Сергей Стеблюк: Никогда не нужно выживать. Нужно жить дерзко!

На прошлой неделе томская драма представила премьеру комедии «Баба Шанель». Пьесу культового драматурга Николая Коляды поставил режиссер Сергей Стеблюк. Это его четвертая постановка на сцене томского театра.

В интервью «ТН» Сергей Стеблюк рассказал о том, почему называет себя провинциальным режиссером, чему можно поучиться у «старушек глубоко за семьдесят» и о самом увлекательном приключении.

Прийти к компромиссу

– Сергей Юрьевич, в недавнем интервью вы сказали о себе: «Я не столичный режиссер, я режиссер провинциальный». Что вкладываете в понятие «провинциальный режиссер»?

– Я действительно режиссер провинциальный, это никакое не кокетство. Я семь лет отработал в Московском областном камерном театре, на этом пути были успехи и достижения. Но большинство своих спектаклей я поставил в региональных театрах. Известный литературовед и критик Абрам Терц хорошо подметил: «Искусство начинается в провинции, которое потом подбирается к столице, та его присваивает и делает, как ей кажется, открытия».

Провинция – очень правильная и благодатная территория, где должно зарождаться искусство. Москва и Питер сегодня живут в своей системе координат. Там всё бурлит: гонка, рейтинги, успех, модные тренды, которые не всегда сочетаются с высоким художественным результатом. Это не хорошо и не плохо – данность. Но нередко те самые модные тренды начинаются с провинции. Тимофей Кулябин, один из самых востребованных сегодня режиссеров, перебрался в столицу из Новосибирска. Евгений Марчелли – из небольшого городка Советска.

Мне очень нравится работать в провинции. Здесь я чувствую искренность и отдачу. И от тех, кто служит театру, и от публики.

– «Баба Шанель» – ваша четвертая постановка в томской драме. Это значит, что театр вам понравился и вы ему тоже. Театр, что называется, вашей группы крови – он какой?

– Я теперь уже представляю уходящую театральную натуру. Мне близок и понятен театр реликтовый. Не с точки зрения художественного результата, конечно же (улыбается). Мой театр – театр психологический. Мой театр – театр, проповедующий искусство актера. Это не исключает экспериментов с формой спектакля. Но главным все равно остается актер. Самая большая доблесть режиссера – рассказать историю через артиста, передать через него авторские чаяния, мысли, сюжеты.

И в томской драме нашлись актеры, которые совпадают со мной по такому ощущению театра.

– В премьере занят звездный состав труппы – народная артистка России Валентина Бекетова, заслуженные артистки Людмила Попыванова и Ольга Мальцева, любимицы публики Вера Тютрина, Елена Саликова, Елена Дзюба. Признайтесь, для режиссера работа с маститыми актерами своего рода творческий экзамен?

– Судьба свела меня, студента студии ГИТИСа при театре имени Моссовета, с выдающимися актерами. В их числе – народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая. Уже будучи очень известной, она и тогда с большим трепетом относилась к своему делу. Даже работая с режиссером-дипломником, оставалась ученицей: я вас слушаю, сделаю, как вы скажете. Это очень важная черта для артиста любого возраста, любого статуса. И такую открытость новому, готовность к творческому поиску я вижу в актерах, с которыми мы работали над пьесой Коляды.

Не скажу, что на репетициях все проходило исключительно гладко. И это нормально. Театр предполагает собрание индивидуальностей. У каждого своя творческая позиция, свое видение театра и процесса. Случалось, что искры летели. Но это был азартный, интересный для всех нас процесс, поиск, иногда спор. То, что сочинилось в итоге, – наш творческий компромисс. В театре главное – результат: найти общий язык и получить на выходе любопытную историю. У нас, кажется, получилось.

Соломку бы подстелить…

– «Баба Шанель», как и многие пьесы Николая Коляды, стала одной из самых играемых в современном театре. В чем, на ваш взгляд, феномен Коляды-драматурга?

– Начну с того, что Коляда – один из лучших российских драматургов последних лет тридцати. Он наследует линию Вампилова, Петрушевской. Не все его пьесы безупречны, какие-то из них сильные, какие-то послабее. Но Коляда мастерски владеет структурой драматургии. Все его пьесы досконально продуманы, четко выстроены по событиям, действиям, ролям.

Я давно хотел поработать с этой драматургией. Теперь наконец-то звезды сошлись. Николай Коляда действительно явление, феномен. За специфической претенциозной внешностью скрывается глубокий, мудрый, знающий и понимающий жизнь человек. И пьесы его такие же – тонкие и философичные, несмотря на грубую площадную форму. Мне лично симпатизирует еще их многослойность. Люди попроще считывают занимательный сюжет. Те, кто любит задачки посложнее, найдут над чем поразмышлять и где поразгадывать ребусы.

– Эта конкретная пьеса чем вас зацепила? Как режиссера и как человека.

– Если говорить о профессио­нальной стороне вопроса, то «Баба Шанель» – одна из немногих отечественных пьес для актрис старшего возраста. А встреча на сцене с маститыми артистками всегда удовольствие. Как для постановщика, так и для зрителей.

Тема, которая проходит лейтмотивом через всю историю, мне очень близка и дорога. Она – про притяжение искусства. Не только профессионального, но и любительского. И про то, что рано или поздно приходит момент (в профессии ли, в жизни ли), когда нужно уступить место следующему поколению. Но это не трагедия жизни, это – ее естественный ход. Получилась очень проникновенная история про философию возраста. И самое ценное, что все мудрые, иногда минорные рассуждения в пьесе подаются легко, весело, лихо. Вкусно!

Мы, русские люди, изобрели какой-то новый, особый жанр комедии. Нет в нашем литературном наследии пьес в стиле Бомарше, Лопе де Веги. Все отечественные комедии – сквозь слезы. «Вишневый сад», «Ревизор», «Горе от ума»… Мы не можем просто посмеяться. У нас за внешним весельем обязательно есть какая-то житейская история. Иногда грустная, иногда не очень.

– В этом трагедия русского человека?

– Скорее, его непроходящее желание соломку подстелить. Смеемся, но задумываемся: а что же дальше? Может, и надо бы иногда отпускать ситуацию, не заглядывать далеко вперед, но мы так не умеем. То ли к сожалению, то ли к счастью.

Путешествие начинается

– Героини спектакля – старушки в возрасте глубоко за семьдесят, участницы творческого коллектива при ДК Всероссийского общества глухих. Не страшно было вам браться за такую историю? Люди хотят, чтобы им сделали красиво. А тут: старушки, почтенный возраст со всеми вытекающими последствиями…

– Те, кто так подумает, недооценивают Коляду-драматурга. Да, героини спектакля – старушки. Но старушки совершенно обаятельные, юморные, жизнелюбивые. Никакого уныния там нет.

Эта история замечательна еще и тем, что через судьбу самодеятельного коллектива поднимается важная тема – о дефиците человеческого тепла, с которым каждый из нас сегодня сталкивается. В том числе для того, чтобы его хоть как-то восполнить, и собираются эти старушки на репетиции при ДК.

Внутреннее одиночество – явление современного мира. Мы все живем сложной жизнью. Не знаем, что будет завтра. И именно сейчас мы должны как никогда заботиться друг о друге. Это единственное, что мы можем сделать в сложившихся обстоятельствах. Если мы перестанем генерировать человеческое тепло, совсем пропадем.

Опять же, повторюсь: никакого уныния в истории «Бабы Шанель» нет. И уж тем более скуки. Нам с постановочной группой, поверьте, есть чем вас удивить. Начиная от фантастических, неожиданных декораций и заканчивая нетрадиционным музыкальным оформлением, совершенно сумасшедшими аранжировками, созданными Степаном Пономаревым.

– Сегодня театр, чтобы быть интересным зрителям, должен удивлять?

– Театр всегда должен удивлять. Вообще Томск – необыкновенный город. У меня с ним, к слову, связана своя история. Моя мама окончила политехнический институт. Никогда не забуду свое ощущение от первой прогулки по Томску. Идешь, а навстречу тебе толпы молодых людей и девушек: веселые, яркие, красивые. Я такое колоссальное количество молодежи видел только в Сеуле.

Не стоит быть предвзятыми по отношению к молодежи как к потенциальной театральной публике. Эти ребята на самом деле все понимают, чувствуют и правильно воспринимают. Надо только объяснить, зачем им идти в театр и смотреть на этих старушек.

– А как бы вы ответили на этот вопрос? Зачем молодым и интересным смотреть на старушек?

– А зачем вообще изучать жизнь молодому? Зачем находить моменты для новых знакомств, путешествий? Ответ очевиден: чтобы узнавать этот мир.

«Баба Шанель» – не пьеса про бабушек. Это притча про возраст, который не минует никого. Наблюдение за проживанием на сцене жизненных ситуаций и коллизий тоже способ узнавать этот мир. Другое дело, что эти ситуации и коллизии должны в зрителя попадать, цеплять по-человечески.

– Сам Николай Коляда сказал про свою пьесу: «Бабу Шанель» нужно ставить так, чтобы было радостно». Согласны?

– Всё в этой жизни нужно делать радостно. И ставить Коляду в том числе (улыбается).

Но я бы уточнил слово «радостно». Светлая сторона жизни, безусловно, должна преобладать в искусстве. Особенно сегодня. Это не значит, что нужно исключать драматические, трагические процессы, которые тоже есть в жизни. И они тоже часть этой жизни.

Искусство нужно для того, чтобы глубже и шире смотреть на жизнь. Тогда приходит понимание: этот мир никому ничего не должен. Хорошее, увлекательное приключение, которым может стать твоя жизнь, зависит только от тебя самого.

– Вы воспринимаете жизнь как приключение?

– А как же еще?! Вы ведь не знаете, кого встретите завтра. Что с вами произойдет. С кем познакомитесь. Какое открытие сделаете для себя. Если ставить хорошие, высокие цели и добиваться их, жизнь становится веселым, увлекательным приключением. Как бы ни было порой сложно, трудно, никогда не нужно выживать. Нужно дерзко жить. И героини пьесы «Баба Шанель» это знают.

Автор: Елена Тихонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =