдение за проживанием на сцене жизненных ситуаций и коллизий тоже способ узнавать этот мир. Другое дело, что эти ситуации и коллизии должны в зрителя попадать, цеплять по-человечески.
– Сам Николай Коляда сказал про свою пьесу: «Бабу Шанель» нужно ставить так, чтобы было радостно». Согласны?
– Всё в этой жизни нужно делать радостно. И ставить Коляду в том числе (улыбается).
Но я бы уточнил слово «радостно». Светлая сторона жизни, безусловно, должна преобладать в искусстве. Особенно сегодня. Это не значит, что нужно исключать драматические, трагические процессы, которые тоже есть в жизни. И они тоже часть этой жизни.
Искусство нужно для того, чтобы глубже и шире смотреть на жизнь. Тогда приходит понимание: этот мир никому ничего не должен. Хорошее, увлекательное приключение, которым может стать твоя жизнь, зависит только от тебя самого.
– Вы воспринимаете жизнь как приключение?
– А как же еще?! Вы ведь не знаете, кого встретите завтра. Что с вами произойдет. С кем познакомитесь. Какое открытие сделаете для себя. Если ставить хорошие, высокие цели и добиваться их, жизнь становится веселым, увлекательным приключением. Как бы ни было порой сложно, трудно, никогда не нужно выживать. Нужно дерзко жить. И героини пьесы «Баба Шанель» это знают.
Автор: Елена Тихонова