Оплачивать квитанции за жилищно-коммунальные услуги стало сложнее
Второй раз томичам пришла квитанция, в которой плата за электроэнергию объединена с платой за тепло и горячую воду. Многих жителей эта объединенная платежка повергла в шок двумя вещами: огромными суммами и запутанностью цифр. Вдобавок у томичей возникли проблемы с оплатой жилищно-коммунальных услуг, так как сократилось количество пунктов приема платежей, где можно заплатить за все виды ЖКУ без комиссии.
Головоломка
Большое количество вопросов и претензий, возникших у томичей после получения первой объединенной платежки, заставили ОАО «ТомскРТС» (тепло и ГВС) и ОАО «Томскэнергосбыт» (электроэнергия) провести пресс-конференцию и подробно рассказать об особенностях новой квитанции. Наша газета опубликовала эту пошаговую инструкцию энергетиков в № 8 (773) от 27 февраля (в статье «Единая, значит, удобная»), однако для многих потребителей эти объяснения оказались почти так же сложны для восприятия, как и сама квитанция.
– Мы даже проводили встречи с председателями советов домов, с представителями управляющих компаний. Обсуждали с ними квитанцию, разбирали ее по строчкам, – говорит пресс-секретарь ОАО «ТомскРТС» Анна Орлова. – Они сделали для себя много открытий, получили ответы на все вопросы. Например, спрашивают, почему нет строки, куда можно вносить показания приборов учета. А такая строка есть, но на обратной стороне, нужно только перевернуть квитанцию.
Впрочем, некоторые претензии потребителей к объединенной квитанции энергетики признают и готовы устранить недочеты. Например, жалобы на мелкий шрифт. По словам Анны Орловой, разработчик сейчас ищет решение, которое позволило бы и отобразить все необходимые строки, и повысить читаемость квитанции, в том числе увеличить шрифт.
Бумага одна, счета разные
Объединение двух квитанций в одну насторожило тех потребителей, кто привык проверять правильность начислений и оспаривать сомнительные для них суммы. Они, как правило, сначала идут разбираться с ресурсоснабжающими организациями, согласовывают цифры и только потом платят.
Такие вдумчивые потребители опасаются, что теперь их будут заставлять платить все указанные в квитанции суммы независимо от того, с чем они согласны, а с чем не согласны. И если они, например, не оплатят полностью тепло, то за это у них отключат свет.
– Если не оплачены услуги отопления или горячего водоснабжения, то в соответствии с действующим законодательством может быть отключено ГВС, – говорит Анна Орлова. – Про перекрестные меры в отношении должников другой ресурсоснабжающей организации пока никаких договоренностей между нашими организациями нет.
Проще говоря, за долги по теп-лу нельзя отключать электроэнергию, а за долги по электричеству никто не будет перекрывать горячую воду.
Несмотря на наличие в квитанции итоговой суммы за тепло, ГВС и электроэнергию, никакого «общего котла» пока нет. «ТомскРТС» и «Томскэнергосбыт» являются разными предприятиями, хоть и принадлежат одной компании «Интер РАО». Соответственно, у них разные банковские счета и штрих-коды в квитанции. В момент оплаты деньги расщепляются и идут в счет платы отдельно за электроэнергию (в «Томскэнергосбыт») и отдельно за тепло и ГВС (в «ТомскРТС»).
Долги, которых нет
В большинстве случаев пугающе огромные суммы за коммунальные ресурсы объясняются нарушением сроков оплаты квитанции. Например, ресурсы, потребленные в январе, надо было оплатить до 25 февраля. Те, кто заплатил за январь после этой даты, в квитанциях за февраль увидели, что оплата за январь не учтена и числится в качестве задолженности. Работники коммунальных компаний просто не успели обработать и вбить в платежки информацию об оплате, которая произошла в последних числах февраля и начале марта.
– Самый частый вопрос потребителя: я оплатил квитанцию, но в следующей платежке эта сумма не отразилась, почему долг? Ответ простой: потребитель оплатил позже срока, указанного в квитанции, на три, пять, десять дней, – говорит начальник отдела по связям с общественностью ООО «Томскводоканал» Юлия Перковская. – Чтобы произвести новое начисление за услуги всему городу, требуется единая дата окончания приема показаний, оплаты, внесения информации по опломбированным счетчикам и т.д. Ни одна ресурсоснабжающая организация просто не сможет работать, что называется, до последнего клиента. Ведь как его определить? Поэтому и устанавливается дата, до которой нужно произвести оплату, и никаких недоразумений не возникнет. Возможно ли представить, что требование учесть оплату «тогда, когда оплатил» будет предъявлено тем же потребителем банку? Конечно, нет! За кредит платят вовремя, потому что боятся санкций. К коммунальным платежам так ответственно, к сожалению, не относятся. Мы и так уже пошли навстречу потребителям – передвинули срок оплаты с 10-го на 25-е число. То есть «привязались» к дате оплаты за электроэнергию, тепло и горячую воду, чтобы потребителю было легче запомнить. Но одновременно и активнее стали подходить к вопросу о взыскании задолженности. На дворе кризис, а в такое время платежная дисциплина очень важна.
– У нас таких проблем нет, – говорит руководитель пресс-службы ОАО «Томскэнергосбыт» Ирина Лихтенвальд. – За электроэнергию томичи платят более-менее вовремя. А те, кто просрочил, знают, что их оплата будет учтена в квитанциях через месяц.
Скорее всего, спокойная ситуация с платой за электроэнергию объясняется тем, что это единственный вид коммунальных ресурсов, за который население платило по счетчикам еще с советского времени. Люди давно привыкли, что за электричество они каждый месяц платят разную сумму. И пока не могут привыкнуть к тому, что теперь им приходится так же платить за тепло и воду. Кстати, те, кто до сих пор оплачивает холодную и горячую воду по нормативу, не имеют больших проблем с расчетами, так как из месяца в месяц платят одну и ту же сумму.
Где и как платить?
Сейчас у потребителей есть большой выбор способа оплаты квитанций за ЖКУ: на почте, в пунктах приема платежей «Томсктелекома» и коммунальных предприятий, в банках, банкоматах, платежных терминалах и даже по Интернету. Но проблема в том, что у каждого способа есть свои особенности: либо бесплатно, либо с комиссией, где-то принимают все платежи, где-то только часть из них, где-то достаточно подать квитанции в окошко, а где-то нужно самому нажимать на кнопки и вносить правильные данные, при этом боясь сделать роковую ошибку в длинном ворохе цифр.
А люди хотят все платежки оплатить без комиссий, в одном месте и максимально просто, чтобы за них все сделал оператор. Раньше так было в почтовых отделениях, в пунктах «Томсктелекома» и в Сбербанке. Но в прошлом году из этого ряда выпал «Томсктелеком», а с января текущего года и «Почта России».
В 2014 году «Томсктелеком» стал брать двухпроцентную комиссию за оплату счетов за тепло, ГВС и электроэнергию. Тех, кому время дороже денег, это не смутило. Но пенсионеры начали волноваться, жаловаться и искать другие способы оплаты.
В этом году к ним присоединились и остальные потребители, привыкшие оплачивать все счета в одном месте вручную, без применения цифровых технологий. В феврале, пытаясь заплатить за январь, они обнаружили, что и в «Томсктелекоме», и в отделениях почты перестали принимать платежи за холодную воду и водоотведение.
– «Почта России» и «Томсктелеком» удерживали самую высокую комиссию с Томского расчетного центра: 1,77 и 1,86% от суммы платежа соответственно, – объясняет Юлия Перковская. – Предложение одного из бывших партнеров возложить часть комиссии на плательщиков, то есть на население, мы сочли неприемлемым. Поэтому, чтобы снизить стоимость услуг платежных агентов, в конце прошлого года мы провели конкурс на право заключения договора по приему платежей. «Почта России» участвовать отказалась, «Томсктелеком» заявку подал, но проиграл Сбербанку, который имеет более разветвленную сеть своих отделений. В итоге сегодня мы оплачиваем за население 1% агенту. Это существенная экономия, учитывая, что сбытовую составляющую в тарифе на воду нам сократили вдвое. А тесная работа со Сбербанком позволила нам наладить прием оплаты по квитанциям через операторов, что было важно для пожилых людей.
В итоге на данный момент оплатить все квитанции одновременно без комиссий и «вручную» можно только в кассах Сбербанка. В принципе, не так трудно произвести оплату и с помощью терминалов, достаточно один раз понять, как это делается. Но многие потребители, особенно старшее поколение, пока относятся к техническим средствам оплаты с опаской.