СХК без мифов

схк1

С Надеждой Поцяпун мы встретились на ежегодном мероприятии по подведению итогов и постановке задач в области обеспечения безопасности, организованном ОАО «ТВЭЛ» на базе ОАО «СХК»: «Совещание технических директоров и руководителей служб ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии предприятий топливной компании «ТВЭЛ». А решение пригласить Надежду Петровну в качестве эксперта было принято во многом благодаря ее незаурядному профессиональному статусу: выпускница томского политеха по специальности «химия и технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов» ныне работает в столице в должности заместителя начальника Управления госсанэпиднадзора Федерального медико-биологического агентства и курирует вопросы обеспечения радиационной безопасности на предприятиях госкорпорации «Росатом». Мы попросили Надежду Поцяпун ответить на некоторые, наиболее часто задаваемые вопросы, если угодно – прокомментировать некоторые мифы, все еще встречающиеся в современном обществе.

 Миф первый: СХК оказывает негативное влияние на окружающую среду и человека

– Сибирский химический комбинат – действительно потенциально опасное производство. Но здесь ключевое значение имеет слово «потенциально». То есть на самом деле, технологии и системы защиты на СХК сейчас таковы, что вероятность возникновения опасной ситуации практически исключена. Почему людей пугает именно радиация? Вот смотрите: например, работает ТЭЦ, дымит, загрязняет окружающую среду, но людей это не пугает. Люди думают: ладно, дым, зола, прочие продукты горения угля мы переживем. То есть люди видят дым и не боятся его. А вот с радиацией все наоборот ровно потому, что она невидима! Следовательно, у некоторых, особо впечатлительных, появляются основания для паники или, как минимум, сомнений: а вдруг это невидимое зло существует и причиняет нам вред?

В этой связи спешу успокоить ваших читателей: то, чего не видите вы, видим мы, специалисты Федерального медико-биологического агентства (далее ФМБА России), а также специалисты других, совершенно независимых друг от друга государственных контролирующих надзорных органов, например Росприроднадзора, Ростехнадзора. Дело в том, что, конечно же, за деятельностью СХК установлен самый внимательный и даже, я бы сказала, жесткий контроль: измеряется количество радионуклидов в воздухе, в почве, в воде – словом во всем, что соприкасается с комбинатом, а потом может соприкоснуться с вами. При этом хочу особо подчеркнуть, что этот контроль носит не периодический, а постоянный характер. Помимо радиационного проходит и постоянный химический контроль, поскольку СХК – это еще и химическое производство, где работают и со фторидами, и с кислотами. Так вот: по результатам всех наших контрольных замеров я могу сказать, что беспокоиться людям совершенно не о чем. Да и откуда бы взяться предмету беспокойства, если помимо контроля за средой (что по логике вторично) тот же Ростехнадзор контролирует сами технологии, которые используются на СХК, а эти технологии, как я уже сказала, просто по определению не могут привести к каким-то нежелательным результатам.

 Миф второй: надзорные органы не реагируют на обращения граждан

– Обращения граждан по вопросам воздействия радиации поступают к нам, в центральный аппарат ФМБА России, поступают они и, конечно, в Северске, в наше межрегиональное управление № 81.

Например поступает такое обращение: у меня внезапно вчера вечером разболелась голова, не было ли это связано с каким-то выбросом на СХК? Такие обращения действительно имеют место, и мы просто обязаны на них реагировать. В случае подобных обращений от граждан мы одновременно выполняем два действия: первое – запрашиваем СХК о том, были ли в интересующий нас период какие-то отклонения от нормы в замерах по тем или иным параметрам, второе – мы имеем и собственный инструментарий на этот счет, а именно Центр гигиены и эпидемиологии № 81, который совершенно независимо от СХК регулярно мониторит состояние воздуха, воды, почвы, продуктов питания, кормов для животных – словом, всего, что нас окружает. В результате мы получаем информацию из двух независимых источников, которая, что важно, в целом совпадает. Именно на базе этих данных мы даем самый обстоятельный ответ гражданам.

Более того, по запросам государственных органов, обращениям общественных организаций, депутатов готовим подробнейшие развернутые ответы, в которых представляем информацию не только по уровню содержания вредных веществ в объектах окружающей среды, но и по массе других параметров, в том числе по уровню заболеваемости в Северске, Томске, Томском районе.

 Миф третий: данным контроля СХК нельзя полностью доверять

– Возвращаясь еще раз к данным мониторинга комбината, хочу отметить, что СХК заслужил доверие с нашей стороны именно многолетней честной работой. На комбинате понимают, насколько в наши дни важна репутация, как просто ее разрушить, и поэтому очень ее берегут.

Поскольку мы – государственный контролирующий надзорный орган и головой отвечаем за результаты своей работы, нас-то уж точно никто не может обвинить в предвзятости. Более того, наши службы имеют самое современное оборудование, специалисты – высочайшую квалификацию, мы прошли необходимые процедуры обязательной сертификации. Так вот: данные наших исследований совпадают с данными исследований специалистов СХК буквально до степени погрешности. То есть не бывает каких-то серьезных расхождений.

И еще один важнейший фактор: в своей области СХК – крупнейшее предприятие в мире, и за ним (что касается экологии, конечно) существует очень жесткий иностранный контроль. Специалисты различных международных экологических организаций действительно имеют возможность приезжать сюда с проверками, могут делать любые замеры, брать любые пробы. Поверьте, они этими возможностями пользуются сполна.

Не забывайте и о том, что во всей этой открытости, в многоуровневом контроле, о которых я говорила, прежде всего заинтересована сама госкорпорация «Рос-атом». Для которой экологическая безопасность является краеугольным камнем производственной политики.

Я надеюсь, что дальнейшее развитие атомной отрасли в целом, и на СХК в частности, будет направлено на расширение доступности общественности к информации о деятельности радиационных производств, на сохранение диалога с населением, жителями города Северска, что, в конечном итоге, научит нас взвешенно относиться к различного рода мифам о радиации.

 

P.S. Автор благодарит главного государственного санитарного врача Северска Василия Веревкина за содействие в подготовке данного материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 12 =