Сиротские квартирники

Где брать жилье для выпускников детских домов?

Порядка тысячи томских сирот (данные из разных источников слегка отличаются, и не все они бьются) нуждаются сегодня в жилье. За минувшее лето об этом говорилось неоднократно. 6 августа на комитете по бюджету и финансам в Думе города Томска прозвучала чудовищная цифра: порядка 15 миллионов рублей ежемесячно мэрия Томска расходует на штрафы за не- обеспечение детей-сирот жильем. Грубо говоря, по пять скромных квартирок в месяц просто уходят в никуда. Мэрия, правда, утверждает, что этих квартир в природе не существует. Вряд ли совсем, но, конечно, тысячами количество продающихся во вторичке и подходящих по всем параметрам квартир не исчисляется. С первичкой же вообще все сложно. Об этом шла речь в предпоследний день августа на открытии осенней сессии Законодательной думы региона, докладчик по вопросу и.о. замгубернатора Дмитрий Ассонов пообещал представить весь пакет документов к следующему собранию. Следующее тоже уже состоялось. Ввиду его специфического характера о сиротском жилье речь на нем не шла. То есть вопрос завис.

На тебе, убоже, что нам негоже…

В предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей, в последние годы Томская область оказалась отброшенной далеко назад – к истории примерно 10-летней давности, когда получить от государства полагающуюся квартиру было равносильно выигрышу в «Спортлото». Лет семь назад ситуация стала сильно меняться – не без вмешательства прокуратуры, но жилье сиротам стали предоставлять, можно сказать, в массовом порядке. Не обошлось без перегибов на местах: сиротские дома зачастую строили как попало, местные власти закрывали глаза на то, что эти убогие постройки были сиротскими и в переносном смысле слова. В районах умудрялись сдавать дома без какого-либо отопления – все равно, мол, печки «эти» топить не будут, а тянуть 50 м трубы от теплоцентрали – не велика ли роскошь для такого контингента? Одна муниципальная дама даже поделилась – она была бы счастлива, если бы в первые годы семейной жизни оказалась бы в таких условиях. С обогревателем в 40-градусный мороз? Сомнительно.

Хорошо почудили и в областном центре. Многие, наверное, помнят знаменитый трехэтажный дом на Заливной – на месте деревянной избы, с канализацией на выгреб и электроснабжением, рассчитанным максимум на двухквартирник.

Но порезвились в те времена и сами вчерашние детдомовцы. Абсолютно неадаптированные к нормальной жизни, они, словно котята, сбивались в одну квартиру, ведя нехитрое совместное «хозяйство» и пропивая полученные на выходе пенсии, а то и занимаясь чем похуже. Еще не утихли скандалы с домом на Заливной, когда оказалось – несколько заселенцев уже за решеткой, а кто-то даже и умер то ли от передоза, то ли от несчастного случая на фоне перепоя. Обычные люди, волей случая оказавшиеся в соседях у таких коммун, не знали, куда от них бежать. Впрочем, многие сироты оставались хозяевами своего жилья недолго. Для «черных риелторов» они добыча чрезвычайно легкая. Не просто так квартиры стали предоставлять на условиях социального найма, а не в собственность.

Да, с тех пор многое изменилось. Но вовсе не случайно крупные застройщики не рвутся на госзаказы по строительству такого спецжилья. По действующему закону выпускникам детдомов не может предоставляться более 25 процентов квартир в построенных домах, иначе они превращаются в гетто. Однако любой застройщик знает – достаточно пойти слуху, что в новостройку селят какое-то количество сирот (а шила в мешке не утаишь), и спрос на квартиры в нем падает стремительно. То есть от власти у застройщика должны быть четкие гарантии: она покупает все 100 процентов квартир.

Мой дом – моя крепость

Среди требований, предъявляемых к квартирам для сирот, – ввод в эксплуатацию не раньше 1975 года, наличие кухни, санузла, исправной электропроводки, отопительной системы, а также приборов учета. Невозможна закупка квартир в деревянных домах.

В 2018–2020 годах для сирот в регионе купили 874 квартиры, жилье получил 921 человек. При этом на 1 января 2021 года квартиры не получили 1 052 человека, очередь выросла на 413 человек. Самые большие проблемы наблюдаются в Томске.

На начало 2022 года в Томской области в очереди на льготное жилье стояли более тысячи сирот, большая часть из которых – в Томске. Но квартир для них на рынке почти нет. В 2019 году по результатам аукционов мэрия приобрела 42 квартиры, в 2020-м – 72 квартиры общей площадью не менее 25 кв. м. За весь 2021 год был проведен 571 аукцион для приобретения жилья детям-сиротам – удалось выкупить лишь 14 квар- тир. Судебное решение на руках есть у 201 льготника Томска.

В 2022 году власти региона направили 229,2 млн рублей из федерального и регионального бюджетов на покупку жилья сиротам Томской области. Требуются однокомнатные квартиры от 25 до 33 кв. м при стоимости квадрата 92 382 рубля. А рыночная стоимость, по данным мэрии, превысила 100 тыс. за «квадрат». У застройщиков подходящее жилье кончилось. На вторичном рынке его тоже немного, да и геморрой с аукционами продавцам ни к чему.

Нынешней весной ситуация с жильем для сирот рассматривалась при отчете Контрольно-счетной палаты. По мнению спикера думы Оксаны Козловской, основная проблема заключается в нормативах, из-за которых компании не заинтересованы в строительстве нового жилья.

Проверка показала, что для ликвидации образовавшейся очереди в регионе нужно в среднем три года.

– Мы были удивлены неосвоением средств и большой очередью. Может быть, я забегаю вперед, но наше предложение: вернуть государственные полномочия на уровень области, с тем чтобы был одинаковый подход в муниципальных образованиях к этому процессу. Потому что сейчас он кардинально разный – и оттого, что решения принимаются разные, и оттого, что все остерегаются нарушения федерального законодательства, – отметила в ходе собрания и.о. председателя Контрольно-счетной палаты области Екатерина Василевская.

Кроме того, Томская область теряет бюджетные деньги, выплачивая штрафы за невыполнение программы в федеральный бюджет. Только с 2018 года по первое полугодие 2021 года регион заплатил 159 млн рублей, отмечается в докладе Счетной палаты.

Земля есть, деньги есть. Стройки нет

По сути дела, ситуация с тех пор изменилась мало. На 13-м собрании ЗДТО депутатам были представлены проект закона Томской области «О внесении изменений в статью 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» и Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по предоставлению социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Томской области лицам, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законопроектами предлагается установить возможность строительства жилья с заданными характеристиками для данной категории граждан (наряду с приобретением жилых помещений) и закрепить за областным департаментом архитектуры и строительства полномочия по обес- печению жильем детей-сирот. При этом возможность передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот органам местного самоуправления законопроектом сохраняется.

За Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области остаются полномочия по предоставлению государственных жилищных сертификатов Томской области, ежеквартальное формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

По мнению ряда депутатов, изменения давно назрели и, безусловно, необходимы. Но вот достаточны ли? Как считает и.о. заместителя губернатора по строительству и инфраструктуре Дмитрий Ассонов (кстати, по его данным, в актуальном списке очередников региона – 902 человека), земля и финансы – две составляющие, гарантирующие любое строительство. С этим не согласился председатель комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию Сергей Автомонов. По его мнению, главная беда Томска – отсутствие инженерной инфраструктуры. Причем водоотведение едва ли не одна из самых серьезных проб-лем. (Вспомним дом на Заливной!) Еще шире поставил вопрос депутат Юрий Дроздов – он поинтересовался у Сергея Автомонова, рассматривался ли в рамках профильного комитета вопрос о документах стратегического планирования – генеральном плане, проекте планировки территорий. Заметив, что решение таких вопросов – это прерогатива исполнительной власти, Оксана Козловская в свою очередь спросила, не пришла ли пора вернуться к вопросам стратегии развития строительной отрасли. Внес свою лепту и прокурор области Александр Семенов. По его мнению, совсем не факт, что томские застройщики с радостью бросятся за госзаказом…

Вывод? На фоне гигантских цифр с расселением «аварийки» (об этом на днях говорил губернатор) обеспечение жильем сирот – тоже очень серьезный объем. И конечно, довольно странно, что заинтересованные стороны до сих пор относились к нему со стоическим спокойствием. Сироты – они подождут?

Автор: Марина Грек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − восемь =