Шахматный триллер для томских партий

TNews813_10

До эндшпиля дойдут единицы

В следующем году в Томской области состоятся самые масштабные выборы за последние несколько лет. Жители региона будут выбирать депутатов в Государственную думу России и в Законодательную думу области. Грядущие выборы определят расклад сил в стране и регионе на пять лет вперед. Кто вступит в борьбу за места в региональном и федеральном органах законодательной власти? Какие реальные задачи они будут при этом решать? Каковы их шансы на успех? Для простоты понимания представим новую избирательную кампанию образно – в виде шахматной партии.

Два пишем, три в уме

18 сентября 2016 года жителям нашего региона предстоит избрать 42 депутата Законодательной думы Томской области (21 по мажоритарным округам и 21 по партийным спискам). Это, можно сказать, дело домашнее, внутреннее.

Основное внимание федеральных политиков и центральной власти будет сосредоточено на выборах в Государственную думу России. На этот раз голосование в главный парламент страны пройдет по смешанной избирательной системе. Из 450 депутатов 225 будут выбраны по партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным округам.

Для Томской области возвращение к смешанной системе выгодно, так как она гарантированно получит не одного, а минимум двух представителей от региона. Потому что в Томской области образованы два одномандатных избирательных округа: Томский (№ 181) и Обский (№ 182).

Кроме того, существуют шансы на то, что третьего представителя в Госдуме наша область получит по результатам выборов по партийным спискам. Но для этого нужна максимально большая явка на выборах в Томской области.

Сейчас наш регион имеет в Госдуме только одно место. Сначала его занимала проректор СибГМУ профессор Людмила Огородова, попавшая в Госдуму по списку «Единой России». Потом, когда она была назначена заместителем министра образования и науки РФ, освободившееся кресло депутата российского парламента заняла учитель истории и английского языка Поросинской средней общеобразовательной школы Елена Ушакова.

Дебют

Началом партии можно считать промежуток от ноября этого года до середины следующего лета, когда произойдет официальный старт избирательной кампании.

Первый ход сделал новый заместитель губернатора по внутренней политике Сергей Ильиных. Он провел ознакомительную встречу с лидерами региональных отделений полутора десятков партий.

– Помимо знакомства была еще одна цель – я рассказал, какую задачу поставил передо мной губернатор как перед заместителем по внутренней политике, в том числе по выстраиванию конструктивных взаимоотношений со всеми региональными отделениями политических партий, – прокомментировал Сергей Ильиных. – Кроме того, мы говорили об избирательных кампаниях 2016 года. Губернатор поручил организовать максимально прозрачные, легитимные выборы, при которых все участники – кандидаты, политические партии, общественные движения и другие институты гражданского общества – будут полностью проинформированы о порядке и требованиях при проведении всех процедур. Речь также шла о методологической помощи, которую мы можем оказать партиям: как собирать подписи, какие документы сдавать, чтобы стать кандидатом, как проводить агитацию. Вместе с избирательной комиссией мы будем помогать всем участникам выборов делать это, не нарушая законодательства.

По словам вице-губернатора, до конца текущего года он проведет вторую подобную встречу – с представителями тех партий и общественных движений, которые не смогли присутствовать в первый раз.

Расстановка сил

В отличие от шахматной партии политические баталии начинаются не с нуля. У всех партий уже есть стартовые позиции, которые по своим возможностям сильно отличаются друг от друга. Впрочем, тут прослеживается довольно близкая аналогия с иерархией шахматных фигур. Например, правящая партия, как бы она ни называлась, это, безусловно, ферзь. Она играет ведущую роль в избирательной кампании, заставляя всех остальных подстраиваться под себя.

В разное время роль ферзя играли ЛДПР и «Выбор России» (у них было одинаковое количество мест в Госдуме первого созыва), КПРФ (в Госдуме второго и третьего созывов), «Единая Россия» (в Госдуме четвертого, пятого и шестого созывов).

В качестве тяжелой фигуры – ладьи – в последнее время традиционно выступает КПРФ, занимая второе место в Госдуме и во множестве региональных и муниципальных парламентов.

Лошадью ходи, лошадью!

ЛДПР и «Справедливая Россия» – это легкие фигуры. Роль коня логично будет отдать партии Жириновского, которая довольно часто совершает неожиданные скачки в самых разных направлениях. Главным преимуществом ЛДПР, ее самым убойным орудием традиционно является сам лидер партии. Во время выборов Владимир Жириновский не ленится лично ездить по всем регионам и проводить масштабные акции, которые больше похожи на супершоу мировой звезды, чем на встречи с избирателями.

Однако ЛДПР имеет еще одну сильную сторону – очень мощную организационную структуру и тесную связь центрального руководства с регионами. У этой партии есть местные отделения во всех районах области, не говоря о Томске и Северске. И они существуют не только для галочки, как у некоторых других. Например, несколько лет назад в Асине была очень необычная ситуация, когда местные члены разных оппозиционных партий постоянно собирались в офисе ЛДПР. И не только потому, что асиновские единомышленники Жириновского такие гостеприимные. А и потому, что только у них была в собственности квартира, купленная благодаря центральному руководству. У остальных оппозиционных партий своего офиса в Асине не было.

Еще одно преимущество томской организации ЛДПР – свой человек в центральном руководстве партии. Бывший руководитель томского отделения Алексей Диденко является правой рукой Жириновского в Госдуме РФ (в качестве первого заместителя руководителя фракции ЛДПР).

У «Справедливой России» таких козырей нет. Но зато есть узнаваемый лидер регионального отделения Галина Немцева. Это не только женщина, приятная во всех отношениях, но и очень активный депутат областной Думы, которому есть чем отчитаться перед своими избирателями.

Пехота

Непарламентские партии сейчас больше напоминают пешек. Иногда кто-то из них прорывается в региональные или муниципальные думы, но много мест там не занимает. Впрочем, некоторые из этих партий когда-то были легкими и даже тяжелыми фигурами, как «Яблоко», чьи позиции были традиционно сильны в Томске (особенно в то время, когда региональным отделением этой партии руководил первый спикер городской Думы Олег Плетнев).

Теоретически любая пешка как в шахматах, так и в политике может стать ферзем или любой другой фигурой, кроме короля. Но практически и в игре, и в жизни это происходит чрезвычайно редко. Например, томское «Яблоко» после многих лет неудач и даже забвения неожиданно сумело вернуть себе членство в Думе города Томска, но заняло там только одно место. Благодаря этому один из старожилов томской политики Василий Еремин вновь стал городским депутатом. Однако сложно представить, что в следующем году «Яблоко» сможет вернуть свои прежние позиции в областном парламенте и тем более в Госдуме РФ.

Количество, не переросшее в качество

На самом деле ситуация с политическими партиями сейчас сложнее, чем в шахматах, потому что партий в России стало слишком много – 74! И это притом что до 2011 года их оставалось всего семь: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». И создание новых партий не предвиделось, так как согласно действовавшему тогда законодательству минимальное количество членов партии должно было составлять 50 тыс. человек.

Но в 2012 году в стране была проведена партийная реформа, которая резко снизила требования к партиям и облегчила процедуру их создания. Достаточно сказать, что минимальное количество членов партии было сокращено в сто раз – до 500 человек. Не удивительно, что партии стали плодиться как грибы после дождя. Особенно бурно этот процесс шел в 2013 году.

Но уже в 2014 году энтузиазм партийного строительства заметно угас. Оказалось, что проще и дешевле было создать партию, чем обеспечить ей победу на выборах, пусть даже на муниципальных. Да что там победу – многие партии не смогли даже пройти процесс регистрации на выборах. Так что сейчас ряд партий фактически прекратили свою деятельность и находятся на пути к ликвидации.

Похожая ситуация сложилась и в нашем регионе. По информации Управления Министерства юстиции РФ по Томской области, 47 политических партий имеют региональные отделения в нашей области.

Большинство партий зарегистрированы не в офисах, а в обычных квартирах, вероятно, по месту проживания руководителей. У многих из них не указан даже контактный телефон. А часть телефонов, значащихся как контактные, уже не работают.

– Томские партии делятся на несколько категорий, – говорит председатель комитета государственной нацио-нальной политики и общественных связей администрации Томской области Евгений Петров. – В первую входят четыре парламентские. Вторая категория состоит из трех партий, которые не представлены в Госдуме, но существовали до 2011 года: «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Они избирателям давно и хорошо известны, поэтому им не надо тратить силы и средства на то, чтобы сделать название партии узнаваемым. У них есть свой бренд, свои традиции и свои избиратели. В третью категорию входят вновь образованные партии, которые участвуют или хотя бы пытаются участвовать в выборах, то есть ведут более-менее активную политическую деятельность. Это «Коммунисты России», «Союз труда» (партия профсоюзов), «Рот Фронт», «Достоинство» и «Партия ветеранов России». Четвертая группа состоит из партий, чьи томские региональные отделения вроде бы живы, но ведут себя очень пассивно, выборами не занимаются и не понятно, что вообще делают. Наконец, в последнюю, пятую, группу входят партии, которые формально еще существуют, но фактически стоят на пути к ликвидации.

При выборочном обзвоне томских руководителей партий классификация Петрова полностью подтвердилась.

– Наша партия практически уже не существует, – приз-налась председатель совета регионального отделения партии «ЧЕСТНО» (Человек. Справедливость. Ответственность) Светлана Маловичко. – У нас нет финансирования и связи с центральным руководством. Когда подойдет срок, будем ликвидироваться.

– В Томске наша партия пока существует, – заявила председатель Томского регионального отделения «Монархической партии» Людмила Корчагина. – Но уже два года, как мы свернули всю работу в регионе, так как не знаем, работает ли центральное отделение партии. По крайней мере, никакого финансирования оттуда мы давно не получаем, и даже связи с центральным аппаратом уже нет. Хотя раньше и финансирование было, и на съезды мы ездили, и на учебу. Но все это осталось в прошлом. Тем не менее связь друг с другом томские члены партии по-прежнему держат. Если вдруг сейчас появится какая-то идея и финансирование, то мы силы соберем, так как люди мы обученные, умеем работать с народом и легки на подъем.

Миттельшпиль

Середина шахматной партии, в которой развиваются основные события, характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Это время от старта избирательной кампании до дня голосования.

Как уже стало понятно, в грядущих выборах в Томской области будут участвовать максимум 10–12 партий. Наибольшие шансы на успех имеют четыре парламентские партии. Три партии из второй категории по классификации Петрова также попробуют преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в областную Думу и примут участие в выборах в Государственную думу РФ. Шансы на прохождение в главный парламент страны у них небольшие, но есть, особенно в случае грамотного проведения избирательной кампании.

Например, глава томского «Яблока» Игорь Одинцов признался, что центральный аппарат увеличил финансирование. Он также раскрыл секрет подготовки к выборам в Госдуму: к активной политической деятельности вернется сооснователь и многолетний лидер «Яблока» Григорий Явлинский.

По словам главы Томского отделения ЛДПР Сергея Брянского, наибольшую выгоду от возвращения смешанной избирательной системы на выборах в Госдуму получит «Единая Россия», так как ее финансовые и административные ресурсы дают огромное преимущество на выборах по одномандатным округам. Если оппозиционные партии потеснят ее позиции на выборах по партийным спискам, «Единая Россия» компенсирует это результатами выборов по мажоритарным округам. Что, кстати, и произошло на выборах в Думу города Томска.

Для непарламентских партий, особенно из третьей категории, большой сложностью является этап регистрации. На выборах в сентябре этого года пройти регистрацию смогли только «Яблоко», «Патриоты России» и «Коммунисты России». Отсеялся на этом этапе даже «Союз труда», несмотря на всю мощь профсоюзных организаций и их опыт общественной деятельности.

Именно о таких проблемах и говорил Сергей Ильиных, предлагая партиям помощь «в рамках закона».

Эндшпиль

Окончание шахматной партии характеризуется малым количеством оставшихся фигур и большим пространством для маневра. В избирательной кампании это, безусловно, день голосования. Но сейчас говорить об этом преждевременно, так как пока идет только самое начало дебюта.

Из 47 томских региональных отделений политических партий 12 возглавляют женщины.

TNews813_11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 5 =