Сказ про Иджу

Какие изменения ожидали участников XV фестиваля «Этюды Севера» в Парабели

Огонь как символ жизни

«Из бескрайней тайги добрые соседи явились сюда, чтобы своего огня придать общему костру и силой пламени умножить его могущество. Гори, огонь, ярче, согревай сердца и души народов на благо живущих на нашей земле», – слова заклинания разносились над окрестностями озера Оськино.

И вот под глухие звуки шаманского бубна на фестивальной поляне зажигается священный огонь от семи костров. По селькупскому поверью перед любым важным событием – рыбалкой, охотой, праздником – человеку необходимо пройти обряд омовения, чтобы очистить душу и избавиться от дурных мыслей и плохих поступков.

Одним из первых обряд очищения прошел почетный гость фестиваля – глава региона Владимир Мазур, совершавший деловой вояж сразу по трём северным территориям.

Традициям верны

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается менее 200 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проживают они и в Томской области. В Парабельском районе обосновались южные селькупы, которые при поддержке государства сохраняют, возрождают и развивают свою культуру. Ближе познакомиться с их обычаями, традициями, песнями и танцами можно на Межрегиональном фестивале коренных народов Сибири «Этюды Севера», который, без всяких преувеличений, уже давно стал визитной карточкой парабельцев.

– Президент России уделяет большое внимание культурному наследию народов нашей многонациональной страны, и подтверждение тому – Год культурного наследия, которым объявлен нынешний 2022-й. Мы сильны, пока чтим традиции своих предков и своих семей, пока есть связь поколений. Мы, сибиряки, именно такие, – говорил на открытии фестиваля глава региона Владимир Мазур.

Он, как и другие посетители, охотно приезжающие в северную глубинку, успел познакомиться с древней историей Нарымского края. А лучше погрузиться в ту атмосферу помогает музей селькупской культуры под открытым небом «Чумэл Чвэч». Здесь можно увидеть стойбище северных селькупов, заглянуть в домик охотника, рыбака, роженицы, посетить священные места, войти в таинственное царство леса, пройтись тропой охотника, побывать на стане шишкарей.

В этом году организаторы сделали благоустроенный спуск с верхней части фестивальной поляны на нижнюю. Но главные изменения произошли на берегу озера. До пандемии все театральное действо проходило на фоне живописной водной глади, а нынче главная сцена фестиваля переместилась на правую сторону, расположившись между озером и лесом.

Кроме того, вокруг сценической площадки выросла еще одна небольшая этническая деревня – целый комплекс жилищ коренных народов (селькупов, хантов, хакасов, алтайцев) с замысловатыми названиями, например, «чульмат», «аил». Эти домики были построены специально для творческих коллективов, которые раньше размещались в палатках. Перед сценой установлены две зрительские трибуны с навесами от солнца и удобные стационарные скамейки.

Ну а всю левую сторону распорядители фестиваля отдали сельским поселениям под строительство подворий, а также под торговые ряды.

Эмоции от сибирского экстрима

Еще до открытия фестиваля было очевидно, что за время пандемии люди соскучились по живому общению и большим народным праздникам, а потому организаторы предусмотрели развлечения на любой возраст и вкус. Например, для юных посетителей на верхней поляне возле дома Деда Мороза строительные бригады обустроили детский игровой комплекс в сказочном стиле с горками, качелями и переходами. И пока Дедушка Мороз пережидает летнюю жару на Севере, за его хозяйством трепетно присматривают внуки – парабельские волонтеры.

Некогда было скучать и взрослым – их внимание переключалось с одного яркого состязания на другое. С каждым годом возрастает интерес к конкурсу «Краса Севера»: нынче в нем выступали 14 девушек. Каждая пыталась показать свои национальные особенности, демонстрируя костюм или исполняя песню. А в состязании «Селькупская сноровка» участникам предстояло выполнить на скорость несколько заданий с северным колоритом: почистить карася, перепрыгнуть через обласок, ошелушить шишки, накинуть аркан с пяти метров, развести костер. Сделать это быстро и красиво без сноровки не получится, а она у сибиряков закладывается с детства.

Как всегда, зрелищными и увлекательными были гонки на обласках. Правда, если раньше в числе победителей экстрима по-сибирски приходилось видеть представительниц слабого пола, то нынче на пьедестал взошли одни мужчины. Причем все оказались парабельцами. Как же яростно поддерживали своих отцов юные болельщики: призыв «папа, давай!» разносился на всю округу, перекрывая остальные кричалки.

Чтобы юшка была!

С самого утра прилавки торговых рядов ломились от угощений. Но больше всего было копченых карасиков и вяленой пеляди.

– У нас все связано с рыбой, потому что она для селькупов – важный источник пропитания, – аппетитно представляет свой товар колоритная продавщица. – Рыба под овощами, с сыром, оладушки из икры.

Но, пожалуй, самым востребованным угощением на «Этюдах» была и остается уха. Наваристая, из нескольких видов речной и озерной рыбки, с лучком и картошкой – вкуснее блюда на природе не сыскать. Именно на запах ароматной ушицы заходили гости фестиваля в селькупские дворы, чтобы аппетит укротить да сил поднабраться. В этом году, свидетельствуют добровольные дегустаторы, лучшую юшку приготовили представители районной организации ветеранов. Еще бы, старшее поколение знает толк в приготовлении ухи-победительницы – без стерлядочки с ее характерным жирком и особым вкусом здесь не обошлось.

Ну а на память о посещении фестиваля селькупской культуры гости и участники увозили многочисленные сувениры: обереговые и национальные куклы, изделия из бересты, лозы, джута, шерсти, вырезанки из бумаги, камни и украшения, литьё и металл, расписные пряники. Причем многие умельцы не просто представляли свою продукцию, но и показывали мастер-классы по ее изготовлению. Так что фестивальный сувенир можно было не только купить, но и сделать своими руками.

Все краски Севера

Пока посетители наслаждались отдыхом под теплым сибирским небом, ведущие творческие коллективы из Горного Алтая, Тывы, Хакасии, Бурятии и, конечно же, Томской области, сменяя друг друга, демонстрировали свои лучшие номера. Кто-то из зрителей любовался богатой отделкой из меха и бисера артистических костюмов, кто-то вслушивался в звуки горлового пения, а кто-то не мог отвести глаз от национальных танцев селькупов, хантов, эвенков, шорцев, тувинцев.

Наряду с профессиональными коллективами зажигательный тон праздничному концерту в режиме нон-стоп задал парабельский хореографический ансамбль «Варг Кара», который вместе с вокальной группой исполнил песни и танцы южных селькупов.

– Мои ребята всегда выступают в первой части фестиваля, куда отбираются самые лучшие номера, – не без гордости говорит о своих воспитанниках художественный руководитель народного хореографического ансамбля «Варг Кара» Александра Малахова. – Этот фестиваль дает нам уверенность в том, что и в нашей северной глубинке работают коллективы, имеющие солидный вес. Недаром нас ставят вровень с именитыми профессиональными ансамблями. И когда они нам аплодируют, мы понимаем, что заслужили их оценку по праву. А совсем скоро «Варг Кара» будет выступать на корпоративном межрегиональном фестивале «Газпрома» «Сила Сибири» в Томске.

Парабельским артистам выпала честь открывать и вторую часть фестивального концерта, где они представили зрителям очень древнюю легенду о жизни селькупского богатыря Иджи. Хитростью и сноровкой он победил чудовище, освободив мир природы от злых сил.

Кроме любознательных зрителей, «Этюды Севера» традиционно посещают этнографы и историки.

– В самом начале августа в нашей области работала московская экспедиция, которая посетила представителей малочисленных народов в Верхнекетском и Колпашевском районах, а затем приехала к нам, – рассказывает председатель правления ПРОО «АКМНС «Колдэл Куп» («Обской человек») Томской области Марина Земцова. – Наши гости побывали на самом фестивале, а на следующий день принимали участие в VIII «Парабельских селькупских чтениях». После теории мы съездили с московскими исследователями в деревню Нельмач, где проживает одна селькупская семья. Супруги Светлана и Николай Чинины ведут образ жизни южных селькупов: рыбачат, занимаются охотой, шьют одежду, чинят обласки, а еще могут рассказать сказки и исполнить любимые песни.

Самой Марине Земцовой очень нравится легенда о происхождении селькупов. Однажды Бог, умывшись, отряхнул воду с рук, и там, куда упали водяные брызги (по берегам рек), поселились селькупы. Они ходили в лес, добывали зверя, ловили рыбу и почитали природу как живое существо.

Легенда, а по сути – заповедь предков, которую следует соблюдать всем нам.

Автор: Валентина Артемьева
Фото: Игорь Крамаренко,
­Марина Завертяева (ГТРК «Томск»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.