Главный врач Шегарской районной больницы Софья Мазеина рассказывает о том, как за четыре года удалось существенно улучшить условия для работы персонала и качество лечения пациентов.
Штучные специалисты
В рабочем кабинете Софьи Мазеиной большую часть центральной стены занимают престижные дипломы и сертификаты, в том числе европейского уровня. Когда она была главным врачом в больнице Кедрового, вместе с коллегами подготовила проект по работе межмуниципального центра. Их, победителей конкурса, отправили на стажировку в Барселону. В течение десяти декабрьских дней 2011 года молодые руководители российских больниц и клиник знакомились с организацией работы скорой помощи, поликлиник, частных медицинских клиник, центров реабилитации инвалидов. Этот опыт Софья Мазеина теперь активно применяет в своем учреждении.
Несмотря на свой статус, Шегарская районная больница способна дать фору многим городским поликлиникам как по организации работы, так и по автоматизации процессов.
Когда в прошлом году главврач заявила о желании привести деятельность учреждения в соответствие с международными стандартами ISO, многие коллеги откровенно недоумевали. Проект, конечно, интересный, но очень сложный.
– Процесс этот очень трудоемкий, но отступать от поставленных задач мы не намерены, тем более что первый этап мы уже завершили. Его итогом стала разработка большого количества стандартных операционных процедур – в круглосуточных стационарах, в хирургическом отделении, кадровой службе, – перечисляет Софья Мазеина. – По стандартам этого проекта в штат был принят клинический фармаколог. Это большая редкость для больниц вообще, а для районных учреждений здравоохранения тем более. Теперь все лечение, которое назначает врач, в режиме онлайн отслеживает клинический фармаколог. Врачи довольны, ведь оперативный взгляд профессионала никогда не бывает лишним.
Шегарцы оказались в числе тех, кто первым перевел листы лекарственных назначений в электронный вариант. В большинстве подобных учреждений к этой работе только начинают подходить. Правда, признается руководитель больницы, и у них листы-модули еще несовершенны, поэтому сегодня персонал больницы вплотную сотрудничает с разработчиками – для ускорения процесса.
– Нам это необходимо для того, чтобы в режиме онлайн оценивать правильность и своевременность всех назначений. Считаю, что мы сделали большой шаг вперед, когда полгода назад начали внедрять эти модули у себя, – поясняет главный врач Шегарской районной больницы.
Карты ушли в кабинеты
На сайте Шегарской больницы красными буквами написано, что ее персонал участвуют в проекте Росатома «Бережливая поликлиника». Но, по сути, все мероприятия, которые обычно проходят в рамках этой программы, здесь уже давно проведены. Шегарцы одними из первых внедрили у себя проект «Входная группа». Он успел получить широкую известность за пределами Томской области.
Раньше в коридоре у регистратуры до обеда было не пройти из-за скопления в очереди огромного количества пациентов. Теперь очередь электронная, а функционал регистратуры разделен между кол-центром и сотрудниками фронт-офиса. Операторы предварительно звонят пациентам: вежливым голосом деликатно напоминают о времени приема и о том, что медкарта лежит уже в кабинете врача, в регистратуре брать талон не нужно. Для села это был нонсенс.
– Все логично – ну зачем пациенту еще раз приходить в регистратуру, создавая дополнительную очередь? Его карта ушла в кабинет, – поясняет главврач. – И зачем гонять пациентов для регистрации на повторный прием в регистратуру, если можно сразу же записать их в кабинете врача на любую консультацию или исследование. У пациента после приема должна остаться на руках маршрутная карта с датой и временем следующего посещения медучреждения.
Пациенты быстро оценили работу электронной очереди. Не так давно в поликлинике произошел технический сбой. Бабушки и дедушки первыми стали выражать недовольство по поводу неработающего инфомата.
В Шегарской районной больнице можно записаться даже на лабораторные исследования.
– Мы открыли второй процедурный кабинет для распределения потоков пациентов и ввели предварительную запись, – говорит Софья Мазеина. – Сейчас внедряем систему штрих-кодирования в процедурных кабинетах. Чтобы ни посетитель, ни медсестра не теряли драгоценное время на занесение данных в информационную систему. Все это уже протестировано, думаю, что до конца года у нас получится автоматизировать процесс.
И так повсюду. Для решения возникающих проблем оперативно собираем рабочую группу с обязательным участием IT-специалистов, врачей и администраторов, проводим мозговые штурмы. Наши врачи уже привыкли к тому, что, открывая медицинскую карту, видят на мониторе результаты предыдущих исследований и консультаций пациента. В информационную базу учреждения специалистами заносятся все виды исследований: ЭГДС, ЭКГ, рентгенологические, лабораторные… Этой работой мы занимаемся больше года. Врачи практически сразу почувствовали облегчение.
В этом году больница приобрела на бюджетные средства переносной рентгеновский аппарат и оцифровщик рентгенологических снимков.
– Мы установили рентгеновский аппарат в хирургическое отделение, на базе которого у нас работает межрайонный травматологический центр, – поясняет Софья Мазеина. – Персонал очень доволен. С ним же покупали оцифровщик – не нужно ждать, когда напечатают снимок, качество стало намного лучше, разрешение снимков хорошее. Сейчас работаем над созданием архива всех рентгенологических снимков. А еще мы сумели провести ремонт в хирургическом отделении стационара. Делали медленно, но работу не останавливали, приводя в соответствие с нужными стандартами и кабинеты, и палаты.
Лайк для доктора
Сотрудники Шегарской районной больницы стараются идти в ногу со временем во всем. Они активно присутствуют в социальных сетях. Для чего это нужно?
– Поскольку социальные группы уже не редкость в томской медицине, мы решили создать свое сообщество, где рассказываем о жизни нашей больницы, наших сотрудниках, а также об акциях, проходящих в стенах нашего учреждения, – отвечает Софья Мазеина. – Большой популярностью пользуется рубрика «Лица больницы», где мы рассказываем не только о профессиональных успехах, но и о личностных качествах сотрудников. Мы постепенно разрастаемся, набираем подписчиков, радуемся каждому лайку.
Меняется и электронный портрет больницы: обновился сайт учреждения, сейчас идет активное наполнение его разделов.
Фото: Артем Изофатов