Скажем ли мы доллару «прощай»?

От засилья доллара к реальному финансовому суверенитету

 

К этому сугубо экономическому вопросу приковано внимание многих наших граждан, и не мудрено, поскольку интерес к нему в медийном пространстве почти спортивный и сопоставим с драматургией развязки строительства «Северного потока – 2»: кто кого? Здесь также много аналитики, мнений специалистов, официальных заявлений, в том числе первых лиц государства. Хотя, казалось бы, парадокс: ведь там, где речь идет о деньгах, а особенно очень больших, всегда соблюдается тишина. Мертвая тишина. А тут чуть ли не хроника событий во всех СМИ. Дело, видимо, в том, что проблема глобальной гегемонии американского доллара уже давно удел большой политики ряда стран, смысл которой – как можно быстрее снизить зависимость от валюты, ставшей оружием одной супердержавы. Набирающих силу России и Китая это касается в первую очередь.

Зеленая расписка, или Доллар вместо злата

Уже многие годы эксперты и политики обсуждают, что у доллара есть «нечестное преимущество». Дело в том, что после Второй мировой войны доллар США остался фактически единственной резервной валютой, которой пользуются все Центробанки. Именно по этому основанию долларом стали рассчитываться и по нефтегазовым контрактам. Впрочем, такова сермяжная правда – все страны проводят финансовые операции за баксы.

Это произошло из-за того, что США меньше других пострадали во Второй мировой войне, так что инвестиции в заокеанскую экономику стали самыми надежными. Они же выступили основным спонсором созданного в 1944 году Международного валютного фонда (МВФ). Тогда же было заключено Бреттон-Вудское соглашение, по которому только доллар привязывался к золоту, а курсы других валют – к доллару, чтобы избежать сильных колебаний. То есть доллар заменил драгметалл, спрятанный в хранилищах Форт-Нокса. Накопленное в огромном количестве физическое золото позволило им контролировать большинство финансовых потоков мира, что принесло Америке немыслимые богатства. Но в 1971 году они вышли из этого договора и занялись печатанием валюты, уже не обеспеченной золотом.

Почему же доллар не обвалился и продолжает оставаться основной мировой резервной валютой по сей день?

Во-первых, экономика США, поднявшаяся как на дрожжах, все же пока является крупнейшей экономикой мира. Во-вторых, на деньги, собранные со всего мира, США обеспечили свое военное присутствие практически во всех регионах мира, благодаря чему поддерживают систему нефтедолларовых расчетов. Тех, кто хотя бы пытается из нее выйти, а случаев таких немало (Хусейн, Каддафи, Асад), ждет немедленная военная интервенция. Ну и в-третьих, ловушка захлопнулась: допустим, в ваших накопленных резервах лежат доллары, ценные тем, что за ними золотой запас. Вдруг вам объявляют, что никакого обеспечения теперь с 1971 года нет и все, что вы накопили, – пустая бумага. Согласиться – значит разориться. Но если сделать вид, что ничего существенного не произошло, наряду с тем, что также поступят остальные держатели зеленых бумажек, то можно сохранить условную ценность своего богатства.

Вот так и поступили все держатели доллара как резервной валюты, объяснив своим народам, что доллары обеспечиваются высокой репутацией американской экономики.

А раз такое согласие, то США, не будь дураком, продолжают бесконтрольное печатание расписок и на сегодняшний день создали такой долг (более 26 трлн долларов), который не смогут реально отдать уже никогда…

Конечно, доллар все еще пользуется непомерными привилегиями, но его эпоха подходит к концу, так считает ряд мировых экономистов. В ближайшее время американская денежная единица может обесцениться на треть. К этому приведут резкое сокращение сбережений населения после пандемии и рост государственного долга на фоне успешного выхода из кризиса основных торговых партнеров США. Но это в теории, но главное, что у бакса появились серьезные противники.

Игра стоит валют

Бурные события последних лет XXI века с доминированием одной валюты в мире привели к высоким рискам для экономик. США стали последовательно использовать доллар как инструмент политического подавления неугодных. Именно так можно расценивать санкции против Ирана, давление на Европу по вопросу взаимодействия с тем же Ираном, угрозу запрета долларовых расчетов для банков России, торговую войну с Китаем, да тот же наш «Северный поток». Дошло до того, что в Европе, особенно в Германии, всерьез обсуждается идея «европейского SWIFT», полностью независимого от США. Как минимум с начала 2000-х все чаще обсуждается необходимость диверсифицировать использование других валют. Это может снизить преимущества доллара и укрепить остальные валюты за счет снижения спроса на него.

Российские власти, исходя из концепции многополярного мира, также хотят, чтобы в мире было больше резервных валют, при этом рубль предлагают в качестве одной из них. Хотя основная мотивация постепенного ухода России и Китая от доллара – это геополитическая напряженность в отношениях с США. России досадно мешают санкции, следовательно, необходимо уменьшить риски блокировки расчетов в валюте США. У Китая помимо торговой войны остро стоит вопрос с Гонконгом и Тайванем, которые американцы сделали зоной политического напряжения. Потому переход расчетов между Россией и Китаем на другие валюты – евро, юань, рубль – необходимо серьезно ускорить. Москва и Пекин согласовали курс на отказ от американской валюты: проводимая странами политика дедолларизации торговли привела к тому, что сегодня в долларах впервые в истории производится меньше половины всех расчетов между странами, а доля национальных валют в операциях – максимальна.

– В России и в Китае созданы свои платежные системы, система электронного обмена информацией между банками, но участники хозяйственной деятельности пока очень вяло пользуются этими элементами инфраструктуры и по-прежнему работают в чужих валютах, – констатирует академик Сергей Глазьев. – Считаю, что нужно кардинально переломить ситуацию, создать нашу собственную евразийскую валютно-финансовую систему. Она страховала бы нас от рисков и была бы надежной, прозрачной, удобной, эффективной и не была бы обременительной для участников хозяйственной деятельности.

Потому идея правительства – подготовить инструменты, которые позволят бизнесу постепенно переходить на расчеты в других валютах. Например, двухсторонняя торговля России и Китая вполне может перейти на рубли и юани, несмотря на то что нефтегазовые контракты рассчитываются в долларах. Первые такие платежи между странами уже были произведены.

И вот уже на слуху, что Центробанк РФ постепенно избавляется от вложений в гособлигации США, опасаясь теоретически возможной заморозки активов. Запретить расчеты в евро, рублях или юанях США не под силу, поэтому переход на эти валюты может оказаться спасительным.

Но полностью избавиться от доллара будет очень трудно. К примеру, Китай добился включения юаня в число валют МВФ, и это большое достижение, потому что до этого в списке было только четыре валюты – доллар, евро, фунт и иена. Но сейчас доля юаня в мировых транзакциях, по данным SWIFT, менее 2%, и неясно, когда она будет расти. Скорее всего, с похожими трудностями придется столкнуться и при переводе контрактов на другие валюты, в том числе на рубль.

Почему? Все просто: дело в том, что доллар значительно удобнее многим контрагентам. К тому же, допустим, курс рубля очень сильно меняется в короткие промежутки времени – такая нестабильность не всем удобна. А стоимость юаня зависит от решений Коммунистической партии Китая, и при этом его курс фактически привязан к доллару.

Рубль с цифрой во спасение

Есть еще предложения для ликвидации монополии доллара. Снижение зависимости от доллара в России выглядит попыткой властей найти сильный аргумент в спорах с США, а также подвести идеологическую базу под ужесточение контроля над валютными операциями внутри страны.

Видимо исходя из этого, Центробанк РФ недавно заявил о возможности появления цифрового рубля. В случае реализации нацио­нальная криптовалюта позволит установить контроль над целевым использованием средств, а также исключить риски мошенничества. Действительно, технология блокчейн позволяет отслеживать каждую транзакцию. Для России этот момент особенно актуален ввиду низкой эффективности освоения бюджетных средств.

Используя цифровой рубль, правительство может быть уверенным в том, что деньги пойдут по назначению, а процесс выявления коррупционной составляющей будет происходить моментально. Но пока мы только на начальном этапе пути.

И под занавес. Бесспорно, борьба за суверенитет – часть большой геополитической игры. А как дедолларизация скажется на рядовых гражданах с заначкой в пару-тройку сотен зеленых на счету? Российские чиновники успокаивают: никто не планирует ограничивать хождение валют и население не должно пострадать из-за политических трений. Самое неприятное, что может случиться, – заморозка иностранных счетов некоторых российских банков. Серьезные проблемы у рядовых вкладчиков могли бы произойти только при сочетании сразу нескольких факторов: принятия США закона о запрете долларовых операций с Россией, неготовности российских банков к этой ситуации и полного самоустранения Центробанка. Такую ситуацию представить трудно. Так что россияне от дедолларизации не станут ни беднее, ни богаче. На них больше влияют ставки по кредитам, изменение НДС и повышение пенсионного возраста.

Но за финансовую независимость страны стоит побороться, потому как процесс снижения роли американской валюты приведет к укреплению национальной валюты, а значит, к повышению качества жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 3 =