Сибирские наигрыши

10 российских композиторов написали музыку к юбилеям Томска и области

В основе новых композиций – традиционное музыкальное творчество малочисленных народов Сибири и, прежде всего, проживающих на территории Томской области. Благодаря проекту «Сибирские наигрыши. Иммерсивное действо» в центре внимания десяти профессиональных композиторов из разных городов России оказались мелодии селькупов, хантов, эвенков, чулымцев, кетов.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на сохранение и популяризацию культурного наследия коренных жителей Томской области через переосмысление и распространение музыки сибирской тайги. Для его реализации автономной некоммерческой организации (АНО) «Музыка и творчество» выделен грант в размере полумиллиона рублей. Общая сумма расходов составит почти 1,3 миллиона рублей. Ключевым партнером проекта является Томская областная государственная филармония. Именно здесь, в Большом концертном зале, в конце августа и состоится самое главное действо.

– Финал этого проекта мы мыслим гораздо шире, чем просто концерт, – подчеркивает Наталия Чабовская, кандидат искусствоведения, директор Томской филармонии. – Это будет многоплановое мероприятие. На сцене и в зале будут происходить театрализованные, хореографические, обрядовые и музыкальные действа, в которые будут вовлечены слушатели, каждый из которых сможет исполнить свою партию. В центре внимания окажется Всероссийский сводный ансамбль русских народных инструментов, состоящий из виртуозов.

Основой Всероссийского сводного ансамбля русских народных инструментов станет ансамбль русских народных инструментов Томской филармонии «Сибирские узоры».

В настоящее время к изданию готовится нотный сборник с новыми произведениями.

Композиторы работали с материалом, который был собран за многие десятилетия экспедиций: сибирская природа дала фантазии жителям тайги большой простор. Уникальные материалы для работы композиторов предоставили проекту Томская региональная общественная организация «Союз коренных малочисленных народов севера Томской области» и Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. Так, Наталья Кондратьева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, организатор и участник музыкально-этнографических экспедиций в Томскую область, передала томскому проекту уникальные татарские мелодии, записанные в окрестностях Томска (в Тахтамышево и Черной речке), а также мелодии хантов и сборник «Лирические песни Томского Приобья, народные песни, записанные в Томской области». Заинтересовали композиторов, участвующих в проекте, и наигрыши из сборника «Свадебные песни Томского Приобья».

– Каждый композитор взял для работы тот материал, который оказался наиболее близок его сердцу, – рассказывает Людмила Попова, руководитель АНО «Музыка и творчество».

«Сибирские наигрыши» задумывались авторами проекта – Наталией Чабовской и Людмилой Поповой, как музыкальное приношение к юбилеям: к 420-летию Томска и 80-летию Томской области, которые отмечаются в этом году.

– Погружение композиторов со всей России в богатый этнографический материал самых заметных коренных народов Томской области выведет популярность томской таёжной экзотики на всероссийский масштаб, – считает Ирина Коробейникова, президент ТРОО «Союз коренных малочисленных народов севера Томской области». – Само по себе обращение композиторов к музыкальному материалу народов Томской области – событие уникальное!

В своей работе композиторы не были ограничены ни формой, ни жанром. Им были даны лишь рекомендации по времени звучания музыки и составу инструментов. Парой домрам и балалайкам станут их музыкальные «родственники», композиторы могут использовать духовые народные инструменты (жалейки, сопели, окарины и другие), которые расширят тембровые возможности баяна, к ударным присоединятся трещотки, хлысты, коробочки, хомусы и бубны, а также различные ударные инструменты симфонического оркестра. Некоторые композиторы не удержались и от использования вокала.

В числе композиторов проекта Олег Давыдов (Москва), Андрей Кугаевский (Новосибирск), Вера Макарова (Красноярск), Ольга Дюжина (Барнаул), Алексей Пиоттух и Екатерина Приходовская (Томск) и другие.

– Я, не раздумывая, принял предложение об участии в проекте, ведь в Сибири такие уникальные мероприятия, связанные с фольклорным направлением, всегда привлекают большое внимание как композиторов, так и общественности, и вызывают благоприятный отклик у слушателей, – вспоминает Алексей Шиховцов, композитор, лауреат региональных и всероссийских конкурсов, член Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. – Получив от организаторов несколько сборников с песнями, я выбрал, на мой взгляд, идеальную основу для своего сочинения – песню «Взвейся, взвейся, сиз голубчик» из сборника «Лирические песни Томского Приобья». Мелодия и текст песни сразу покорили меня своей ясностью, простотой и вариативностью. Думаю, слушатели тоже будут покорены. Сочинение я назвал в соответствии с исходным сюжетом песни «В чистом поле случай был…». В итоге получилась легкая, интересная и яркая пьеса-наигрыш, в которой, безусловно, каждый исполнитель или слушатель смогут найти родные по духу, любимые народные интонации.

Особую значимость представляет проект «Сибирские наигрыши» и для Ольги Дюжиной, композитора, лауреата всероссийских и международных конкурсов, председателя Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, члена Сибирского Международного центра современного музыкального искусства, участника международных симфонических семинаров-форумов. Результатом ее творчества стало сочинение «Сказание о людях Тайги» для ансамбля русских народных инструментов, ударных, арфы, вокала и бас-гитары.

– В этом сочинении я использую родовой напев И. Мальковой из рода Ворона «Давно», – объясняет Ольга Дюжина. – Мелодика этого напева произвела на меня большое впечатление – невероятно красивая и в то же время суровая. В ней я услышала звуки оркестровых колоколов, которые включила в партитуру. К основной теме этой песни сочинила несложный контрапункт – колыбельную, он проходит на протяжении практически всей партитуры: то в вокальных партиях, то в разных оркестровых голосах. Любую из двух вокальных строчек сочинения (женские и мужские голоса) могут исполнять все желающие, находящиеся в зале, – их партии предполагается предварительно раздать слушателям. Невероятно красив и сам текст этой песни в переводе на русский язык. В ней поется о любви селькупов к священной, суровой и могущественной сибирской тайге.

Источником информации и вдохновения для некоторых композиторов стали… сами представители культур коренных народов Томской области, которые охотно делились тем, что знают.

– Поскольку проект направлен на сохранение и популяризацию культурного достояния коренных народов Сибири, проживающих на территории Томской области, у меня родилась идея создания аранжировки на темы нескольких народов, – делится Вера Макарова, композитор, заслуженный работник культуры, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Красноярского филармонического русского оркестра им. А. Бардина. – Я сразу же начала погружаться в тему и искать ответы на вопросы: какие именно народы проживают на территории Томской области, каков их фольклор, быт, традиции и самые известные и любимые песни. Последний пункт освещен в массовых источниках информации очень скромно, и я обратилась за помощью к руководителю проекта Людмиле Поповой, которая пообщалась с селькупами и прислала мне ценнейший сборник селькупских песен с переводом на русский язык Ирины Коробейниковой, а также подсказала, что одной из любимых песен селькупов является «Ёхарши». А еще – передала мне привет от коренных народов Севера. «Взаимно, от всей души» – сказала я, даже не мечтая о том, что в скором времени со многими из них начну тепло общаться.

– Затем в интернете обнаружилась эвенкийская песня «Волшебные кумаланы» в исполнении якутской певицы Надежды Варламовой (творческий псевдоним – Надикан) и Артура Семенова, – добавляет к уже сказанному Вера Макарова. – Чтобы выяснить, авторская ли эта песня или народная, и можно ли взять ее в работу, я связалась с самой исполнительницей. Сложнее дело обстояло с хантымансийскими, кетскими и чулымскими песнями, но и здесь не обошлось без помощников.

Свое попурри Вера Макарова назвала «Музыкальные картины на темы малочисленных народов Севера, проживающих на территории Томской области».

Как только сборник увидит свет, начнутся репетиции, чтобы 28 августа, на концерте «Сибирские наигрыши. Иммерсивное действо» слушатели смогли по достоинству оценить звучание русских народных инструментов – инструментов с неисчерпаемыми возможностями!

– Фольклор, переосмысленный молодыми композиторами с бережным сохранением самого духа взаимодействия человека и суровой сибирской природы, подстегнёт интерес томичей к родному региону и сделает Томскую область известной за пределами Сибири благодаря онлайн-трансляции действа, – уверена директор АНО «Музыка и творчество» Людмила Попова.

– Музыка молодых композиторов, которые изучили фольклор и написали свои произведения на его основе, создаст прецедент погружения публики в живое взаимодействие культур, – подчеркивает Людмила Попова. – С произведениями познакомится и молодежь, потомки народов сибирской тайги. Уверены, это придаст им стимул постигать язык и мифы предков, увлечься творчеством на стыке городского и таежного миров.

Создатели проекта верят, что современные потомки хантов, селькупов, кетов, эвенков, татар-чулымцев, видя интерес к своим традициям со стороны людей, внешних для их традиционной культуры, начнут воспринимать свое наследие гораздо серьезнее, почувствуют его значимость и важность. Знать фольклор необходимо, чтобы не потерять его, чтобы передавать историю своего рода и строить современную жизнь на богатой фактической базе. Томская тайга может стать основой креативных продуктов, которые привлекут в регион и туристов, и новых жителей со всего мира.

Автор: Ирина Гюнтер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − восемь =