Щедрость по призванию

Почему Евгения Юрьева гордится своим детищем

Евгения Юрьева, преподаватель и заведующая кафедрой фармации Томского базового медицинского колледжа, эмоционально рассказывающая о своей работе, на вопросе «Кем вы себя больше ощущаете – медиком или педагогом?» неожиданно призадумалась. «Вот никогда не думала об этом. Наверное, все-таки педагогом».

Халат против указки

Она выглядит настолько молодо, что в окружении студентов колледжа ее можно принять за их сверстницу, хотя она давно окончила СибГМУ, защитила кандидатскую диссертацию, поработала на кафедре медуниверситета и уже 10 лет в колледже, где с нуля с поддержавшими ее руководством и коллегами создала кафедру фармации. У нее много побед, она не раз выигрывала престижные гранты, является лауреатом премии Томской области, а в прошлом году стала победителем регионального конкурса «Педагог-2022» в номинации «Преподаватель общепрофессиональных дисциплин». Наставница. Она также является сертифицированным экспертом по компетенции «Фармацевтика», участвует в различных чемпионатах. Еще у нее две дочери – 20 и 18 лет.

Что же касается выбора профессии, то особого пути у нее не было: либо пед, либо мед. Таковы семейные традиции. Бабушка Евгении Мария Ивановна Багай – заслуженный учитель РФ, много лет проработала завучем в известной томской школе № 55. Отец Евгении, Александр Валентинович Колесников, выпускник Томского педагогического института, многие годы возглавлял спорткомплекс «Кедр», был и есть замечательным наставником спортсменов. Ну а фармация пошла по отцовской линии.

– Две сферы нашли симбиоз в моей жизни, – улыбается Евгения. – Белый халат – в приоритете, но я счастлива, что нашла себя и в педагогике.

Кто такой наставник?

Говорим о наставничестве, потому что Евгения Александровна и сама является наставником.

– Таких людей мы продолжаем помнить до конца жизни, – излагает она свои взгляды на наставничество. – Моим наставником был Вячеслав Викторович Новицкий, бывший ректор СибГМУ, заведующий кафедрой патофизиологии, где я защищалась и работала. Его напутствиям я следую до сих пор.

Наставничество в учебных заведениях профессиональной подготовки было всегда, но сейчас ему придается особенное значение. Теперь же в определенном смысле оно формализовано. В Томском базовом медицинском колледже оно развивается по трем направлениям. Первое – это наставничество преподаватель – студент, когда наставниками являются сами педагоги. Второе – когда эту миссию выполняют учащиеся старших курсов, помогая младшим под присмотром опытных преподавателей. И третье – когда наставником является работодатель на предприятии во время производственных практик и при дальнейшем трудо-устройстве выпускника. То есть обучающийся в колледже охвачен всесторонним вниманием.

Но в чем же тогда отличие педагога-наставника?

– Наставник рождается в какой-то определенной ситуации, при подготовке к какому-либо профессиональному конкурсу, исследовательской работе, мастер-классу и так далее. Это процесс добровольный, – поясняет Евгения Александровна. – Кто-то, конечно, может обратиться конкретно с просьбой стать его наставником. Но надо иметь в виду, что если возникают проблемы с учебой, то на этот случай есть куратор группы. Он отвечает за свою группу, в том числе и за психологический климат в ней. В таком взаимодействии, как правило, заняты не все студенты, а какая-то группа, которая хочет достичь определенных высот, необходимых для дальнейшего развития. В этом случае наставник и хочет передать свой опыт, знания, навыки. При этом и сам наставник нередко вынужден поднимать свою планку. Всегда с благодарностью вспоминаю слова Вячеслава Новицкого, который говорил: «Не стыдно не знать. Стыдно не захотеть узнать». Наставничество отражает еще и какую-то внутреннюю связь, духовную. Вот Вячеслава Викторовича нет, а он все равно со мной. Я действую по его наставлениям…

Арина Смирнова

Оценки поставят другие

Евгения Юрьева убеждена, что наставничество – это обоюдный процесс. Он не может быть по принуждению, только по согласию. И если ты все сделал правильно и союз сложился, то все полезное и ценное, вложенное в человека, обязательно вернется. Наглядный пример – подопечная Арина Смирнова, ныне коллега и незаменимый соратник Евгении по общему делу. Юная Арина, окончив девять классов с отличием, поступила в Томский базовый медицинский колледж, где попала в орбиту внимания Евгении Александровны, увлеклась проектами, участвовала в различных мероприятиях и конкурсах. С отличием окончила колледж и, поработав два года на производстве, пришла в родное учебное заведение. Теперь уже преподавателем и тоже наставником. Работает в команде педагога Юрьевой.

– Я всегда ощущаю поддержку Евгении Александровны, – говорит Арина. – Она сама чувствует, когда надо помочь и подсказать.

– Наставничество – это ведь не чтение лекций, – продолжает делиться опытом Евгения Юрьева. – И это не обязательно какие-то серьезные конкурсы, которые требуют участия большой группы людей. Это может быть просто мастер-класс, встреча ребят, объединенных общим интересом. Задача наставника в этот момент – не оценивать каждого, а подтолкнуть к размышлениям, разбудить инициативу, вместе прийти к решению вопроса. Это творческое взаимодействие, от которого получают удовлетворение все и в результате которого может родиться что-то новое, неожиданное, что окрылит ребят. Наставник делится тем, что выносит из собственного опыта.

Ирина Андреева

Не отступать!

В интерпретации Юрьевой наставник – командный человек. Свою команду она создавала из надежных, близких по духу людей. Сама она – генератор идей, зажигалка, выдумщица на всякие проекты, но оформить идею, преподнести ее так, чтобы она могла заинтересовать, лучше Ирины Владимировны Андреевой, преподавателя высшей категории, не может никто.

Силу командного духа Евгения Юрьева познает и сама, участвуя в различных конкурсах. По ее убеждению, серьезное соревнование невозможно готовить одному. Здесь не в том смысл, чтобы самому как-то выделиться, а чтобы победить, работая на общий результат при коллективной поддержке. Это она в полной мере познала, когда участвовала в конкурсе «Педагог-2022». Конкурс был непростой, он состоял из пяти этапов, и каждый требовал особого напряжения сил. И в период прохождения конкурсных испытаний были моменты, когда поддержка со стороны тех, кого когда-то наставляла, оказалась бесценна.

– И ты понимаешь, – вспоминает Евгения Александровна, – что у тебя нет права отступать. Тем более что и другие тебя тоже поддерживают. Ты должен быть примером.

Команда – это семья

У Евгении Юрьевой я поинтересовалась, довольна ли она своей карьерой и не хочет ли сменить род деятельности или место работы.

– Что вы, – удивилась вопросу собеседница. – Я довольна тем, чем занимаюсь. Моя диссертация была больше связана с фундаментальными науками, а сегодня душа всецело принадлежит кафедре фармации в системе профессионального образования, которое, поверьте, ничуть не хуже, чем в системе высшего. Конечно, я хотела бы расширения границ, но именно в этой сфере. Кафед-ра – наше детище, за нее у меня болит душа. Здесь все создано с нуля руками моего руководства, коллег и сподвижников. У нас есть учебная аптека, которой мы гордимся. Есть и свои достижения. Мы обладаем статусом площадки, соответствующей условиям для подготовки участников чемпионатов высоких уровней. Наша студентка в 2020 году заняла третье место в финале IX чемпионата WorldSkills по компетенции «Фармацевтика». Нас во всем поддерживает администрация колледжа, его директор Татьяна Юрьевна Ложкина и наш непосредственный руководитель Татьяна Александровна Калянова. С нами не работают в приказном порядке – все наши идеи обсуждают и поддерживают. Мы одна команда и одна семья.

На вопрос, есть ли у нее профессиональные амбиции, она с готовностью ответила:

– Конечно! Они связаны с наставничеством и с победами и достижениями теперь уже моих учеников.

– Я уже не столько болею за себя, сколько за своих подопечных, – уточнила Евгения Юрьева. – Вот скоро Арина Смирнова будет участвовать в серьезном конкурсе «Педдебют», она тщательно готовится, и мы помогаем ей. Я всецело погружена в этот процесс и надеюсь, что она победит. Тогда это будет и частичка моей победы.

А в семье тоже следуют сложившимся традициям. Старшая дочь, Мария, поступила в ТГПУ на специальность «педагогика и право», успешно учится. Младшая, Яна, оканчивает Сибирский лицей и будет поступать в этом году на лечебный факультет СибГМУ. Супруг Александр по специальности юрист и всецело поддерживает и разделяет любовь к педагогике и наставничеству, хоть это порой занимает львиную долю времени.

Неуемность познания, пожалуй, главная черта Юрьевой.

– Среднее специальное образование у меня все-таки есть, – заметила на прощание Евгения Александровна. – Я люблю готовить и в свободное от работы время получила специальность кондитера в колледже индустрии питания, торговли и сферы услуг.

Еще Евгения увлекается фотографией. Выставка ее работ экспонировалась в Томском художественном музее.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =