Система социальных услуг обретает новые формы

img_7489

Нине Александровне в январе исполнится 94 года. За плечами пенсионерки – долгий трудовой путь в школе и педагогическом училище, воспитание дочери, работа в партийных органах. Сейчас томичка не всегда может самостоятельно сходить в магазин и разобраться с мудреными квитанциями за тепло и воду. Поэтому с 2010 года женщина пользуется услугами комплексного центра социального обслуживания населения: его специалисты всегда готовы не только обеспечить женщину продуктами и лекарствами, но и помочь в решении любых жизненных вопросов.

Фото: Алена Кардаш

Лучше, чем просить соседа

Дочь и внуки Нины Александровны живут в Северске. Семья ее не забывает, но бабушка нагружать родных лишними хлопотами не хочет. Вот уже целый год помогать ей приходит соцработник Марина Кунцевич. В числе подопечных у специалиста еще 14 пенсионеров. Кому-то надо принести продукты, кого-то сводить к врачу, кому-то помочь разоб-раться со стиральной машиной…

В этот раз соцработник принесла молочные продукты.

– Это еще что! Она мне такие тяжелые пакеты иногда приносит. Я как-то раз накупила сама всего, а донести до дома не смогла, – рассказывает пенсионерка. – За все годы, что я пользуюсь социальными услугами, никогда не было никаких проблем. Меня все устраивает. Коммунальные счета помогут оплатить, уборку сделать. Правда, название «соцработник» мне не нравится. Как-то не душевно это. Ведь эти люди нам такими близкими становятся. С одной из моих помощниц, Леной, мы до сих пор общаемся, хотя она уже сама на пенсии. Приходит ко мне в гости, пьем чай, беседуем.

Марина Кунцевич в прошлом маркетолог. Сменить профессию и помогать пожилым людям она решила, пережив личную драму.

– Три года я ухаживала за старенькой мамой, и теперь пережить эту утрату мне помогает моя новая служба, – говорит специалист. – Все мои подопечные для меня как родные.

Прежде чем начать работу в новом статусе, Марина Николаевна прошла подготовку. Теперь она и первую помощь пенсионерам окажет, и с юридическими вопросами разобраться поможет.

История Нины Александровны и еще полтора десятка подопечных Марины Кунцевич – практика для региона привычная. Получателями социальных услуг в Томской области являются 4,5 тыс. человек. Правда, показатель этот плавающий: в зимний период число обращающихся за помощью пожилых людей и инвалидов возрастает. В целом же за пять лет количество получателей соцуслуг в регионе выросло. Соответственно, возросла нагрузка на социальных работников: если в 2012 году на одного приходилось в среднем восемь подопечных, то в 2017 году их число выросло до 11.

>170

млн рублей выделяется ежегодно на оказание социальной помощи на дому пенсионерам и инвалидам Томской области.

– Социальные услуги призваны улучшить качество жизни наших пенсионеров и инвалидов, – рассказывает начальник Департамента социальной защиты населения Томской области Марина Киняйкина. – Предоставляются они людям, которые в силу разных обстоятельств утратили способность самостоятельно себя обслуживать. Для этих целей в нашем регионе функционирует 33 государственных учреждения: 12 домов-интернатов, 18 центров социальной поддержки населения, два комплексных центра в Томске и Северске и одно специализированное учреждение для людей без определенного места жительства.

img_7463

Двери областного комплексного центра социального обслуживания населения, расположенного в Томске, открыты для подопечных со всей области. Сюда пожилые люди из районов региона могут приехать по путевке и пройти программу оздоровления с массажем, физиопроцедурами и соляной пещерой.

Но чаще всего помощь пенсионеры получают на дому. Специалисты соцзащиты делят такие услуги на основные и дополнительные. К первым относятся самые важные, без которых не может обойтись ни один человек: доставка продуктов, лекарств, гигиенические процедуры. К дополнительным относятся, например, уборка снега, мытье окон, прополка огорода.

– Основные соцуслуги бывают платными и бесплатными, – уточняет Марина Киняйкина. – Бесплатно получить такие услуги пенсионер может, если его доход не превышает 1,5 прожиточного минимума. Дополнительные услуги всегда платные. Но это ни в коем случае не должно пугать наших будущих заявителей: стоимость соцуслуг у нас несопоставима с расценками коммерческих организаций. Например, в Томске принести продукты стоит 31 рубль в месяц, в Верхнекетском районе – 54 рубля. Помыть окно у нас стоит 9 рублей за квадратный метр. Бывает, особенно в сельских районах, пенсионеры рассуждают так: «Зачем мне обращаться в соцзащиту, если я могу попросить соседа наколоть дрова или убрать снег с крыши?» Но ведь сосед сегодня поможет, а завтра его может и не быть. Наши соцработники оказывают услуги в рамках официальных договоров, они всегда выполняют свою работу профессионально и в срок. Поэтому мы призываем пожилых людей: не стесняйтесь обращаться за социальными услугами, если у вас есть в этом необходимость. Мы для этого и созданы.

Семейным подрядом

В Томской области трудятся четыре сотни социальных работников. Как правило, это женщины. Однако там, где соцработникам не обойтись без тяжелого физического труда (иногда необходимо колоть дрова и убирать снег), встречаются и мужчины.

Одна из новых форм работы – семейные бригады. Супружеская пара, официально трудоустроенная в центре соцподдержки, выезжает к подопечному. Пока женщина занимается уборкой и готовкой, мужчина может подлатать забор или крышу. Так что за один выезд соцработники оказывают сразу несколько видов услуг.

По схожему принципу работают мобильные бригады, отправляющиеся на помощь пенсионерам в отдаленные населенные пункты. Сразу несколько сотрудников центра соцзащиты единовременно приезжают к подопечным в отдаленных деревнях. Иногда в работе участвуют и волонтеры.

– Мы делаем первые шаги в привлечении социально ориентированных некоммерческих организаций, – поясняет начальник областного департамента соцзащиты. – Такая форма работы появилась благодаря изменениям в законодательстве: теперь негосударственные организации могут оказывать соцуслуги.

По словам Марины Киняйкиной, нехватки кадров в сфере оказания соцслуг сегодня в регионе нет. Работники, успевающие обслуживать больше пенсионеров, получают достойную зарплату. Это мотивирует людей оставаться в профессии и совершенствовать свои навыки. Соцработник должен уметь не только оказывать первую помощь или ухаживать за лежачими больными, но и консультировать пенсионера по возникшим у него вопросам.

– Сотрудники стараются взять себе как можно больше подопечных. Но, конечно, не в ущерб качеству услуг, – говорит Марина Александровна. – Мы постоянно контролируем качество помощи. Но главные контролеры, конечно, сами получатели. Ведь, если пенсионеров не устраивала бы наша работа, они бы просто не заключали с нами новые договоры.

Наука помощи

Томские центры соцподдержки готовят профессиональных сотрудников и помогают родственникам пожилых людей адаптироваться к их потребностям. С недавних пор в регионе начала работу «Школа ухода». Здесь члены семей пенсионеров, нуждающихся в особом уходе, могут пройти бесплатное обучение. С начала года такие курсы по всей области прошли 235 человек, решивших самостоятельно ухаживать за престарелыми родственниками.

– Есть в регионе и опыт приемных семей для пожилых людей, – говорит Марина Киняйкина. – Конечно, это единичные случаи, но они есть. При этом никаких дополнительных выплат таким семьям не полагается, это исключительно порыв души. Люди вместе ведут хозяйство, поддерживают друг друга.

Центры социальной поддержки населения в районах области зачастую становятся в буквальном смысле сердцем общественной жизни пенсионеров. Там открываются социальные комнаты, где пожилые люди могут получить необходимую помощь и интересно провести время: заняться вязанием, кулинарией, разведением комнатных растений… Жизнь обретает новые краски.

– В Томской области действуют 46 социальных комнат, – резюмирует Марина Александровна. – Только в этом году открылись три: две в Томском районе и одна в Молчановском. Разумеется, на этом мы останавливаться не намерены. Равно как и в развитии прочих новых форм оказания социальных услуг.

Мы ориентированы на то, чтобы наши пенсионеры получали соцобслуживание именно на дому, а не в интернатах. Это не потому, что с интернатами что-то не так. Просто, как говорится, дома и стены помогают. Здесь человек живет в привычной для него среде, рядом – соседи, друзья. Пусть пожилой человек остается дома, а мы всегда придем и поможем ему. Для этого и создана система социальной поддержки.

Марина Киняйкина, начальник Департамента социальной защиты населения Томской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − пять =