Сиротский дом

Как правильно потратить деньги на обеспечение жильем выпускников детских домов?

В Томской области проживают 850 детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на получение жилья. Очередь ежегодно растет более чем на 150 человек. В Томске на жилье претендуют 167 сирот.

Томск, как и многие города России, в рамках федеральной программы обеспечения жильем детей-сирот постепенно начинает решать эту глобальную проблему. В этом году город, где ключей от жилья ждут 167 детдомовцев, потратит на эти цели 80 млн рублей. Федерация обещает еще 160 млн рублей. На эти средства, чтобы решить проблему разом, муниципалитет намерен построить отдельный дом.

Такой путь избрали далеко не все регионы. А те, где было принято подобное решение, признают, что оно является весьма спорным, звучат слова «резервация» и «асоциальный дом». При этом определенную распоряжением мэра Томска начальную (максимальную) стоимость квадратного метра в 64 600 рублей риелторы называют золотой.

Нет квартир

В предыдущие годы в местных бюджетах денег на покупку жилья для детей-сирот не было, и поэтому пачками накапливались решения судов, которые обязывали муниципалитеты предоставить его бывшим детдомовцам. И вот Федерация протянула регионам руку помощи: в 2011–2012 годах стали поступать первые транши. Но с появлением денег сразу возникли проблемы: муниципалитет должен купить обязательно через электронные торги и именно малогабаритное жилье (17 кв. м): комната, кухня, туалет. На вторичном рынке таких квартир почти нет: малогабаритки раскупаются моментально, спрос подстегивают ипотечные программы и материнский капитал. И на первичном рынке таких предложений нет: по 17 «квадратов» не строят, минимум – 33 кв. м. В мэрии говорят, что пытались достигнуть взаимопонимания со строителями, проговаривали возможность подготовить проект, но застройщикам заморочки не нужны, ведь типовые проекты жилья раскупают на начальном этапе строительства.

В итоге Томск склоняется к варианту строительства отдельного дома для сирот.

«По-другому невозможно»

Алексей Балановский, заместитель мэра по социальной политике:

– В 2012 году Томск на покупку жилья для детей-сирот может потратить 80 млн рублей. Вариантов два: покупать готовое или участвовать в долевом строительстве. Второй предпочтительней, но на 80 млн рублей дом не построить, а обещанных федеральных денег – 160 млн, которых бы хватило на дом, – еще нет. Ждем. Пока приобретаем жилье на вторичном рынке: в этом году «наскребли» лишь 15 квартир. И купить бэушное жилье на выделенную сумму не сможем: нет на рынке столько малосемеек. Кстати, год назад по этой причине не смогли израсходовать 26 млн рублей.

Покупать у частных лиц нам крайне сложно: мы можем сделать это только в результате электронных торгов, где нужна электронная подпись продавца, но большинство граждан даже не знают, что это такое. Чтобы торги состоялись, ищем риелторов, они – продавцов с подходящей жилплощадью… Словом, вторичный рынок не выход. Как вариант сейчас изучаю предложения частных лиц, которые предлагают переоборудовать нежилые помещения. Но это тоже непростой вопрос, просчитываем: может, построить дешевле?

Так что, как только будут перечислены 160 млн федеральных рублей, город намерен построить дом для сирот. Не считаю, что он будет асоциальный. Да и по-другому попросту невозможно, если нельзя купить, значит, нужно строить.

«Стратегическая ошибка»

Мария Бессонова, бывший директор детского дома, уже почти 15 лет помогающая детям-сиротам:

Мария Бессонова: «Для социальной адаптации сиротам нужно учиться жить в обществе, а чему они могут научиться друг у друга?»

– Такие дети социально не адаптированы, они не представляют ценности полученного жилья, и мы не можем их за это упрекать. Бывшие воспитанники, привыкшие к общим спальням и столовым, не смогут жить поодиночке и, переехав из одного общежития в другое, вряд ли изменят образ жизни: дети начнут жить группами, остальные квартиры сдадут, или их у них отнимут. Такие примеры в стране уже есть. Да и в Томске есть печальные факты, когда по решению суда сначала приобреталось сиротам жилье, а после отчуждалось.

Сирот, наоборот, нужно селить подальше друг от друга, тем самым подталкивая их к переменам, развитию, самостоятельности. Среди бывших воспитанников детдомов много ребят, которые хотят стать полноценными членами общества: получить образование, устроиться на работу, создать семью, но им будет крайне сложно вырваться из привычной среды, если их оттуда не вырвать с корнем. Предлагаемая мэрией «резервация» – стратегическая ошибка, ведь друг у друга сиротам больше нечему учиться.

Чужой опыт

Многие регионы благодаря федеральной поддержке раньше и активнее Томска начали решать сиротскую проблему, и нам есть чему поучиться.

Улан-Удэ. Отмечены отсутствие гибкости со стороны застройщиков и спекулятивный спрос на малосемейки, подогретый выделенными Федерацией 240 млн рублей.

Краснодар. Как только появилась информация о выделении средств из федеральной казны, власть приступила к переговорам с застройщиками об оптовой покупке и, соответственно, уменьшении стоимости квадратного метра. В итоге цена стала ниже средней по региону – первые дома уже заселены.

Москва. Сдав новостройку для сирот, власти сразу столкнулись с тем, что риелторы взяли в оборот неготовую к жизни молодежь: вчерашние дети стали жить по двое-трое, как в детдоме, квартиры сначала сдавать в наем, потом продавать.

Пермь. Вчерашние получатели жилья замечены среди бомжей. Зимой 2012 года зафиксировано массовое нарушение прав детей-сирот от действий недобросовестных риелторов. Молодчики спортивного телосложения спаивали детдомовцев, предлагая подписать документы на продажу жилья. Если спиртное не действовало, били. Некоторые детдомовцы рассказывали о произошедшем, но все сделки купли-продажи формально законны.

Мария Бессонова: «Почему обсуждается только один вариант: дом – и все. Многие дети поехали бы в села: там и жилье дешевле, и участок у дома может стать подспорьем» В мэрии загородный вариант не рассматривается: резерв земель практически исчерпан, – пояснил Алексей Балановский.

Нижний Новгород. Квартиры для сирот приобретают в основном за городом. Процесс находится под серьезным контролем – в том же поселке покупают дом для участкового полицейского.

Томск. В мэрии уверяют, что теперь черные риелторы не смогут, как в Москве и Перми, лишить сирот жилья, так как вступили в силу поправки в федеральное законодательство: если до сих пор сироты получали жилье в собственность, то с 1 июля оно выделяется им по договору социального найма. Самостоятельно распорядиться недвижимостью они смогут только по истечении пяти лет.

Золотой метр?

Постановлением мэра Томска определена максимальная стоимость квадратного метра «сиротского» дома в 64 600 рублей. Риелторы уже назвали цену золотой, поясняя, что на вторичном рынке можно купить гостинки и малосемейки за 40–45 тыс. рублей за квадратный метр.

В споре о цене Томск не одинок: в ряде регионов, куда пошли федеральные средства на покупку жилья для сирот, уже вспыхнули скандалы. К примеру, в Рязани стоимость «квадрата» была определена в 56 290 рублей, и одна из местных газет отметила: «Для нужд регионального правительства в новом элитном доме недалеко от Рязанского кремля было приобретено пять квартир с отделкой под ключ – стоимость квадратного метра составила около 58 000 рублей». А в Тольятти общественников возмутила цена 49 тыс. рублей за кв. м.

По данным Томскстата, в Томске в первом квартале 2012 года средняя стоимость жилья составила около 40 тыс. рублей за кв. м. Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья Томской области в первом квартале – 38 507 рублей, на вторичном – 41 821 руб­лей. Цены на первичное жилье: Кировский район – 40,07 тыс. рублей кв. м, Ленинский район – 37,21 тыс. рублей, Октябрьский район – 37,15 тыс. рублей, Советский район – 39,62 тыс. рублей. Цены на вторичное жилье: Кировский район – 51,94 тыс. рублей за кв. м, Ленинский район – 42,15 тыс. рублей, Октябрьский район – 40,98 тыс. рублей, Советский район – 49,22 тыс. рублей за кв. м.

 

Алексей Балановский: «Вы слышали, что дом для сирот будет строить «Риелтстрой-НЭБ»? Да, эта компания готова строить небольшие квартиры, и город готов их купить, но если будет проект, который пройдет экспертизу. Сейчас компания над этим работает. В целом же пока интересы власти и застройщиков не пересекаются: нам бы купить подешевле, им бы продать без лишних проблем и подороже. Но, получив федеральные деньги, мы намерены, как и другие регионы, вступить со строителями в переговоры, и 64,6 тыс. рублей за «квадрат» – максимальная стоимость для квартиры в 17 кв. м».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + десять =