Схема подачи напряжения

img_2690

Корреспонденты «ТН» изучили новую маршрутную сеть

Томичи вышли с каникул и сильно удивились: не все смогли доехать до работы на привычном автобусе, а некоторые маршруты и вовсе отменены. Новая транспортная схема появилась на сайте администрации Томска задолго до Нового года, но далеко не все ее изучили. Кто-то не посчитал это нужным, кто-то просто не нашел ее на сайте мэрии. Как оказалось, новую схему изучили даже не все… водители. Некоторые автобусы одного и того же маршрута шли по старой схеме, а некоторые – по новой… Как бы то ни было, жалобы горожан во все инстанции посыпались как из рога изобилия. Похоже, реформирование транспортной схемы, о будущих преимуществах которой так долго рассказывали городские чиновники, пошло не по задуманному сценарию. Журналисты «ТН» решили посмотреть, как работают маршруты, на которые чаще всего жалуются томичи.

«Тройка» пока не козырь

Третий маршрут – один из самых популярных в Томске. Раньше он пролегал через весь город по диагонали – от крайней южной точки до крайней северной. Для жителей Северного городка эта маршрутка – единственная связь с «материком». Здесь ничего не изменилось, зато южная часть маршрута реформации подверглась изрядно. Трасса «тройки» вместо слегка ломаной линии теперь стала похожа на букву «С». И теперь с пр. Кирова автобус едет не на Южную через ул. Красноармейскую, а к ТЦ «Изумрудный город» по Комсомольскому проспекту. Разумно? Возможно: добираться до торгового центра стало удобнее. Но в первые дни нового года пассажиры, с удивлением обнаруживая, что автобус едет дальше по Кирова, в панике выходили на пл. Дзержинского с неизменным вопросом водителю: «Это «тройка?»

Со временем народ потихоньку приноровился. Кому нужно было на Южную, выходили у «Октября», а дальше – пешком. За три недели работа маршрута стабилизировалась. Но приобретенные издержки вряд ли радуют перевозчиков. В утренний час пик забитая под завязку «тройка», идущая от ОКБ, быстро разгружается на пр. Ленина. Студенты чуть ли не основная часть пассажиров. На пр. Кирова автобус поворачивает почти пустой. До новой конечной вообще доезжают два-три пассажира. Голосующих на перекрестке Комсомольский – Фрунзе водители спрашивают: вам куда? И удивляются, если люди знают, что транспорт идет до «Изумрудного города». К сожалению маршрутников, желающих доехать туда пока не прибавляется. Да и стоянка там пока не оборудована диспетчерским пунктом и местом для питания и отдыха водителей.

Обратно «тройка» тоже идет почти пустой, народ набирается только к остановке «Кинотеатр «Октябрь». Зато дальше все как обычно: маршрут автобуса и приемлемый интервал в 7–10 минут горожане знают, народу как селедок в бочке. Кондукторов как не было, так и нет. График движения, особенно в вечернее время, не соблюдается.

img_2897

Утренняя порция стресса

В понедельник надежды жительницы Тимирязевского Марины Процун вовремя успеть на работу таяли, как снег в марте. Вместе с ней в 30-градусный мороз долгожданный автобус 36-го или 37-го маршрутов ожидало человек 40. Марине Николаевне повезло – подвез сосед.

– Сколько можно начинать день со стресса? – негодует педагог. – Чтобы вовремя успевать на работу, нам необходимо выезжать из поселка в 6 утра! А работающих в городе людей очень много. Мы не требуем невозможного: раз нас в свое время объединили с городом, так почему же не могут в час пик предоставить качественную транспортную услугу? Я готова платить за первый рейс не 18, а 30 рублей, если он такой нерентабельный. Пусть это будет НАШ автобус.

Кольцевой 36-й маршрут стартует с ул. Алтайской и заканчивается в поселке 105-й километр. Раньше на въезде в Тимирязево он сначала уходил направо, где высаживалась большая часть пассажиров, а затем уже поворачивал налево и вез оставшихся людей на 105-й километр. 37-й маршрут идет также с Алтайской через поселок Нижний Склад и финиширует в поселке Эушта.

Городские власти уверяли нас, что на все маршруты выйдут новые автобусы. Но здесь – все те же разбитые «корыта».

– После реорганизации маршрутной сети мы не получили удовлетворения ни от одного из этих маршрутов, – продолжает Марина Процун. – Автобусы стали заходить на Алтайскую и Сибирскую. Это хорошо для горожан, а у нас там нет востребованных пунктов назначения. Почему эти автобусы перестали заходить на Томск-1? Ведь именно оттуда многие жители Томского района добираются в ЦРБ в Тимирязеве и едут назад в свои деревни. Я на днях наблюдала, как пожилая женщина с палочкой садилась на нашей остановке «Музей леса». На Лагерном саду ей пришлось пересаживаться, чтобы добраться до Томска-1.

В Тимирязеве нет полноценного клуба или спортшколы, поэтому молодежь ездит в город, да и студентов у нас достаточно, они каждый день добираются до вузов и гимназий.

– Любой выезд в областной центр нам влетает в копеечку, – рассказывает Марина Процун. – Последний автобус уходил в Тимирязево по старому расписанию в 21.40, говорить про сегодняшний не берусь. Если мы захотели сходить в театр или на концерт, значит, домой сможем вернуться только на такси.

Остановки? Проехали

Круглый год на маршрутке № 4 можно было уехать с Каштака на площадь Южную и Московский тракт, а в жаркие летние дни – на Сенную Курью. После внедрения новой сети путь следования «четверки» продлили: теперь она стартует из Соснового Бора, далее идет на Свечной, затем на бетонный завод и только потом улицы Мюнниха, Говорова, Ильмера. Под конец маршрутка через Нахимова и Лагерный сад сворачивает на Учебную и спускается вниз к Московскому тракту. На обратном пути автобус заходит на вокзал Томск-1. По новой схеме движения летом «четверка» по-прежнему будет идти на Сенную Курью и в СНТ «Левобережье».

Автобус № 4 должен курсировать с 06.00 до 22.30. Интервал движения в утренние и вечерние часы пик составляет пять минут, поздним вечером – до 12 минут.

Корреспондент «ТН» проехался на маршрутке утром, когда большая часть горожан отправляется на работу и учебу. День выдался морозным, однако на интервал движения это никак не повлияло: автобус выезжал с Московского тракта через каждые пять минут. Зато останавливался не везде, где положено: две маршрутки проехали мимо остановки «Отделение связи № 28», хотя там стояли пассажиры. Не притормозил водитель и на ул. Артема, несмотря на отчаянно махавших ему людей. А вот ул. Киевскую «четверка» проехала законно – ее в списке остановок этого автобуса больше нет.

В час пик с Каштака автобус идет очень полным. По мере движения по Ленина и Кирова люди выходят, и к площади Южной автобус уже практически пуст. Вечером большое количество томичей пытаются уехать на «четверке» с пр. Кирова, особенно сильно маршрутку заполняют на Дзержинке, ТГУ и Дальне-Ключевской.

Водитель Евгений работает на «четверке» несколько дней: победитель торгов по этому маршруту определился лишь 10 января (им стало ООО «Городские автобусы»), и после заключения контракта перевозчик набрал новых шоферов.

– У нас сейчас все водители новые, с разных маршрутов пришли. Переполненности автобусов нет – ни у меня, ни у других. Да и схема осталась практически прежней, – сказал Евгений.

В морозные дни, отмечает он, в маршрутке вообще крайне мало людей. Видимо, большинство томичей предпочитают не мерзнуть на остановках, а с комфортом доехать до работы на такси. И действительно: утром в понедельник было минус 30, и найти свободные машины с шашечками было практически невозможно.

Прикатаемся!

Пять минут ожидания на 20-градусном морозе – и к остановке «Улица Косарева» подрулил маршрутный автобус № 23. Едем в сторону Академгородка, на конечную остановку «Инженерный центр». На часах – 16.30. В салоне с десяток пассажиров, есть свободные места. Люди ведут себя спокойно, не нервничают. Даже если человек не знает, где выходить, ему заранее об этом напомнят – в автобусе установлена система голосового объявления остановок. Кондуктора нет.

23-й маршрут стал немного короче. Он идет по ул. Елизаровых и на пр. Ленина поворачивает с пр. Кирова. Раньше автобус ходил через Лагерный сад. Жительница Академгородка переменами довольна. Она практически ежедневно пользуется этой маршруткой и теперь за счет сокращения пути гораздо быстрее добирается до работы – в ТГУ. Но автобусов, по ее мнению, на маршруте стало меньше, и иногда транспорт приходится долго ждать. Вечером, как и прежде, давка. Многие пассажиры уверены, что реформы лучше апробировать не зимой, а летом: и народу меньше, и пешком приятнее прогуляться, если уехал не туда.

…Водитель автобуса работает на этом маршруте второй день, а вообще в сфере перевозок – 20 лет. За почти три недели к нему обратились всего два человека с вопросами, связанными с новой схемой. В салоне пазика установлена видеокамера. Это одно из условий муниципального контракта. Техническое новшество призвано дисциплинировать не только водителей, но и пассажиров, оно станет арбитром в разрешении конфликтов.

– Новая маршрутная сеть нормальная, прикатаемся, – уверен водитель. – У нас в городе одна проблема – пробки.

Деньги за проезд водитель с корреспондента «ТН» не взял.

– Вы же на работе.

Мелочь, а приятно.

Дороги, которые мы не выбираем

Прогулка на «восьмерке» началась для корреспондента «ТН» во вторник утром с остановки «Улица Шевченко» в сторону областного рынка. Путь держим на конечную остановку – Московский тракт. Автобус поедет по Фрунзе – мимо микрорайона Зеленые Горки – заедет на Бактин – оттуда по улице Демьяна Бедного вырулит на Ивановского – сделает «круг почета» на приборном заводе – промчит через весь Иркутский тракт – по ул. Розы Люксембург и пер. Батенькова выйдет на Новособорную площадь, откуда свернет на Московский тракт. В обратном направлении томичей повезет «девятка», только конечной остановкой после поездки по такому же кругу станут Черемошники.

…Хит Визбора «Ты у меня одна» прерывает трель сотового и голос водителя: «Михалыч, обалдел, что ли?! Я только сейчас Зеленые Горки проехал, постой немного». Становится понятно – этим утром интервал движения у «восьмерок» короткий, на морозе уж точно никому долго ждать не придется.

Пазик начинает наполняться людьми на ул. Демьяна Бедного. Нерешительно поднимаясь в автобус, девушка интересуется:

– До «Почты» с вами доеду?

– Доедете. Только мы сейчас по Гагарина ходим, не по Ленина.

На приборном заводе вакантные сидячие места заканчиваются. А потом случается скандал. Рассчитываясь перед выходом, женщина начинает высказывать водителю накипевшее:

– Вам если изменили схему движения, так будьте любезны ездить по ней! Один автобус везет через Жилмассив, другой – через стадион «Кедр»!

– Я на маршруте недавно. Всегда езжу только через «Кедр», – спокойно отвечает водитель.

– Все праздники ходили кто как хочет! Будем в администрацию жаловаться на вас! – обещает пассажирка.

По Иркутскому тракту едем уже не в обиде. В тесноте. На ТГАСУ мужчина уточняет:

– Вы же на Московский тракт идете?

Ответ вызывает оживление в автобусе:

– Нет. С сегодняшнего дня мы на Московский тракт не заходим. Сейчас поедем на Фрунзе. По старой схеме работаем.

– И на Героев-Чубаровцев не ходите, что ли?

– Нет.

Именно эти два направления (Черемошники и Московский тракт) добавились к кольцевому маршруту 8/9 по новой схеме. Но она, как выяснилось во время поездки, уже не действует.

– Если в обратную сторону поедете, на «девятку» садитесь на 1905 года. Она по Ленина ходит, не по Розочке, как мы, – поясняет водитель пассажиру, выходящему на ЦУМе.

Надо, кстати, отдать ему должное: мужчина спокоен и доброжелателен на протяжении всего пути, поясняет схему движения каждому обратившемуся к нему пассажиру, на нервные выпады иных не реагирует. Хотя по голосу ощущается – устал.

Маршрут оторванных пуговиц

Прокатиться с комфортом от «спички» до «карандашки» по весьма затейливому маршруту, включающему Елизаровых, Учебную и Московский тракт, и раньше было затруднительно: на многих отрезках пути автобусы подстерегают пробки, а пассажиропоток не иссякает до самого позднего вечера. Но все познается в сравнении. Прежде регулярным клиентам 29-го хотя бы иногда удавалось в салоне сесть. После известных преобразований считайте, что вам повезло, если в час пик удалось хотя бы втиснуться в маршрутку.

Даже закаленные всеми невзгодами рожденные в СССР за последнюю четверть века отвыкли брать общественный транспорт на абордаж, ехать в положении кильки в банке и выбираться наружу с оторванными рукавами и пуговицами. Но именно такую картину теперь можно наблюдать каждое утро и вечер на остановках 29-го. Мое вечернее путешествие на короткую дистанцию – от площади Кирова до Сибирской – формально стоило 18 рублей плюс одна пуговица. А де-факто – всех пуговиц, потому что запасных у меня нет. С учетом нынешних цен на фурнитуру на такси было бы дешевле. Плюс моральный ущерб. Хорошо хоть выпустили. У «почтовских» в советские времена был прикол: сомкнуть ряды и прокатить томичей, собравшихся выйти где-нибудь на АРЗе или Свечном, до КП. Возвращаемся на аналогичную ступень любви к ближнему?

Без крайней необходимости в 29-й впредь ни ногой. Можно и на трамвайке прокатиться – в час пик тоже тесновато, но все познается в сравнении. А обновленная маршрутка «трешка» – вообще красота. Едешь не только без давки, но и сидя! Спасибо «транспортному цеху»!

Утром 29-й тоже заполнен сверх нормы. Народ нервничает, особенно дамы в норковых шубах. Кондуктор, наслушавшаяся признаний в любви от благодарных граждан, устала объяснять:

– Что вы хотите? Мы ходим через каждые пять минут! Но 27-го больше нет!

Про 27-й то и дело приходится слышать и на остановках, и в маршрутках. Поневоле задумаешься: а чем так прогневал наши власти этот популярный маршрут? Сейчас, правда, уже заговорили об открытии его аналога. Более того – об организации схемы движения, связывающей микрорайон Солнечный и пр. Комсомольский. Как обычно: сначала создаем трудности, а потом мужественно их преодолеваем.

Уже не первое десятилетие представители обеих ветвей городской власти твердят: полный экономический расклад в маршрутном бизнесе можно получить, только введя билеты. Логично было бы предположить, что обязательное обилечивание станет одним из основных условий аукциона. Но этого не произошло.

_j0a0608

Когда верстался номер

– В связи с большим количеством жалоб от жителей Зональной Станции уже со следующей недели будет восстановлена схема маршрута № 27 в качестве межмуниципального. Он будет обеспечивать транспортную связь Зонального, проспекта Комсомольского и микрорайона Солнечный, – сказала на заседании комиссии Думы Томска по транспорту председатель комитета по транспорту администрации Томска Ольга Свахина.

Комментарий

Махир Рустамов, депутат Думы Томска, член постоянной комиссии по транспорту:

– Я пока не могу понять: лучше получилось или хуже. На ближайшем заседании комитета по транспорту разберемся с удачами и просчетами и сделаем выводы.

Но даже без серьезного анализа видно, что самое главное упущение – увеличение интервала ожидания транспорта. На некоторых маршрутах откатились чуть ли не в советское время, когда горожане ожидали автобус и час, и полтора. Это недопустимо.

Из положительных моментов – обновление парка. То, что не могли сделать годами, изменилось за два месяца – появилось приличное количество новой техники. Естественно, стало лучше в плане безопасности пассажиров.

Изменился и организационный аспект. Уверен, с появлением кондукторов во всех автобусах улучшится дисциплина водителей, возрастет культура поведения и пассажиров, и перевозчиков. Система ГЛОНАСС поможет с оптимизацией движения по маршруту.

Чуть позже появится система поддержки предпринимателей: ведь теперь есть понятные и четкие правила игры, основанные на базовом принципе – есть маршрут и есть его хозяин. При определенных условиях предпринимателям для улучшения качества обслуживания пассажиров можно оказать финансовую помощь. Муниципалитет должен подставить плечо отдельной программой. Ведь они несут серьезную социальную нагрузку. По самым скромным подсчетам, за последние три года транспортники вложили в дело почти 3 миллиарда рублей. Прежде всего помощь будет направлена на обустройство конечных остановочных комплексов, диспетчерских, мест отдыха водителей. А также на субсидирование приобретения новой техники.

О транспортных проблемах Тимирязевского

Илья Леонтьев, депутат Думы Томска

17 января по моей инициативе жители левобережных поселков Тимирязевское, Нижний Склад и Эушта собрались на экстренный сход, чтобы обсудить неудовлетворительную работу автобусных маршрутов № 36 и 37. Зал местной школы с трудом вместил свыше 200 человек.

С 1 января людей по указанным маршрутам возит ИП Антипин С.И. Он выиграл электронный аукцион в сентябре 2016 года и уплатил в городскую казну 6,9 миллиона рублей.

С нового года нас захлестнул шквал жалоб на работу перевозчика. Люди до полутора часов на морозе ждут автобуса, опаздывают на работу, на учебу и по другим делам, а потом едут как сельди в бочке. Это если повезло, и переполненный автобус не проехал мимо остановки.

Единодушное возмущение жителей вызывает изменение схемы движения 36-го и 37-го маршрутов, которые вместо Томска-1 заворачивают теперь на улицу Алтайскую.

Представитель перевозчика Максим Окишев рассказал, что делается для исправления ситуации, ответил на многочисленные острые вопросы присутствующих, однако выглядел неубедительно.

Представитель мэрии Ольга Свахина сообщила, что на маршрутах № 36 и 37 норматив по количеству автобусов на линии не снизился, поэтому перебои в графике движения лежат на совести предпринимателя. На днях ему разрешили увеличить количество автобусов на маршруте на столько единиц, сколько потребуется для соблюдения предусмотренных договором интервалов движения. Жители справедливо указали ей на недостаточный контроль за работой перевозчика. На что прозвучало обещание контроль усилить, а при необходимости – рассмотреть вопрос о досрочном расторжении контракта.

На собрании жители решили:

1. Инициировать расторжение муниципального контракта с новым перевозчиком в одностороннем порядке на основании многочисленных претензий жителей и нарушений условий договора. До определения нового перевозчика усилить контроль за соблюдением интервалов в часы пик.

2. Рекомендовать администрации Томска принять новую схему движения маршрута № 36 и 37 с учетом потребностей жителей. Исключить заезд на ул. Сибирскую, вернуть остановку на Томске-1 – рассмотреть вариант кольцевого маршрута с конечной остановкой в Эуште.

3. Требовать отмены единого городского тарифа при проезде внутри с. Тимирязевского, п. Нижний Склад и д. Эушты. Учесть, что в этих населенных пунктах нет тротуаров, практически отсутствуют пешеходные переходы и уличное освещение, поэтому люди вынуждены либо ходить по проезжей части улицы, либо регулярно ездить на автобусе. Требуется вернуть цену проезда 10 рублей внутри этих населенных пунктов.

Обсуждение проходило крайне эмоционально, поскольку проблема затронула каждого жителя левобережных поселков. Других городских маршрутов общественного транспорта там просто нет.

В ближайшие дни я вынесу ситуацию на рассмотрение комиссии по транспорту и комитета городского хозяйства Думы Томска. И совместно с инициативными жителями буду ежедневно отслеживать работу маршрутов № 36 и 37.

Одна мысль про “Схема подачи напряжения”

  1. 4 стартует из Соснового бора? Правда что ли? Из Соснового бора ходит только вертушка до Мюнниха для школьников 55 и 56 гимназий. В центр жители поселка на ней уехать не могут!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =