Томская филармония завершила концертный год
77-й концертный сезон постепенно становится историей. Мы попросили директора Томской областной государственной филармонии Наталию Чабовскую и художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра народного артиста РФ Владимира Понькина подвести итоги и рассказать о планах на ближайшее будущее.
И все-таки звезды нам помогают
– Владимир Александрович, завершается 77-й концертный сезон. Семерку называют божественным числом, числом везунчиков. У нас же их сразу две. А вы верите в подобную магию цифр?
Владимир Понькин: – Было время, когда верил. Сейчас я верю в Создателя и надеюсь на свою интуицию, свои силы и своих друзей.
– Помните ли вы свое первое впечатление от Томского академического симфонического оркестра?
В. П.: – Оркестр мне сразу очень понравился. Я, кстати, вижу в этом очень большую заслугу Михаила Грановского (предыдущего художественного руководителя и главного дирижера. – Прим. ред.). Он смог установить определенную внутреннюю ритмическую и ансамблевую дисциплину. Я воспринял это как очень хорошую почву для своего творчества. Так что большое ему спасибо!
Другое дело, что я могу не согласиться с ним по части интерпретации или по части какого-то своего человеческого отношения к музыке. Ну так я и с Геннадием Николаевичем Рождественским не всегда соглашался! Когда я был его студентом, мы много спорили. Перед своими гастролями он часто давал мне партитуры, мягко говоря, каверзные и настаивал на своей точке зрения, а я шел своим путем. И, самое интересное, спустя время я обнаруживал, что маэстро принимал мою точку зрения и ею пользовался. То есть он, как истинно гениальный человек и педагог, учился и у своих студентов тоже. И этот процесс взаимного обучения на самом деле идет всю жизнь.
– Владимир Александрович, а вы довольны результатом годовой работы с оркестром?
В. П.: Скажу честно: и да, и нет. И дело не в оркестре. Коллектив очень хороший! Знаете, бриллиант даже маленького размера поражает своей красотой. Мне не хватило хорошей акустики в Большом концертном зале. Из-за этого я не смог показать потенциальную мощь оркестра. Из-за этого мне не удалось развернуть свое творчество с томским, еще раз повторюсь, великолепным в своем порыве коллективом в полной мере. Сейчас я думаю над тем, что можно сделать, чтобы оркестр ярко и компактно зазвучал в том зале, который у нас есть. Проблема с акустикой в концертных залах, к сожалению, в нашей стране повсеместная. Определенный опыт решения у меня есть.
В 1995 году я был приглашен в качестве главного дирижера в театр Станиславского и Немировича-Данченко, и первое, что я сделал, так это взял лом и разобрал всю оркестровую яму до бетонного основания, а затем обустроил ее так, как считал нужным, и оркестр зазвучал! И в «Геликон-Опере» я сделал то же самое. Есть у меня представление и о том, что можно сделать с томской сценой.
– Наталия Игоревна, подведите, пожалуйста, и вы промежуточные итоги 77-го сезона.
Наталия Чабовская: – Все, что предлагал маэстро в нашей первой с ним беседе, мне казалось довольно смелыми, но очень далекими перспективами. Я имею в виду мастер-классы по симфоническому дирижированию и его методику работы с детьми «Хочу стать дирижером». Но звезды так сошлись (улыбается), что даже самые, казалось, нереальные проекты нашли свое отражение уже в этом, 77-м сезоне. Благодаря Российскому фонду культуры в конце 2022 года в Томске состоялось грандиозное событие с участием молодых дирижеров России и мира. А в начале 2023-го Владимир Александрович приступил к работе уже с малышами. И это тоже имело мощнейший общественный резонанс. А в каком восторге от такой практики пребывал оркестр! Владимир Александрович открывался им еще больше как музыкант, методист, педагог и просто человек, умеющий находить общий язык с разными поколениями. И это было здорово.
ОНЛАЙН-ЗРИТЕЛЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ ТОМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ СТАЛИ СВЫШЕ 60 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ИЗ САМЫХ РАЗНЫХ УГОЛКОВ МИРА.
Раздвигая музыкальные границы области
– А не потеряется ли на этом фоне другой уникальный проект – «Дети играют с оркестром», который реализуется при поддержке губернатора?
Н. Ч.: – Нисколько. Мало того, Владимир Александрович также взял его в свои руки. Он возглавил проект, а продолжит работу уже в следующем сезоне молодой дирижер Игорь Берендеев. Но в финале, на гала-концерте, дирижировать детьми снова будет маэстро Понькин.
– Звучит заманчиво, учитывая еще и тот факт, что в новом сезоне проекту исполняется 10 лет.
Н. Ч.: – В преддверии юбилея мы решили расширить его границы, поменяв для этого организационную структуру. Несмотря на то что итоговые прослушивания состоятся только в ноябре и декабре, музыканты нашего оркестра уже сейчас выезжают в районы области, встречаются с учащимися музыкальных школ, дают им рекомендации. В состав творческого десанта, помимо оркестрантов, входят специалисты методического отдела филармонии.
На сегодняшний день уже завершены ознакомительные прослушивания перспективных ребят в Парабельском и Молчановском районах. В настоящее время музыканты филармонии работают в селе Кожевниково, а с Зырянским районом прослушивание будет проходить в формате видеоконференции.
На наш взгляд, эта предварительная работа очень важна, потому что дети из районов, особенно из отдаленных, опасаются участвовать в конкурсе, считая ребят из города более конкурентоспособными. Поэтому мы всячески стараемся привлечь к конкурсу именно область, и на протяжении ближайших месяцев эти ребята будут находиться под нашим творческим контролем.
– Владимир Александрович, конкурс «Дети играют с оркестром» нужный? Для этих ребят, которые в нем участвуют?
В. П.: – Любое прикосновение ребенка к исполнительскому искусству – это величайшая радость и колоссальный стимул для самосовершенствования, для самообразования. Такие моменты вселяют в детей уверенность в том, что у них – прекрасное будущее.
Н. Ч.: – Именно поэтому мы, кстати, не делаем в этом конкурсе акцент на призовые места, у нас есть только Гран-при и девять победителей по трем возрастным категориям. Для чего именно так? Чтобы поддерживать стремление детей к профессионализации, к близости с симфоническим оркестром, к выходу на сцену. Это – главное! Наша задача – пробудить интерес и поддержать его, чтобы впоследствии дети его потом сами в себе пестовали вместе со своими педагогами.
В. П.: – «Все различны – все равны» – прекрасный девиз центра отдыха и оздоровления «Орленок». Так же, как и девиз дирижера: «Первый среди равных». Именно такое отношение и воспитывает у ребятишек ответственность.
– В нашей филармонии вообще творческой молодежи уделяется особое внимание. Так ведь?
Н. Ч.: – Томская филармония уже много лет поддерживает детское творчество. Не случайно на нашей, самой большой академической площадке региона выступает Сводный детский хор Томской области, это около 700 человек. То же самое с хореографическими коллективами и школами искусств – все они также проводят свои праздничные концертные программы у нас: мы предоставляем такую возможность, несмотря на плотный концертно-репетиционный график. Мы понимаем, что миссия филармонии в том, чтобы поддержать томские коллективы, чтобы способствовать их развитию.
В. П.: – Это очень важно, это верно!
– А какие новые формы работы появились в филармонии за последнее время?
Н. Ч.: – Мы активно продолжаем онлайн-трансляции, развиваем работу виртуального концертного зала, проводим всевозможные экскурсии, выставки. Кстати, сейчас у нас проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. К мероприятиям цикла «Литература в музыке» мы тоже, как правило, готовим выставки: некоторые устанавливаются только на время концерта, некоторые, как, например, выставка, посвященная Александру Николаевичу Островскому, стоит у нас до сих пор. Хочу сказать, что эта работа не остается незамеченной. Мы судим об этом как по количеству зрителей-посетителей, так и по количеству отзывов.
В 78-М КОНЦЕРТНОМ СЕЗОНЕ АНСАМБЛЬ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СИБИРСКИЕ УЗОРЫ» ОТМЕТИТ 45 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА БОЛЬШИМ КОНЦЕРТОМ В БКЗ.
Успешный выстрел «ПушКи»
– Раз речь зашла о посещаемости, вполне резонным будет вопрос о стратегическом проекте государства – «Пушкинской карте». Известно, что за время ее действия Томская филармония стала лидером по посещаемости молодежной аудитории от 14 до 22 лет. На сегодняшний день по «ПушКе» было куплено свыше 30 тысяч билетов. Как удалось завлечь молодежь, Наталия Игоревна?
Н. Ч.: – Придумываем новые форматы. Например, «Орган в темноте». Такие концерты сопровождаются видеоинсталляцией, их начало перенесено с 19 часов на 21. На сцене Большого концертного зала выступает наш струнный квартет «Фаэтон». Концертмейстер оркестра Семен Промое возродил хорошо забытую идею, когда музыканты, прежде чем сыграть произведение, подробно рассказывают о нем. Эта форма всегда интересна публике вне зависимости от возраста. У нас ее также активно практикует органист Дмитрий Ушаков. И, когда видишь ошеломленную публику, причем не только молодежь, но и взрослых зрителей, понимаешь, насколько наши исполнители попали в десятку.
– Раз вы стали перечислять отдельные форматы, хочется спросить и о репертуарных концертах.
Н. Ч.: – Это важная часть работы филармонии, на которую нас также подтолкнула «Пушкинская карта». Потому что концерты, состоящие из популярной классики, в первую очередь ориентированы на новичков. И, как только вывешиваются афиши и открываются продажи, билеты охотно раскупаются. Мы придумали новый жанр и назвали его «Роман с оркестром». Идею активно поддержал и Владимир Александрович. На наш взгляд, задачи всех литературных проектов, как с оркестром, так и с камерными составами, заключаются в поиске новых подходов к литературным произведениям, которые изучаются в общеобразовательных учреждениях. Считаем, что нам это удается. Но мы не успокаиваемся: наша цель – чтобы после концерта дети-подростки захотели прочитать пьесу, роман или повесть, о которых мы им рассказывали в филармонии. Особый поток отзывов мы получили после постановки «Евгения Онегина». По сути, проект «Роман с оркестром» стал логическим продолжением проекта «Сказки с оркестром». Мы долго спорили о том, что предложить повзрослевшим детям, и в конце концов вместе нашли ответ на этот вопрос.
Литературный абонемент, к реализации которого мы приступили еще в прошлом сезоне, тоже стал удачным ходом, привлекающим и педагогов, и нашу целевую аудиторию от 14 до 22 лет. Музыка эффектно дополняет факты, которые находит сценарист Татьяна Веснина, музыкальный редактор Томской филармонии, кандидат филологических наук. Все это вкупе позволяет поддерживать интерес у зрителей на протяжении двух отделений, которые еще учатся воспринимать крупную форму.
– Наталия Игоревна, а важно ли оркестру иметь художественного руководителя и обязательно ли им должен быть главный дирижер?
Н. Ч.: – Художественный руководитель оркестра – это маяк для коллектива. Чтобы указывать направление, он кропотливо и тонко анализирует запросы зрителей, потребности музыкантов, музыкальный материал. Он работает ежедневно, даже ежеминутно, определяя задачи и пути их достижения. Владимир Александрович с его опытом дирижерской и педагогической деятельности – подарок как для томских слушателей, так и для музыкантов. Он ведет творческий коллектив, выступает с оркестром в ключевых концертах. И он же назначает молодых дирижеров для отдельных программ. Например, маэстро Понькин доверил часть абонементов своему ассистенту Игорю Берендееву.
В. П.: – Это мой любимый ученик. Он – блестящий созидатель.
Н. Ч.: – Это особенно заметно по такому сложному синтетическому проекту, как «Литература в музыке».
ТОЛЬКО КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ОТДЕЛ ТОМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ В ПРОШЕДШЕМ СЕЗОНЕ ПРОВЕЛ СВЫШЕ 100 МЕРОПРИЯТИЙ КАК НА ВЫЕЗДНЫХ ПЛОЩАДКАХ, ТАК И В ЗАЛАХ ФИЛАРМОНИИ.
Маэстро остается в Томске
– Наталия Игоревна, можете поделиться планами на сезон 2023/24?
Н. Ч.: – У нас их много. В декабре, закрывая Год педагога и наставника, Владимир Александрович будет дирижировать нашим оркестром с яркими вокалистами, которые сначала прошли обучение в Томском музыкальном колледже, а затем в российских вузах и сейчас работают в лучших оперных театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска. Свои выступления они посвятят своим томским педагогам. Мы также очень надеемся на продолжение резонансных проектов, таких как «Хочу стать дирижером». Может получить дальнейшее развитие и история мастер-классов, но уже за пределами Томской области: маэстро и его ученик планируют подать заявку на грант, и в случае победы молодежь нашего оркестра сможет объединиться с музыкантами из других городов России. Таким образом, тема симфонического дирижирования получит продолжение.
– Владимир Александрович, прокомментируете нам ваше недавнее назначение на пост главного дирижера Нижегородской филармонии? Не отразится ли такое совмещение на качестве работы с главным музыкальным коллективом Томской области?
В. П.: – Расскажу предысторию: 30 августа прошлого года умер главный дирижер Нижегородской филармонии Александр Михайлович Скульский. Мы учились у одного педагога – у Маргариты Александровны Саморуковой в Горьковской консерватории, откуда я в 1976 году выпорхнул как баянист и поступил на дирижерский факультет в Московскую консерваторию. В 1980-х годах, после того как я взял первую премию в Лондоне на дирижерском конкурсе, один из моих первых концертов состоялся именно в Горьком. Оркестр меня сразу полюбил. И в дальнейшем мы очень много контактировали. Со смертью Александра Михайловича, как вы думаете, с какой просьбой они ко мне обратились? Правильно, «Выручай!». Я долго сопротивлялся. Я дал согласие только в конце апреля. Причем сначала мы с Наталией Игоревной утвердили план работы в Томской филармонии, а затем я уже планировал деятельность в Нижегородской, то есть по остаточному принципу.
Александр Михайлович был главным дирижером Нижегородской филармонии последние 20 лет. Он сделал очень много. С директором этой филармонии, Ольгой Николаевной Томиной, лично общались Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Мстислав Леопольдович Растропович. Представляете, как там воспитана публика? И чего стоит сыграть не то и не так?
Все концерты, которыми я дирижировал, работая в Нижегородской филармонии, были сыграны оркестром на высочайшем уровне. Это один из лучших оркестров в России. Правда, и он тоже работает в условиях неважной акустики, и это тоже очень сильно осложняет мою работу, и с этим тоже я буду бороться. Но это так, отступление.
Моя основная задача как в Томске, так и в Нижнем Новгороде – сделать так, чтобы после меня за пульт встали молодые высокопрофессиональные дирижеры, которые продолжат мою линию. Ведь когда педагог счастлив? Когда ученик идет дальше наставника. Если в поле моего зрения был бы достойный кандидат, я сразу бы уступил ему место. Но пока такого нет, буду помогать. Я и Томскому оркестру тоже помогаю. Наталия Игоревна, вы же помните, что на первой же встрече я сказал вам, что за год я осмотрюсь, оценю ситуацию и потом начну готовить себе смену? И, как вы могли заметить, эту работу я уже, между прочим, веду.
– На ваш взгляд, какой должна быть пропорция между популярной классической музыкой и серьезными произведениями? Готовы ли вы заниматься воспитанием томской публики?
В. П.: – Как я мыслю воспитание томской публики? Исполнение хитов – это очень важный момент. Это музыка для привлечения. И в то же самое время эта очень красивая музыка, воздействуя на эмоции, она тоже выполняет свою воспитательную функцию. Концептуальные сочинения носят для публики стратегический воспитательный характер.
В новом сезоне мы, к примеру, сыграем Вторую симфонию Антона Брукнера. Это просто потрясающее сочинение! Почему? Потому что ощущение твоего состояния во время исполнения (и прослушивания) этой музыки – это величайший по своему наслаждению полет. Своей музыкой Брукнер воспитывает, воспевая божественную свободу мысли и самодостаточности человека как высшего существа. Это воспитание совершенно удивительной гордости. Брукнер указывает нам направление, куда нужно идти.
Дальше я хочу остановиться на труднейших симфониях Петра Ильича Чайковского – Четвертой, Пятой, Шестой. Эти симфонии доступны далеко не всем исполнителям. Но многие за них хватаются и портят. Вспомните, как читал стихи Пушкина Иннокентий Михайлович Смоктуновский, это же просто фантастика! А как это делает студент? Все мимо – как на велосипеде по Лувру. Так и здесь.
Н. Ч.: – А я хочу еще добавить, что это очень здорово, что, будучи народным артистом РФ, дирижером с большим именем и стажем, Владимир Александрович не чурается произведений популярной классики. Потому что исполнять ее на высоком профессиональном уровне, то есть первоклассно, тоже является важной задачей для академического симфонического оркестра. Это имеет значение и для новой публики, и для концертов на профессиональные праздники, например. В эти выходные мы будем отмечать День медика, и работники областного здравоохранения накануне поинтересовались: «А будет ли симфонический оркестр?» Понятно, что музыканты не станут исполнять Пятую симфонию Бетховена. Следовательно, нам необходимо иметь в репертуаре такие произведения, которые создадут праздничное настроение на базе классики. Одним словом, произведения для души.
По словам Владимира Понькина, особое удовлетворение от своей работы он получает, когда видит в зале одухотворенные лица людей. Музыка преображает! Если люди покидают филармонию в приподнятом настроении, если их переполняют светлые чувства – это самое главное! Именно за этим мы раз за разом и зовем вас на наши концерты!
Завершив концертный сезон 15 июня выступлением в Большом концертном зале Томской филармонии, коллективы Томской филармонии не покидают горожан. Традиционный фестиваль «Летние вечера в Органном зале», как всегда, ждет своих зрителей в будние дни, а уличные концерты проходят на летней эстраде по пятницам и субботам.
22 июня Томский академический симфонический оркестр представит томской публике «Седьмую симфонию» Шостаковича. Филармония впервые со-единит музыку с компьютерными технологиями. Фундаментальное, невероятной силы и мощи сочинение будет обрамлено световыми и видеоэффектами. Концерт запланирован на летней эстраде, но в случае плохой погоды будет перенесен в БКЗ. Эта музыка Дмитрия Шостаковича в 1942 году ленинградцам подарила веру в жизнь, всему миру вселила уверенность в Победе. Она и сегодня способна дать заряд невероятной энергии и веры в торжество мира.
Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев