Серия митингов и пикетов против фальсификации выборов прокатилась по всей стране

Всю неделю на московских улицах и площадях идут акции оппозиции, недовольной итогами выборов в Госдуму РФ. Самая масштабная состоялась 5 декабря: митинг, организованный движением «Солидарность», собрал, по разным оценкам, от 5 до 10 тыс. человек. Такого гражданского отклика организаторы не ожидали, заявку подали по традиции на 500 человек. В итоге Чистопрудный бульвар не смог вместить всех желающих – легитимность выборов поставили под сомнение не только завсегдатаи марша несогласных, но и люди, которые раньше не были замечены на политических акциях.

Согласованный митинг продолжился несанкционированными выступлениями. В Москве усилены меры безопасности. Стражи правопорядка с задержанными обращаются жестко. В ОВД столицы были доставлены более 500 человек. На субботу запланирован еще один санкционированный митинг. В группе митинга на Facebook уже отметились более 24 тыс. человек. Акции протеста проходят и в других городах.

В Томске пикет против фальсификации выборов пройдет в субботу в 15.00 на пл. Новособорной. Его идея уже получила активную поддержку томичей на «ВКонтакте»: к группе пикетчиков виртуально присоединились более 5 тыс. пользователей. Выйдут ли они все на Новособорную? Маловероятно. Очевидно другое – большая вовлеченность некогда апатичной молодежной аудитории в обсуждение политических процессов.

«Много новых молодых лиц»

Иван Тютрин, исполнительный директор движения «Солидарность»:

– Когда мы организовывали митинг на Чистопрудном бульваре, мы не понимали, каким может быть результат. Но я не удивлен, что к акции присоединилось так много людей. Мы действительно вели активную работу в социальных сетях, но собирали людей не под знамена «Солидарности», а на общегражданский митинг. В итоге на Чистых прудах было много новых молодых лиц. И я на них не видел прежней апатии. Очевидно, что молодежь начинает активно интересоваться политикой. Безусловно, эти выборы не первые, прошедшие с нарушениями, здесь, на мой взгляд, можно говорить о кумулятивном эффекте. Несправедливость и безобразия копятся годами и в итоге формируют-таки определенное ощущение у человека. Люди попытались выразить свой протест на избирательных участках – их опять обманули. И теперь они начинают искать другие варианты воздействия на ситуацию в стране. Активная гражданская позиция превращается в некий тренд.

После митинга 5 декабря я обзванивал солидаристов: пытался понять, сколько из них задержано. Из 300 человек, помещенных на тот момент в ОВД, было не так много (участники движения «Солидарность» – люди, которые имеют определенный опыт). То есть многие из задержанных просто пришли выразить гражданскую позицию, а потом вовремя не сориентировались. Выйдут ли они еще раз? Развилка проста: будут те, у кого отобьют всякое желание участвовать в политических акциях, но будут и другие, которые выберут для себя оппозиционный путь. В целом градус неприятия будет лишь расти – не обязательно в рамках массовых мероприятий, недовольство будет бродить в недрах страны.

После выборов Вячеслав Сурков начал говорить о создании партии «раздраженных городских сообществ» – он хочет абсолютно контролировать политический процесс. Создавать партию сверху. Но мы видим другую тенденцию: организации и партии, вступающие в сговор с этой властью, идущие у нее на поводу, никакой поддержки не находят. Люди не верят в псевдолиберальную партию. Не верят псевдолиберальному президенту. Очевидно, что сознание меняется. Люди выходят из этой порочной парадигмы «от нас ничего не зависит».

«Наиболее вероятный сценарий: пошумели и разошлись»

Сергей Шпагин, доцент кафедры политологии ТГУ:

– Выступления московской оппозиции, недовольной итогами выборов, – часть электорального цикла. Выборы – время, когда решается вопрос о власти. Естественно, все, кто хотел бы повлиять на обстановку в стране, предпринимают активные действия. Как говорится, открылось окно возможностей. С другой стороны, учитывая опыт Ближнего Востока, можно предположить, что этим окном возможностей пытаются воспользоваться внешние силы. Не секрет, что те же несогласные пользуются достаточно активной поддержкой из-за рубежа, правозащитных организаций и т.д.

Все лидеры несистемной оппозиции сейчас всячески стараются себя проявить. Но складывается впечатление, что на них там не очень-то обращают внимание. До конца не понятно, управляет кто-то процессом массовых выступлений или все происходит стихийно? Возможно, это просто взрыв эмоционального недовольства, который с легкостью может пройти. С другой стороны, то, что силы, которые организуют выступления, себя еще не проявили, не значит, что их нет. Мы просто их сейчас не видим.

На мой взгляд, сценарий, разворачивающийся сегодня в Москве, очень похож на то, что происходило на Украине, в Грузии: это попытка улиц повлиять на публичную политику. Но я сомневаюсь, что результат будет тем же.

Революции по подобному сценарию происходили в совершенно других условиях – в более компактных странах, я уж не говорю о том, что и климат там совсем другой.

Большую роль в революциях на Ближнем Востоке сыграл Интернет. В России он тоже очень сильно политизировался в последнее время. Он становится площадкой для самоорганизации молодежи, которая именно через эти каналы принимает участие в политической жизни страны. Но, на мой взгляд, эффективность социальных сетей может быть высокой в части информирования населения, но невысокой в части мобилизации. Не стоит недооценивать и то, что в России государственная власть более жестко организована, чем, скажем, на Украине или в Грузии.

Как будут развиваться события дальше? Для меня наиболее вероятным сценарием представляется «пошумели и разошлись». Дело еще и в том, что значительная часть общества, особенно та, что постарше, боится радикальных перемен, опасается, что принципиально новая власть может оказаться хуже нынешней – менее социально ориентированной, более коррумпированной или склонной к внешнеполитическим авантюрам. Страх перед революцией отчасти парализует массовую оппозиционную активность. Даже молодежь в своем стремлении к обновлению режима не столь однородна, как многим кажется. Ведь рано или поздно встанет вопрос: а что после?

«С нашим мнением придется считаться»

Ксения Фадеева, студентка МФУ ТГУ, один из администраторов группы «Акция против фальсификации выборов» на «ВКонтакте»:

– До меня то, что происходит в стране, дошло достаточно давно. Но я долго не решалась на конкретные действия, только полтора года назад примкнула к «Солидарности». Наступил момент, когда мне все это надоело: вранье по федеральным каналам, фальсификация результатов выборов. И если в Томской области выборы, на мой взгляд, прошли не с такими нарушениями, то, например, в Чечне «Единая Россия» получила 99%…

Думаю, субботний пикет будет отличаться от всех акций протеста, которые ранее проходили в Томске. Во-первых, за его организацией не стоит конкретная партия или движение, митинг организован стихийно, снизу. Во-вторых, полагаю, на Новособорную выйдут не бабушки, которые традиционно ходят на митинги КПРФ, и не городские сумасшедшие, а молодежь.

Я присоединилась к группе на «ВКонтакте», когда в ней состояло 600 человек. Сегодня – больше 5 тыс. Среди них люди разных политических взглядов, которым просто надело вранье. Я не могу сказать, что эти люди активно поддерживают Явлинского или Навального. Само отношение к власти негативное у молодежи. Надоела пропаганда. Неприятные ощущения оставил съезд партии власти 24 сентября, параллели с КПСС очевидны: масса людей безликих, серых, хлопают по команде…

Еще три недели назад я бы сказала, что молодежь находится в политической апатии. Но то, что происходит в последние дни, поражает. Про митинги в Москве меня спрашивают друзья, которые раньше вообще не интересовались политикой. Кто-то не готов идти на акцию протеста, но сочувствие к митингующим есть.

Хочется подчеркнуть, что наш субботний пикет носит мирный характер, мы не собираемся нарушать закон. Хочется просто показать власти, что все больше людей включено в политический процесс. Нам не все равно. Это наша страна. Нас много, и придется с нашим мнением считаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + три =