Сергей Жвачкин: О защите Томи

Сергей Жвачкин, губернатор Томской области, на совещании по проекту «Томские набережные», 26 апреля:

– …Докопался до постановления бюро обкома КПСС 1985 года о проблеме добычи гравия в русле Томи и состоянии реки и лично разговаривал на эту тему с Егором Кузьмичом Лигачевым. Нашел и постановление Совета министров СССР о прекращении добычи гравия в русле Томи и восстановлении реки. Нашел в том числе и то, для чего была нужна левобережная дорога: она проектировалась не как объездная, не как часть транспортной системы, а для транспортировки гравия с сухоройных карьеров, чтобы не возить гравий через город. Ведь постановление 1985 года гласит, что еще в 1989 году мы должны были открыть около Томска четыре сухоройных карьера…

Вообще, надо понять: если раньше Томь в основном губили кемеровские заводы своими сбросами, а мы на этом фоне немного вреда наносили, то сегодня, когда кемеровчане поставили очистные, мы губим реку. Вода в Томи теперь такая, что во время прошлогоднего рейда, когда снимали браконьерские сети практически напротив города, обнаружили в них 15 муксунов, стерлядь. Таймень появился в верховьях Томи!

Мы обязательно разработаем программу, которая – я не знаю точно – через 3, 5, 7 лет, но остановит добычу гравия в русле Томи. Уже к сентябрю опубликуем программу по защите Томи. И, как предварительно выясняется, огромных денег на это не надо. Например, начали разбираться, где находятся нерестилища рыбы и как добыча гравия может на них повлиять, – никто места толком не знает. Начали разбираться по времени нереста – оказывается, при температуре воды не менее 18 °С, то есть до 20 мая, никакого нереста в Томи нет и защищать некого. Поэтому разрешение на добычу гравия, которое я подписал, действует до 20 мая: без дополнительных денег решили часть экологических проблем – если производственникам начать работу на две недели раньше обычного срока, то они до 20 мая выполнят все обязательства по своим контрактам.

…Обычно все грешат на производственников, нефтяников-газовиков. Да, к ним есть вопросы. Но знаете, что за прошедшую зиму с такими морозами и огромным снегом мы, возможно, в озерах потеряем до 70% рыбы – от замора (от нехватки кислорода. – Прим. ред.). А вред от производственников – ну, процента два… Все кричат про экологию – мол, где власть? А раньше в селах мужики без криков делали из жердей вентиляционные настилы на озерах, чтобы не было замора рыбы. Ну, сами же рыбачите: заготовьте жерди, а гвозди, так и быть, мы вам купим.

В общем, давайте навалимся на проблему всем миром, не упуская, естественно, «с крючка» нефтяников-газовиков, у которых деньги есть на экологическую деятельность.

А в Томи, если сообща возьмемся, в будущем с набережной можно будет на удочку, как в Хельсинки, хариуса ловить.

 По словам члена Экпертного совета Михаила Журавлева, на заседании бюро обкома КПСС в 1985 году были приведены такие цифры: если сложить весь вынутый на тот момент начиная с 1954 года из русла Томи гравий, то ширина насыпи составила бы100 метров, длина –100 километров, а высота –10 метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 11 =