Северская дивизия: спецназ, красавицы и кавалеры

Фото: Артем Изофатов

_J0A3142

В апреле президент РФ Владимир Путин объявил о создании Национальной гвардии. В состав новой структуры вошла и 98-я дивизия Сибирского регионального командования внутренних войск МВД, дислоцирующаяся в Северске. Что такое Национальная гвардия, какие задачи она будет выполнять? Какие изменения произойдут в северской дивизии после ее вхождения в ряды Нацгвардии? Об этом и многом другом «Томским новостям» рассказал командир соединения полковник Николай Марков.

_J0A2849

Гвардия новая, войска те же

– Николай Дмитриевич, что такое Национальная гвардия? Чем вызвана необходимость ее создания?

– Это государственная военная организация, предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость формирования Национальной гвардии возникла из-за угроз, связанных со сложной социально-политической обстановкой как в целом в мире, так и в отдельных очагах: конфликты в Сирии и на Украине. Плюс активизировались террористические организации. Они не дают людям нормально жить во Франции, Германии, Бельгии, Турции и многих других странах. Поэтому на уровне правительства было принято решение о формировании мощной структуры, которая будет противостоять угрозам, уже приближающимся к нашим границам.

– Какие задачи выполняет Нацгвардия? В каком составе?

– Национальная гвардия формируется на базе внутренних войск МВД. Туда войдут также отряды СОБРа и ОМОНа, вневедомственная охрана и ряд других подразделений. Нацгвардия будет выполнять практически те же самые задачи, что и внутренние войска, – по охране важных государственных объектов и общественного порядка, оказанию содействия пограничным войскам по обеспечению безопасности и охраны границы. Но теперь к этому прибавилась еще и задача по борьбе с экстремизмом, ранее такой функции у нас не было.

Так что главной нашей задачей станет борьба с терроризмом и экстремизмом. Кроме того, в военное время Национальная гвардия совместно с частями Министерства обороны будет обеспечивать территориальную оборону.

Новая структура станет не только более мощной, но и более самостоятельной, так как подчиняться будет не МВД, а напрямую президенту.

Все это позволит Национальной гвардии стать высокомобильной, мощной и хорошо вооруженной структурой, способной действовать очень оперативно и на разных территориях.

– Национальная гвардия уже существует или только создается?

– Сейчас идет первый этап ее формирования. Он предусматривает передачу подразделений, частей и соединений от МВД в состав Нацгвардии, а также формирование центрального аппарата и прочих органов управления. На втором этапе – до 31 августа 2017 года будет окончательно уточнен состав и численность Нацгвардии и создана нормативно-правовая база ее деятельности. Третий этап формирования пройдет в 2018 году, когда завершится преобразование всех частей и подразделений в единую структуру с единым командованием.

– Как происходит вхождение северской дивизии в состав Нацгвардии? Ее функции и структура как-то изменились или остались прежними?

– У нас ничего не изменилось. Мы выполняем те же задачи и в том же составе в Северске и в Новосибирске, где дислоцируются две части нашей дивизии. Занимаемся плановой подготовкой личного состава, охраной важных государственных объектов и охраной общественного порядка.

В дальнейшем никаких изменений тоже не планируется, мы будем входить в Нацгвардию в том же составе и будем выполнять те же задачи, что и раньше. Но добавится работа по борьбе с экстремизмом.

– В составе Нацгвардии северская дивизия по-прежнему будет нацелена только на охрану и оборону территории и объектов или будет выполнять и наступательные задачи?

– Только оборонительные. Мы привязаны к своим объектам и к своей территории. У нас и вооружение соответствующее. Основная часть нашей техники – колесная, она позволяет быстро перемещаться по асфальтовому покрытию. БТР для выполнения наших задач по охране Северска и СХК подходят лучше, чем гусеничные БПМ, предназначенные для передвижения по пересеченной местности.

_J0A3054

Служи – не тужи

– У вас больше военнослужащих срочной службы или контрактников?

– Около 80% личного состава дивизии – военнослужащие по контракту. Их уровень образования, морально-психологического состояния и самосознания очень высок. Они готовы работать и защищать Родину.

– Трудно находить желающих служить по контракту?

– Сейчас легче, чем раньше. Люди к нам идут, хотят у нас служить. В том числе благодаря хорошему денежному содержанию.

– Если не секрет, сколько получают военнослужащие вашей дивизии?

– Новички, которые только-только устроились по контракту, – 44 тыс. рублей в месяц. Чем больше выслуга лет, выше должность и звание, тем больше зарплата. Командир роты в звании капитана получает в пределах 70 тыс. рублей в месяц. Офицер в органах управления соединения – больше 80 тыс.

Это достойная зарплата, она позволяет человеку не думать о том, как содержать семью, а сосредоточиться на добросовестном выполнении своих служебных обязанностей.

– Какова ситуация с обеспечением жильем? Квартирный вопрос решается?

– Решается. Через три года после начала службы каждый имеет право стать участником военной ипотеки: государство перечисляет на счет военнослужащего 220 тыс. рублей в год. Еще через три года военнослужащий получает квартиру. Таким образом, от начала службы по контракту до покупки жилья в ипотеку проходит около шести лет. И пока он служит, ипотечный кредит выплачивает за него государство.

Если военнослужащий решил уволиться из армии до того, как его ипотечный кредит будет погашен, то ему надо будет либо выплатить остаток кредита за свой счет, либо отдать квартиру государству.

_J0A3038

– Сколько в дивизии женщин? На каких должностях они служат?

– Женщин у нас много – около 30% личного состава. Мы их стараемся использовать на должностях, соответствующих их возможностям и складу характера. Большинство из них служат на контрольно-пропускных пунк-тах.

– Почему они у вас такие неприветливые и необщительные?

– Необщительные, потому что им запрещено разговаривать при выполнении служебных обязанностей. Что касается неприветливости, то тут я с вами не соглашусь. Впрочем, если какие-то женщины, работающие на КПП, людям не улыбаются, то это, скорее, не из-за мрачного характера, а из-за не совсем правильного представления о профессионализме. Может, им кажется, что улыбка вредит делу, что они должны быть очень серьезными. Но это дело поправимое.

– Сотрудницы КПП довольно хорошо выглядят, в том числе благодаря всевозможным женским хитростям и аксессуарам. Им не запрещено пользоваться косметикой и носить украшения?

– Конечно, не запрещено. Женщина есть женщина, она должна быть красивой. Вот если бы красить ногти или губы стали военнослужащие-мужчины, то мы бы призадумались…

– У вас служат только уроженцы Томской области или есть и жители других регионов?

– Контрактники у нас из самых разных регионов, в том числе из европейской части России. А призывники в основном из регионов Сибири – из Томской, Новосибирской, Иркутской, Кемеровской областей, из Красноярского и Алтайского краев… Впрочем, призывников у нас не так много – около 10%.

– Родители призывников навещают своих детей? Вы разрешаете им встречаться?

– Встречаться не запрещаем, только договориться об этом нужно заранее. У нас ведь режимная зона, и нужно время, чтобы выписать пропуск. Для них существуют комнаты посетителей, гостиницы. Если к призывникам приезжают родители, то мы даем им увольнение на сутки, чтобы они могли спокойно пообщаться.

Как правило, этим чаще всего пользуются жители Томска и Северска. Из других регионов родители призывников приезжают редко. Правда, на присяге по традиции присутствуют. В последний раз на присяге было 250 родителей.

_J0A3118

– У вас есть планы по полному переходу на службу по контракту?

– Да, мы к этому стремимся, потому что уровень подготовки военнослужащих по контракту намного выше, чем у призывников. И чувство ответственности у них сильнее, так как это, как правило, взрослые мужики, чаще всего семейные. В этом году мы еще не укомплектуемся контрактниками на 100%. Может быть, в следующем.

Краповые береты спецназа

– Самыми подготовленными и даже легендарными бойцами внутренних войск считаются краповые береты. У вас в дивизии такие люди есть?

– Да, десять человек из роты специального назначения. Она была сформирована в этом году для выполнения внезапно возникающих задач. Это достаточно мощное подразделение и в плане подготовки, и в плане вооружения.

– А где брали бойцов для этой элитной роты?

– Из всех частей и соединений Сибирского регионального командования. Командующий отдал приказ отобрать только самых подготовленных людей, способных выполнять задачи высшей степени сложности. Мы таких ребят нашли. Отбирали их по нескольким критериям: хорошая физическая и спортивная подготовка, отличное здоровье, образование, моральная и психологическая устойчивость.

_J0A3061

– Как заслужить краповый берет?

– Существует специальный комплекс подготовки. Он очень сложный. Ребята осваивают его самостоятельно. Когда они считают, что достаточно готовы, то подают заявку. После этого они проходят многоступенчатый отбор – сначала на уровне подразделения, потом на уровне полка, дивизии, регионального командования. И только потом лучшие из лучших допускаются к главному экзамену на уровне федерального командования.

Экзамен принимает специальная комиссия краповых беретов. Выдержать его очень трудно, сдают единицы. Например, надо на время пробежать 10-километровый кросс со всей экипировкой по сложному маршруту по пересеченной местности. С преодолением рек, болот и прочих преград. При этом надо выполнять вводные: при условной химической атаке бежать в противогазе или преодолеть огненно-штурмовую полосу. Кандидаты также сдают нормативы по высотной подготовке. Например, они должны суметь десантироваться из вертолета и с использованием спецсредств захватить многоэтажное здание.

Финальная часть экзамена – рукопашный бой, который принимают у них инструкторы с высочайшим уровнем подготовки. Кандидаты ведут бой друг с другом, периодически туда подключаются инструкторы. Разумеется, рукопашный бой проводится со средствами индивидуальной защиты.

Авторитет тех, кто заслужил право носить краповые береты, очень высок, и мы гордимся, что такие люди есть в нашей дивизии.

Впрочем, мы гордимся и многими другими сослуживцами. Например, мой заместитель полковник Андрей Никул, выпускник знаменитого Рязанского училища ВДВ, – кавалер двух орденов Мужества и медали Суворова, не считая 12 ведомственных и юбилейных наград… Уникальный человек.

_J0A2927

_J0A2981

Зигзаги судьбы

– Расскажите немного о себе: откуда вы, где учились, где и как служили?

– Я родился и вырос на Украине, в Одесской области. В 1988 году окончил Пермское высшее военно-командное училище. Поступить туда было сложно, конкурс составлял десять человек на место. После училища отправился служить в новосибирский полк. Сейчас этот полк, кстати, входит в состав нашей дивизии. Был там командиром взвода, потом роты. Затем был направлен в спецназ в том же Новосибирске.

Впервые в северскую дивизию попал в 2008 году, два года служил в ней в должности заместителя комдива. В 2010 году поступил в Академию Генерального штаба. В 2012 году окончил ее и три года служил заместителем начальника штаба в Уральском региональном командовании. А ровно год назад, 15 августа 2015 года, вновь вернулся в северскую дивизию в качестве командира этого соединения. Вот такая судьба…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + шесть =