Владимир Мазур наградил победителей XV Международного фестиваля «Праздник топора»
Виктор Ковчин из Юрги приезжает на фестиваль уже не в первый раз. В свое время он окончил один из томских вузов, работал инженером на Юргинском машиностроительном заводе, а с выходом на заслуженный отдых профессионально занялся фотографией.
– Во-первых, у меня здесь появилось много друзей. А во-вторых, я просто отдыхаю в томской «Околице» – мне нравится ее атмосфера в дни фестиваля, – охотно делится впечатлениями гость из соседнего региона. – Я много снимаю, стараюсь поймать чувства и эмоции в кадре: у меня портреты интересные получаются – такие живые, не постановочные. Мне интересно снимать мастеров за работой – они меня вдохновляют.
Фотохудожник показывает портрет одного колоритного мастера-берестянщика:
– Ходил-ходил вокруг него, караулил момент, когда он глаза поднимет и дождался нужного кадра.
После возвращения в Юргу он намерен выложить фоторепортаж с томского «Праздника топора» на своей страничке в ВК.
Мастера, умельцы, мастаки
Изюминка фестиваля, привлекающая не только жителей томского региона, но и гостей из соседних областей, заключается в том, что из года в год зрители в режиме реального времени могут наблюдать за тем, как идеи мастеров воплощаются в жизнь прямо у них на глазах. Буквально за пять-шесть дней привезенные ими миниатюры-заготовки увеличивались до размеров парковых скульптур.
В этом году многие участники конкурса «Деревянное мастерство» обратились к сказочным сюжетам. Как тут не вспомнить нашего Александра Сергеевича «Сказка – ложь, да в ней намек…» В иносказательной форме плотники попытались донести до сегодняшних зрителей понятия добра и зла, хрупкости нашего мира, важности сохранения вечных ценностей.
Буквально через несколько дней на поляне стали оживать сказочные и исторические персонажи. Здесь можно было увидеть и Муху-Цокотуху, и Царевну-лягушку, и Алешу Поповича. Кстати, автором последнего стал дебютант фестиваля из Кемеровской области Вадим Пустовалов.
Он почти год ждал приглашения от организаторов и в итоге получил его. Скульптура Алеши Поповича с осликом стала первой объёмной работой в практике Вадима. Он в основном вырезает маленькие фигурки из березы и сосны. А на конкурсе получил возможность вплотную поработать с кедром. И царь тайги покорился рукам молодого мастера.
Рядом с русской и советской классикой соседствуют образы легенд с востока. К примеру, монгольские мастера поразили зрителей тем, что сумели поднять в невесомость деревянную часть своей композиции: в «Мелодии лебединой скрипки» они показали женскую красоту в форме этой грациозной птицы.
А главный приз «Праздника топора» жюри единодушно отдало Илье Польскому из Московской области за деревянную скульптуру «Бабушкины сказки». Пожилая женщина со свечой в руке склонилась над заснувшим в колыбельке малышом. Эта композиция поражает своей простотой и узнаваемостью. Мастер вырезал из дерева такой добрый портрет домашней берегини, какими были наши бабушки – любящие, заботливые, кроткие. По словам скульптора, прообразом героини стала его старенькая мама.
– Мне хотелось сделать скульптуру, пропитанную любовью, любовью родительницы к своему дитя, – пояснил свой замысел мастер из Подмосковья.
Илья Польский работает резчиком по дереву уже 30 лет.
– Мне кажется, монголы работу лучше сделали, – смущенно говорил он после объявления итогов конкурса. – Я не первый раз уже здесь, поэтому чувствую себя как дома. Спасибо большое всем организаторам за такое внимание к нам.
Второе и третье места соответственно завоевали мастера из Монголии с работами – «Мелодия лебединой скрипки» (Хишигдалай Алтанхуу и Дашбалжир Церенбат) и «Шут» (Ганбаатар Энх-Эрдэнэ и Цагаан Мунхердене).
В номинации «Командная работа» первое место получила работа «Урфин Джюс и его оловянные солдатики», созданная мастерами из Томской и Ленинградской областей.
Среди резчиков по дереву первое место завоевал Андрей Басарев (Кемеровская область) с работой «Матушка Русь».
Наковален жаркий перезвон
Современная площадка кузнецов с кузницей, как и сотни лет назад расположена на небольшом отшибе от основных локаций. Сделано это по соображениям пожарной безопасности. Вход в парк кованых скульптур и на саму поляну кузнецов венчает чугунная арка с названием конкурса «У каждой наковальни свой голос». Нынче в нем участвовали 32 мастера из 17 регионов России, а также из Белоруссии, Киргизии и Кубы. Здесь помимо рабочего шума от ударов молота о наковальню и резких звуков дрелей и болгарок дым стоит столбом от разогретых горнов.
Кузнец из Пскова Борис Милов второй год подряд приезжает на томский фестиваль и нынче решил попробовать себя в номинации «Кинетическая скульптура». Он уже справился с заданием, поэтому с удовольствием греется на сибирском солнышке.
– Я – оружейник, работаю быстро – мои мысли не растекаются по древу, – по-военному четко представляется конкурсант. – Моя композиция называется «Лови ветер».
Визуально она напоминает флюгер-ветряк – с такими нехитрыми игрушками раньше мальчишки носились по дворам, стараясь поймать ветер в лопасти вертушки.
Борис Милов пришел в кузницу на волне исторической реконструкции.
– Это была юношеская романтика! – вспоминает мастер.
Но романтика быстро прошла, а интерес к кузнечному делу сохранился. Псковитянин основал «Оружейную кузницу», где занимается изготовлением ножей, плотницкого инструмента, наборов для резьбы по дереву. Не отказывается он и от художественной ковки.
Его сосед Вадим Зеленцов из Московской области собрал вокруг себя небольшую группку зевак, чьи взгляды приковала металлическая «Капля». Зрелище получилось буквально «залипательным». Сбоку стальная конструкция напоминает сложенную в несколько слоев неправильную гармошку, на конце которой повисла внушительных размеров капля. Порыв ветра раскачивает ее чуть сильнее, и она со звуком опускается в треугольную чашу.
– Здесь шесть метров полосы, – охотно поясняет Вадим. – Никаких домашних заготовок не было, хотя идея в голове зрела давно. В Томске получилось ее осуществить в течение четырех дней.
Около 160 тыс. человек посетили томский «Праздник топора» в 2024 году.
В кузнечное дело Вадим Зеленцов пришел через педагогику. Он работал учителем труда в одной из московских школ. Однажды рядом с ней построили учебную кузницу.
– Когда я увидел, какие чудеса можно творить с металлом при помощи нагрева, для меня больше не стоял вопрос о том, что дальше делать. Этим ремеслом я занимаюсь уже 31 год, а глаза до сих пор горят, – признается кузнец. – Я всё детство провел у деда в сарае с наждаками, очень любил выпрямлять гвозди.
Мастер оптимистично смотрит на будущее своего ремесла – за 17 лет в педагогике он воспитал больше десятка учеников.
– На базе кузницы, – подчеркивает Вадим Зеленцов, – можно давать математику, физику, химию, логику. У меня целая программа для школы написана. Уверен, этот промысел в России не умрет никогда!
Центральный подиум поляны кузнецов отдан мастерам, участвующих в номинации «Кованая парковая скульптура». Многие работы были еще в процессе изготовления. Вот железная скульптура, напоминающая животное с утонченными ногами, как у слонов Дали. Правда, художник из Санкт-Петербурга Николай Деркун тактично поправляет:
– Аналоговый ход в этой композиции может быть, но прямое цитирование не подразумевается: этот замысел навеян моей дипломной работой, которая называлась «Сон разума» по знаменитому офорту Гойи – здесь тот же вектор, но в других средствах исполнения.
В этом году Николай окончил бакалавриат художественно-промышленной Академии им. А. Штиглица, он остается в альма-матер работать учебным мастером на отделении художественной обработки металла. В свое время он занимался станковой живописью, а потом резко поменял кисточки на наковальню.
По словам Николая, среди мастеров ковки в Санкт-Петербурге существует большая конкуренция, поэтому ремесло в городе на Неве живет и процветает.
– Мы у времени в плену, а у вечности в долгу, – философствует художник, который второй год подряд приезжает на «Праздник топора». – А ведь я мог бы сейчас спокойно отлежаться на диване после защиты диплома. Просто здесь я могу позволить себе полную свободу мысли…
Но жюри отдало предпочтение скульптурам, созданных Сергеем Веркеенко (Вологодская область) и Павлом Кратовым (Киргизия), а в номинации «Современная пластика в металле» первое место занял Александр Вихт из Калининградской области.
В дебютной номинации – «Кинетическая скульптура» – победу одержал Рафаэль Галимуллин (Республика Коми).
И береста узором ясным светится
На конкурс мастеров по художественной обработке бересты декоративно-прикладного искусства «Берестяной хоровод» нынче съехалось 30 мастеров из 13 регионов России. Сколько же усердия, усидчивости нужно иметь, чтобы береста обрела шелковистую структуру.
2024-й год открыл для Татьяны Надымовой из города Кудымкар Пермского края Томскую область во всей ее красе и гостеприимстве. Сначала художница поразила уровнем своего мастерства и полетом фантазии членов жюри на IХ Межрегиональном фестивале-конкурсе декоративно-прикладного искусства «Золотая береста» в Асине, завоевав Гран-при, а теперь удивляет гостей XV Международного фестиваля народных ремесел «Праздник Топора».
Среди четырех ее работ на выставке особое восхищение у посетителей вызвала коллекция лаптей «Лапоток шагает по земле Пармы». В одном лапте примерно 40-го размера мастерица разместила три пары поменьше, а во втором – аж 13 пар! Самые крошечные лапоточки оказались меньше спичечной головки – они сшиты из берестяной нити.
– Это не вся моя коллекция, – улыбается Татьяна. – Я не привезла на фестиваль лапти длиной один метр двадцать сантиметров. Вообще вся эта коллекция является частью образовательного проекта, которую я представляю в детских садах и школах. Я коми-пермячка по национальности, поэтому знакомлю ребятишек с нашей культурой, особенностями нашей национальной одежды и обуви. В процессе игры дети читают рассказы и стихи про лапти, а я им разрешаю пальчиками потрогать эти изделия. Бывало, что кто-то садился в гигантский лапоть, а кто-то даже укладывался спать в нем, но какой же смех тогда стоял. Получить такой мощный заряд энергии для мастера очень большая награда.
Татьяна Надымова уже больше 30 лет занимается народными промыслами. Она начинала работать в сфере образования, но времени на творчество не хватало, а она все и всегда привыкла делать качественно, поэтому перешла в культуру.
Она показывает вакуумный туесок, в который можно наливать жидкость, и не бояться за протечку. Этот секрет открыл ей один старенький мастер. А для нынешнего конкурса участница изготовила пэлян – многоствольную флейту из коми-пермяцких сказок. Правда, вместо стволов травы художница использовала бересту – так прочнее и надежней.
– Инструмент полностью настраивается, – поясняет Татьяна Николаевна. – Но эту музыку нужно слушать в полной тишине, тогда можно услышать, как ветер завывает в трубе. Я с детства любила уходить с дедушкой в лес, там, среди природы и черпаю вдохновение для творчества.
По мнению рукодельницы из Пермского края, у берестяного промысла есть хорошие перспективы для развития. Во-первых, потому что дело мастеров продолжают их благодарные ученики, а во-вторых, идет поддержка со стороны регионов.
Победу в номинации «Сказки народов России» завоевал Владимир Заиграев из Кемеровской области. В номинации «Сохранение народных традиций в берестяном ремесле» первое место жюри присудило Владимиру Ярышу из Новгородской области и Нинель Стаковской из Вологодской области. В номинации «Оригинальность авторского замысла» победителями стали Юрий Лазарев и Виктор Шмидт (Кемеровская область).
И шар земной гончарным кругом вертится…
В конкурсе керамистов «Глиняный сказ» принимали участие 30 мастеров из 18 регионов РФ и трех стран мира – Турции, Казахстана и Белоруссии. Каждый день у них был состязательным: на выполнение коллективного задания отводилось не более 25 минут. За это время гончарам предстояло изготовить самое широкое блюдо, урыльник (рукомой) с двумя носиками, чайник и пару чашечек. В финале они должны были «поднять» в высоту цилиндрический сосуд. И здесь, поясняет керамист из Свердловской области Владимир Косяк, не так важна форма, сколько размер изделия. Пока шла подготовка к этому конкурсу, мастер охотно рассказал о себе. Гончарным делом занимается уже полтора десятка лет. И как у большинства мастеров, сначала это было хобби. Сейчас у Владимира имеется собственная мастерская в Первоуральске, там он работает вместе с учениками и параллельно ведет учебные курсы с разными возрастными категориями. Например, занятия с детьми больше напоминают игру и ориентированы на расширение их кругозора, а взрослые садятся за гончарный круг уже осознанно, поэтому учатся с большим интересом.
Среди конкурсантов «Глиняного сказа» и супруги Удобкины из Бердска Новосибирской области. Этот творческий дуэт родился более полувека назад, когда молодые люди учились в Красноярском художественном училище имени Василия Сурикова. С тех пор они идут по жизни рука об руку: муж занимается живописью, вдохновляясь красотой и разнообразием сибирской природы, а жена, освоив лепку из глины, создала свой неповторимый авторский стиль мелкой глиняной скульптуры, получивший название «бердская игрушка». В томскую «Околицу» они приезжают уже третий год подряд.
– Во-первых, здесь мастерам задания интересные даются, а во-вторых, в Томске всегда собираются очень интересные коллективы из числа керамистов, художников, – рассказывает Геннадий Александрович.
Его супруга – Светлана Николаевна – участвует в номинации «Народная глиняная игрушка». В этот раз по заданию жюри нужно было вылепить изделие на тему «Праздники». На все про все давались ровно сутки. И она слепила Масленицу. С виду эта игрушка напоминает бабу на чайнике, у которой по подолу-сугробам «гуляют» налепленные фигурки взрослых и детей.
– Она у меня сложная, – поясняет автор. – Это не просто объемная игрушка, она еще свистит и меняет «лицо». Когда Масленицу сжигают, приходит солнышко, поэтому мы убираем одну голову и вставляем другую.
Авторские игрушки мастер делает в основном из белой глины, которые после обжига обретают оттенок слоновой кости и особый рельеф. Готовые изделия расписывает масляной пастелью, акцентируя отдельные детали акриловыми красками. Особая черта бердской игрушки состоит еще и в том, что художница использует только красную и зеленую краски и разные варианты их смешения.
А по итогам конкурса лучшим гончаром среди мужчин стал Александр Новиков из Белоруссии. Среди женщин-гончаров первое место присуждено Татьяне Сергеевой из Перми.
Томич Александр Варламов стал победителем в гончарной номинации «Арт», а Светлане Удобкиной жюри присудило первое место за лучшую гончарную игрушку. Ну а в показательных выступлениях керамистов «Глиняный сказ» победу одержали Илья Калашников и Екатерина Козлова из Московской области.
Сохранить культурный код России
В этом году на юбилейный «Праздник Топора» поступило более 200 заявок. В четырех основных конкурсах приняли участие мастера из 44 российских регионов и 8 зарубежных стран. Самую многочисленную иностранную делегацию представляли скульпторы и резчики по дереву из Монголии. А для мастеров из Ирана участие в фестивале стало дебютным.
И пока участники состязались в творческих конкурсах, гости с наслаждением дегустировали сибирские блюда в рамках гастрофеста, с хорошим настроением лицезрели представление от Научного института исследования кукольных искусств Китайской народной республики в рамках «Сказочного балаганчика Скомороха», вместе с детьми азартно участвовали в занимательных квестах.
Но у всякого состязательного мероприятия имеется свой старт и свой финиш. В этом году «Праздник топора» длился целую неделю, в течение которой его посетило рекордное количество гостей – около 160 тысяч против 150 тысяч в прошлом году.
В минувшую субботу губернатор Томской области Владимир Мазур открыл церемонию подведения итогов Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора».
Поздравляя участников фестиваля с его завершением, глава региона поблагодарил их за то, что те дарят гостям праздника свой талант, знакомят с культурой и традициями предков.
– Сегодня прошел по фестивальной поляне, пообщался с мастерами и зрителями. Меня спросили: «Как вам праздник, как масштаб?» Он, конечно, впечатляет. Но гораздо важнее смысл фестиваля. А это, в первую очередь, быть вместе, быть едиными в уважении к истории страны и народным ценностям. Мастера «Праздника Топора» создали такую атмосферу, подарили такие эмоции, что и участники, и гости стали одной большой и дружной семьей. А сегодня это самое важное для всей страны и для каждого. Объединяясь, сохраняя культурный код, традиции и ценности, мы становимся сильными и непобедимыми, – подчеркнул в своем обращении к участникам и гостям праздничного финала Владимир Мазур и следом наградил победителей XV Международного фестиваля народных ремесел «Праздник топора», выбранных экспертным жюри.
* * *
Рев пил и стук топоров, отдающийся эхом звук наковальни, убаюкивающая мелодия гончарного круга и шорох бересты – все это в итоге вылилось в красивую симфонию ремесел, которая уже 15 лет исполняется в окрестностях села Зоркальцево. Ее особенные звуки надолго останутся в воспоминаниях тех, кому посчастливилось стать участниками и зрителями этого волшебного действа.
Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев