Симфония мужества

Томские музыканты вновь представили публике одно из самых пронзительных произведений о вой­не

22 июня наша страна торжественной грустью отметила 83-ю годовщину начала Великой Отечественной вой­ны. Идея томичей – исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии великого Шостаковича в День памяти и скорби — была подхвачена многими филармониями страны. В этом году историческое музыкальное произведение прозвучало во многих городах России. Кто знает, может быть, это станет традицией на всей территории нашей необъятной Родины?

На стыке классики и арт-технологий

Проект «Седьмая. Шостакович. Концерт-­действо» впервые был представлен томскому зрителю 22 июня 2023 года. Он был реализован совместно с Региональным отделением Российского фонда культуры в Томской области, органично соединив в себе классическую музыку и мультимедиа, в частности, свето-­инсталляции. Передовое прочтение легендарной симфонии вызвало интерес у молодых слушателей и получило вполне логичное продолжение.

В этот раз авторы проекта решили усилить эмоциональное восприятие гениальной симфонии, применив технологию видеомэппинга (использование проекционных изображений для создания визуальных спецэффектов). Неслучайно перед покупкой билетов организаторы обращали повышенное внимание потенциальных зрителей на точное время мероприятия. Дело в том, что его формат предполагал наличие полной темноты, поэтому после третьего звонка вход в зал обещали закрыть.

За день до концерта новинку обкатали на репетиции Томского академического симфонического оркестра под управлением дирижера Игоря Берендеева. Здесь же работали художники по свету под руководством московского видеорежиссера Дмитрия Масаидова.

– Вся картинка будет рождаться именно здесь, – начальник отдела по связям с общественностью Томской государственной филармонии Ольга Суходолина привела нас в серверную филармонии. – Сейчас Дмитрий «рисует» ее в режиме реального времени.

Мы видим, как со светодиодного экрана вылетают самолетики и перемещаются сначала на стены, а потом и на потолок. Этот визуальный эффект достигается за счет установки в зале проекционных сеток. На репетиции нам был представлен самый известный в симфонии и зрелищный по исполнению световых технологий эпизод нашествия немецких захватчиков. Хотелось просто сидеть и слушать гениальную музыку, так виртуозно исполняемую томскими музыкантами.

К тому же, настройка светового оборудования требовала высокой концентрации внимания московского специалиста, поэтому во время репетиции он не смог оторваться от тонкого процесса и рассказать о своей работе.

Зато развернутое пояснение того, что нового предстояло увидеть томской публике, нам дала директор Томской государственной филармонии Наталия Чабовская:

– Это комплексный проект, где используются разные виды искусства, и для его реализации нам потребовалось приглашение специалистов уникального профиля, каких в России достаточно мало, особенно тех, кто связан с классической музыкой. Их буквально единицы.

– В нашем концерте-­действе, – продолжает руководитель филармонии, – мы используем видеомэппинг, компьютерную графику, уникальные фото- и видеохроники Ленинграда военного времени и что самое важное – у нас компьютерная графика завязана на световой партитуре и музыкальном тексте симфонии. С помощью проекторов и прожекторов будут созданы свето-­изобразительные инсталляции. Образы, цвета, линии, будут отражать содержание музыки на протяжении всех четырех частей симфонии Шостаковича.

Руководитель филармонии еще раз напомнила, что первый опыт совмещения классики и арт-технологий был реализован в прошлом году, нынешней весной его повторили в Чите и Иркутске. А 22 июня 2024 года томичам был представлен более усовершенствованный проект, разработанный с учетом возможностей Большого концертного зала, задействовав его стены и потолок.

Как рождалась легенда

Сам концерт-­действо открыли Наталия Чабовская и концертмейстер оркестра Семен Промое.

– В зале тишина, застыло время. В каждое сердце входит музыка, которая поведает о том, что было со страной, а значит, было с нами, – волнительно произносит Наталия Чабовская.

– Я говорю с вами из Ленинграда, в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты. Два часа назад я закончил две первые части симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, то тогда можно будет назвать его седьмой симфонией, – этими словами в исполнении Семена Промое Дмитрий Шостакович по радио обратился к стране утром 17 сентября 1941 года.

Ведущие подробно рассказали об истории создания и первых исполнителях этого легендарного музыкального произведения. Работать над ним композитор начал еще в 1939 году, когда только начиналась вторая мировая вой­на. Гитлеровские вой­ска захватили Европу и приближались к границам советского государства. Так у композитора возникла тема нашествия – страшная сила, которая была готова уничтожить саму жизнь.

– Со временем Бетховена жанр симфонии стал светской мессой, «Ленинградская» симфония является своего рода службой, коллективным молебном о даровании Победы, – этими словами ведущие завершили вступительную часть действа.

Постоянные зрители уже знают и с особым трепетом ждут того момента, когда из темноты сцены выходит Игорь Берендеев, передавая скрипку Семену Промое. А после зал просто растворился в гениальной музыке.

Эта музыка важна для всех. Она не имеет ни возрастного ценза, ни каких-то ограничений по восприятию. Она важна и для молодежи как рассказ о том, что происходило, и для старшего поколения как воспоминания и как напоминание об огромной силе духа людей, которые перевернули ход истории и сделали победу возможной.

Игорь Берендеев,
дирижер проекта «Седьмая. Шостакович. Концерт-­действо»

Предвестница Победы

Этим проектом организаторы хотели донести до современного зрителя, особенно молодежи, ту боль и ту силу, которые вобрало в себя это произведение. А выбор для исполнения именно Седьмой симфонии они объясняют, во-первых тем, что это программное произведение.

– А во-вторых,– отмечает Наталия Чабовская, – хотелось создать проект, посвященный Великой Отечественной вой­не и нашей общей истории, тому грандиозному пути, который прошел советский народ за четыре года вой­ны. Шостаковичу удалось в четырех частях симфонии все это пройти. Он предвосхитил Победу своим финалом, который писал очень долго и тяжело. По сути, он запрограммировал Победу нашего народа в этой страшной вой­не. Уверена, сегодня эта музыка актуальна, как никогда. Мы постараемся сделать так, чтобы современный человек смог испытать широкий спектр эмоций. И вместе с музыкой пройти путь от начала вой­ны к Победе.

В День памяти и скорби коллектив филармонии вновь решил показать нынешнему поколению годы лихолетья. Чтобы память о тех страшных днях жила вечно и чтобы люди помнили – Победа обязательно настанет.

Справка «ТН»

В составе оркестра в осажденном Ленинграде «Седьмую» Шостаковича играл томич. После вой­ны он работал в Томском симфоническом оркестре. Это стало известно только в апреле 2024 года. Филармония продолжает активную работу с архивами и восстанавливает историю каждого музыканта.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Елена Астафьева, Ксения Чечельницкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + два =