Шашечки наголо. Читатели «ТН» поставили такси на место

taksi-maksim

Рынок такси, традиционно консервативный, за последние годы сделал несколько больших шагов вперед. Теперь «зеленоглазый» транспорт, воспетый Боярским, и притормозит, где надо, и отвезет туда, «где будут рады мне всегда». А все благодаря тому, что в прошлом году в город пришли «Яндекс.Такси» и Gett. И теперь «наши люди» вполне могут позволить себе скататься и до булочной, не вызывая подозрений. Но что выбирают томичи? Современные мобильные приложения, диспетчерские службы или родных томских перевозчиков? Журналисты «ТН» опросили людей разного возраста и профессий, чтобы узнать предпочтения горожан.

Как мы считали

Участники анкетирования оценивали работу шести перевозчиков. Две федеральные диспетчерские службы «Максим» и «Лидер», два агрегатора, предоставляющих свои услуги через приложение на смартфоне, – «Яндекс.Такси» и Gett и два томских предприятия: «Ё-такси» и «Олимп». Оценка производилась по восьми критериям: оперативность прибытия машины на адрес и выполнения заказа, профессионализм вождения и поведение водителя, состояние машин, ценообразование, наличие детского кресла и прочих нестандартных, но нужных удобств, работа диспетчера (удобство мобильного приложения для «Яндекс.Такси» и Gett). Высший балл – 10, в случае если респондент не знаком с работой сети, он выставлял 0. Дополнительные баллы начислялись за возможность выбора музыки в дороге, безналичной оплаты поездки. Начислялись и штрафы, например за отсутствие у водителя сдачи и неприятный запах в салоне автомобиля.

На этапе подготовки мы столкнулись с мнением, что оценивать рынок такси народным рейтингом бессмысленно, потому что сегодня водитель может одновременно сотрудничать с тремя-четырьмя фирмами. Но каждая фирма так или иначе отвечает за тех, кому отдает заказ. Какая-то – по закону, а какая-то – репутацией. Как показали результаты, у каждой фирмы есть свои особенности, плюсы и проблемы.

ЦИФРА

10 519 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров выдал комитет по лицензированию Томской области с сентября 2011 года.

Топ-5 нарушений томских таксистов в 2016 году

  • Непристегнутый ремень безопасности у водителя – 77.
  • Невыполнение требования уступить дорогу пешеходам – 67.
  • Нарушение правил перевозки детей – 35.
  • Остановка под знаком – 23.
  • Езда без страхового полиса – 22.

«Максим»

maksim-logo1631 балл

История компании началась в 2003 году с небольшой службы заказа такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов. Сейчас компания работает в 128 городах России, на Украине, в Казахстане, Грузии и Болгарии. Собственного таксопарка у компании нет, она собирает заказы и передает их частным водителям, с которых берет комиссию 10%. «Максим» первым в Томске предоставил возможность заказа машины через сайт и мобильное приложение, тем не менее 90% заказов принимаются по телефону диспетчерской службой (она находится в Кургане).

Такси «Максим» хотя бы раз пользовался каждый из респондентов, а нули им выставляли те из них, кто по какой-то причине перестал доверять этой службе. Из бросающихся в глаза результатов – сниженные оценки за состояние автомобилей. И это притом что требования томичей, как показывает наш опрос, совсем не высоки – чистый салон и «чтобы не развалилась по дороге». Еще один показательный критерий – работа диспетчера. Люди отмечают: из-за того, что диспетчеры не местные, они совершенно не знают города, и это осложняет заказ. Многие жаловались на хамство сотрудников компании в ответ на звонки с жалобами и просьбами разобраться в проблемной ситуации.

«Максим» лидирует не только в общем рейтинге, но и по количеству набранных штрафных очков. Ни одна другая компания не получала столько претензий на отсутствие сдачи и неприятный запах в салоне. Также она на втором месте среди компаний, машины которых люди не вызывают принципиально.

– Дважды долго ждал автомобиля, в итоге вообще никто не приехал, а меня об отказе оператор не уведомил, после этого зарекся вызывать этого перевозчика, – рассказывает строитель Олег.

Точнее всего о победителе рейтинга высказалась Валентина, назвав компанию «народной». Никакие штрафы не помешали «Максиму» опередить конкурентов, но те подобрались уже совсем близко.

«Яндекс.Такси»

yandex-taxi-logo1532 балл

Томск стал третьим городом Сибири, в котором появился этот сервис. «Яндекс» можно заказать через сайт или при помощи мобильного приложения. Компания не имеет собственного парка, распределяя заказы по своим партнерам. Агрегатор начал свою работу в мае прошлого года. Поначалу на вызовы приезжали автомобили из трех томских таксопарков – «Ё-такси», «Приз» и «Легенда». Сейчас список парт-неров расширился. Также к ним добавились и просто водители с личным авто с разрешением на осуществление перево-зок (обязательное требование сервиса).

Почти догнать «Максима» новичку томского рынка позволили такие показатели, как оперативность доставки до места, удобство мобильного приложения и состояние машин. По критерию «оперативность прибытия» результаты напоминают американские горки – встречаются и колы, и десятки. Жалуются жители отдаленных районов города – говорят, что их заказы водители берут крайне неохотно.

Хвалят томичи и ценообразование, но отмечают, что «Яндекс.Такси» выгодно вызывать на небольшие расстояния и в отсутствие пробок на дорогах, в противном случае ехать по счетчику невыгодно, лучше выбрать перевозчика с фиксированной ценой.

Профессионализм водителей также никем не был поставлен под сомнение. Скорее всего, тут дело в мгновенной обратной связи – каждый клиент ставит в приложении оценку (плюс отзыв по желанию) по итогу поездки. Это формирует рейтинг водителя: чем он выше, тем больше заказов получает машина.

Приверженцы сервиса – продвинутые пользователи смартфонов. Как показал опрос, с гаджетами на «ты» предприниматели, инженеры, сотрудники службы безопасности. В категории «старше 40» «Яндекс» вызывают реже.

«Лидер»

lider-logo1222 балл

Эта федеральная сеть диспетчерских работает более чем в 90 городах России. В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». Сеть сотрудничает как с частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Придя в Томск, компания сразу предложила низкие цены на перевозки. Результаты опроса позволяют говорить, что эта компания выбила себе место количеством, а не качеством. Услугами службы заказа такси пользуются многие томичи, но у «Лидера» самые низкие оценки за состояние автомобилей и профессионализм водителей. Компенсируют результаты оперативность и низкие цены, хотя некоторые респонденты считают, что с такими машинами они все равно завышены. Отмечаются и хамство диспетчеров и водителей (худшие результаты по показателю «профессионализм»). Все это складывается в определенный имидж в глазах клиентов, многие отказываются от услуг фирмы из-за плохой репутации.

«Лидер» стал лидером в ответе на вопрос «Какое такси вы не вызываете принципиально?».

– Лучше идти пешком, чем ехать с камикадзе да еще самой прокладывать маршрут поездки, – заявила парикмахер Инна.

«Ё-такси»

yo-taksi-logo669 балл

Бренд «Ё-такси» появился в результате ребрендинга на технической базе предприятия «Сибирское такси», работающего на томском рынке с 1998 года. «Ё-такси» обладает собственным парком автомобилей: Lada Largus, Lada Vesta и Skoda Rapid.

Местная компания пользуется значительно меньшей популярностью, чем первая тройка, но по качеству предоставляемых услуг (по мнению тех, кто ею пользуется) может дать фору и «Лидеру», и «Максиму», идя вровень с «Яндекс.Такси», официальным партнером которой является. Немало баллов федеральному сервису принесли именно томичи. Рес-понденты часто говорили, что вызывали «Яндекс» по телефону. Но по телефону «Яндекс.Такси» не закажешь, значит, речь шла именно о «Ё-такси». Эти баллы мы перераспределили, но наверняка были и те, кто просто не вдавался в такие тонкости.

Но не только положительное перешло томской фирме от федерального партнера.

– У меня неудачный опыт использования «Яндекс.Такси»: сколько раз ни вызывала, либо едут более получаса, либо вообще приходится отказываться от заказа, так как ждать невозможно. Но знакомые пользуются мобильным приложением и очень хвалят как раз за оперативность, – рассказала госслужащий Галина.

С Галиной согласны многие томичи, длительное ожидание машины – главная проблема томского предприятия. Но других проблем у «Ё-такси» не наблюдается: штрафных баллов почти нет, а профессионализм водителей почти все оценили высоко.

Gett

gett-logo537 балл

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас Gett (обновленное название) работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть разрешение на пассажирские перевозки. В Томск компания пришла в прошлом году.

Это еще один агрегатор, принимающий заказы через приложение и распределяющий их по водителям. В отличие от «Яндекс.Такси» почему-то пока не снискал популярности. Тем не менее оценки у компании неплохие – качество автомобилей, удобство приложения (однако не всем нравится, что цена не высчитывается автоматически при заказе, как у «Яндекса»). Профессионализм водителей разнится, зато всем нравится ценообразование, рес-понденты особо отмечают систему бонусных баллов.

– За каждого человека, который введет после скачивания приложения твой промокод, ты получаешь 400 бонусных баллов – ими можно расплачиваться за поездки, – рассказал один из томских таксистов. – Студенты в общагах два месяца даже до супермаркета вызывали такси.

Возможно, если бы в нашем опросе приняло участие больше молодежи, результаты Gett были бы выше. Потому что у людей старше 25 лет в фаворе все-таки «Яндекс.Такси». Gett в Томске появился позже, так что у него все впереди.

«Олимп»

404 балл

Томская компания с парком более 20 машин. Такси «Олимп» владеет Рашид Шукюров. Перевозчик позиционирует себя как такси с доступными ценами, вежливыми операторами и профессиональными водителями. В парке автомобили марки Renault. Слоган: «Хорошее такси – хорошие автомобили!».

Результаты у «Олимпа» средние – высоких оценок им не ставят, но и вниз они не скатились. Хорошее такси – на восьмерочку в среднем по каждому показателю, по мнению наших респондентов. Как оказалось, на месте «Олимпа» могла быть практически любая другая томская компания с собственным парком. У них есть верные клиенты, но большинство горожан предпочитают им агрегаторы. Один из респондентов пользуется такси «Ника», другой – «Легендой». Кто-то и вовсе сблизился с конкретным таксистом.

– С компанией часто добираемся до дома, позвонив знакомому таксисту Вове, – рассказала дизайнер Анна. – Вова – прекрасный человек, ездит на «жиге», денег берет «сколько дадите», но если даешь 150, он возвращает полтинник. С ним мы разговариваем о книге мемуаров Эдуарда Овечкина, о Вовиной дочери, которая учится в Питере, и о Вовиной маме. А еще у Вовы есть мечта: он хочет на свой день рождения попросить жену испечь огромный торт и угостить им всех своих любимых клиентов.

Не роскошь, а средство передвижения

Как такси приобретает социальную функцию

Комитет по лицензированию Томской области совместно с томским уполномоченным по защите прав предпринимателей второй год подряд проводит конкурс «Безопасное такси Томской области». Мы решили сравнить результаты административного состязания и народного голосования.

Пять на пять

Впервые конкурс «Безопасное такси Томской области» прошел в Томске в 2015 году. Тогда из девяти претендентов путем голосования томичи выбрали пять самых безопасных городских такси. Ими стали такси «Легенда», «Ника», «Олимп», «Русское такси» и «Элитное».

В этом году организаторы изменили формат проведения конкурса. Теперь проверяли не такси, а водителей. В конкурсе приняли участие 34 водителя, 20 из них вышли в заключительный этап, успешно пройдя испытания на знание правил дорожного движения (теория) и водительское мастерство (практика). В финале лучших водителей такси оценивали пассажиры путем онлайн-голосования.

– Совершив поездку, пассажиры получали карточку с номером участника и инструкцией, после чего голосовали на сайте, – рассказывает начальник отдела лицензирования отдельных видов деятельности комитета по лицензированию Томской области Светлана Колмогорова. – Почти все ставили водителям пятерки, поэтому выбрать лучшего было непросто.

Победителями стали индивидуальные предприниматели Максим Березин и Андрей Масляков, а также Василий Борисов (все – такси «Удача»), Алексей Зюзин («Легенда») и Антон Меньщиков («Ё-такси»). В церемонии награждения приняли участие заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области Валерий Падерин и председатель областного комитета по лицензированию Александр Деев.

Шаги к цивилизации

Еще два года назад агрегаторы и службы заказа такси воспринимались в штыки. Бытовало мнение, что они легализуют бомбил, нарушают все правила и демпингуют цены. В прошлом году комитет по лицензированию, ГИБДД, ФНС и УБЭП провели несколько совместных рейдов по выявлению нарушений в сфере такси. По их итогам можно сделать вывод: отношение к службам заказа такси изменилось.

– Ребенок родился, с этим уже ничего не поделаешь, теперь нужно воспитать его человеком, – говорит Светлана Колмогорова. – За прошлый год мы выдали разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров в два с половиной раза больше обычного. Это связано и с приходом новых игроков на рынок, и с экономической ситуацией.

Результаты рейдов обнадеживают. Два года назад участник рейда вполне мог встретить пьяного таксиста. В прошлом году ни одного такого случая зафиксировано не было.

– На всероссийском форуме по такси наш регион выделялся, – рассказывает Светлана. – Мы много сотрудничаем с водителями – проводим семинары, оповещаем о новых правилах и требованиях, которым они должны соответствовать. С «Яндекс.Такси» комитет по лицензированию Томской области подписал соглашение: компания обязуется отдавать предпочтение тем водителям, работающим в законодательном поле, то есть имеет все необходимые документы.

Во многом благодаря федеральным компаниям с улиц исчезли бомбилы, сейчас их количество остается в рамках статистической погрешности.

– Такси сегодня выполняет социальную функцию: как добраться в другую часть города с одиннадцати вечера? А если ночью потребуется в аптеку? Или нужно с автовокзала Асина в деревню Тиндерлинка? Альтернативе такси просто нет, – говорит Светлана.

В феврале 2017 года в городе появится еще один агрегатор, предоставляющий услуги по заказу такси через приложение на смартфоне, – Uber.

Одна мысль про “Шашечки наголо. Читатели «ТН» поставили такси на место”

  1. Ё такси..Хочешь доехать ДОРОГО-Звони в Ё такси..Возмущена до глубины души..Рассчитанная сумма поездки никогда не совпадает с реальной..при чём в разы..Налицо обман в чистом виде.. Никогда не воспользуюсь более и другим не советую..

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − тринадцать =