Система «школа – вуз – предприятие» приносит кадровые дивиденды компании «Томскнефть»

Фото: Николай Мигачев

rosneft-klass

Где можно увидеть качалки, не выезжая за пределы Стрежевого? Любой ученик из «Роснефть»-класса укажет на полигон учебного центра ОАО «Томскнефть» ВНК, потому что именно на этой площадке у них проходит часть занятий и тренингов.

– Все то «железо», что представлено у нас в центре, есть и на промысле, но нам интересно показать основное оборудование в разрезе, – рассказывает инструктор учебного центра ветеран нефтяной отрасли Виктор Голещихин. – Школьники могут все потрогать руками. Особенно в классе добычи. Много рабочих макетов и на улице – от первого цикла и до последнего: с буровой вышкой, качалкой, скважиной.

Конкурс для одаренных

Для привлечения молодых кадров «Томскнефть» начинает работать с потенциальными сотрудниками еще со школьной скамьи. По словам начальника управления оценки и развития персонала, куратора «Роснефть»-классов Ирины Корчагиной, первый из них появился в 2000 году на базе школы №4, а спустя семь лет аналогичный класс открыли в пятой. Нынче за парты сели 56 ребят.

– Чтобы стать учеником «Роснефть»-класса, необходимо выдержать солидный конкурс – до 4–6 человек на место, – рассказывает Ирина Николаевна. – Особый упор делается на изучении профильных предметов: по физике, математике и химии у претендентов должны быть только отличные отметки.

Отбор в спецклассы проводится вместе с учителями и директорами школ. В течение двух лет с ребятами ведется серьезная профориентационная работа. Они посещают до 25 различных мероприятий. Это тематические классные часы в корпоративном музее, тренинги, семинары. В особом ряду стоят поездки на месторождения.

– Программа «школа – вуз – предприятие» работает уже 16 лет, – продолжает Ирина Корчагина. – В течение этого времени мы выпустили около 350 ребят. За последние семь лет, с 2010-го, завершили обучение 193 человека, 52 из них – с золотыми медалями, 38 – с серебряными. Среди двух сотен выпускников добрая половина поступила на профильные и смежные специальности. Кстати, из 99 ребят 54 уже завершили учебу в вузах. Назад на предприятие вернулись 26 дипломников в статусе молодых специалистов.

Компания не только находит, но и пестует умников и умниц. В качестве примера Ирина Корчагина приводит Никиту Рябченко. В 2010 году золотой медалист поступил в Уфимский госуниверситет. В июле 2015-го Никита устроился в компанию. Начинал с рабочей специальности оператора добычи нефти и газа. Через полгода перешел в самый сложный цех (ЦДНГ-3). Молодому специалисту потребовалось еще шесть месяцев, чтобы занять должность ИТР. Сегодня Никита Рябченко работает технологом второй категории.

Другой выпускник «Роснефть»-класса Константин Шевяков с дип­ломом ТПУ был принят в ЦДНГ-8 оператором по добыче, а через полгода он также перешел в разряд ИТР.

Кадровая политика компании строится на том, чтобы все выпускники вузов обязательно начинали свою карьеру с нулевого цикла – с рабочих специальностей. Только так они смогут прочувствовать профессию нефтяника и стать впоследствии хорошим управленцем.

Но в «нефтянке» находят свое призвание не только юноши. Немало ярких звездочек и среди выпускниц «Роснефть»-класса. Примером может служить начинающаяся успешная карьера Кристины Яковлевой. Золотая медалистка и краснодипломница ТПУ вернулась в компанию трубопроводчиком линейным. Через год ее перевели в группу промышленной безопасности и охраны труда. А магистранта ТПУ Вику Шереметьеву сразу же приняли на инженерную позицию в отдел геоинформационных технологий.

Экзамен для жизни

– Обычно в год мы проводим четыре тренинга для школьников, – рассказывает о своей работе с будущими нефтяниками специалист первой категории учебного центра «Томск­нефти» Ирина Шевченко. – В январе десятиклассники участвовали в нужном и полезном тренинге «ЕГЭ-антистресс». Во время занятия психолог УЦ и разработчик тестов Ирина Гернер учила ребят на конкретных примерах, как преодолевать психологические барьеры, правильно вести себя во время подготовки к экзаменам и непосредственно на самих испытаниях.

А в феврале их учили искусству презентаций и публичных выступлений. Такой тренинг полезен хотя бы потому, что позволяет молодому докладчику донести свою идею до аудитории и доказательно ее отстоять.

– Самое интересное, – подчеркивает специалист, что на всех тренингах наблюдается стопроцентная явка. И никаких опозданий!

Есть ли эффект от подобных занятий? Можно ли определить качество усвоенного старшеклассниками материала? Ведь это не физика и не математика. Работникам учебного центра такие вопросы не в новинку.

– Мы стараемся дать школьникам те навыки, которые могут пригодиться им не только в учебе, но и в жизни, – поясняет Ирина Шевченко. – Я до сих пор помню Евгения Гончарова. Молодой специалист сегодня работает в управлении эксплуатации трубопроводов, дважды участвовал конкурсах профмастерства. В прошлом году в Самаре Евгений занял третье призовое место на уровне «Роснефти». По его признанию, собраться и настроиться на борьбу ему как раз и помогли наши советы. В том и заключается задача тренингов – показать ученикам их возможности, а все остальное в дальнейшем зависит только от них самих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + одиннадцать =