Слоган объединяет всю агитационную продукцию: баннеры, листовки, плакаты и популярные нынче кубы. Опрос томичей показал, что на прошедших выборах им запомнились лозунги четырех партий: ЛДПР, «Единой России», «Справедливой России» и «Яблока». «ТН» попросили экспертов проанализировать, насколько креативны и эффективны эти призывы.
Надежда Древаль, политтехнолог, консультант по PR:
– Сами по себе слоганы не заставляют голосовать. Они должны привлекать внимание к идее кампании. Запоминаться. Заинтересовывать. Я бы не рекомендовала оценивать политические слоганы с точки зрения креативности. Эффективность к креативности не имеет почти никакого отношения.
ЛДПР: «Пора менять власть!»
Попытка привлечь сразу весь оппозиционный электорат. Когда пытаешься заинтересовать сразу многих, приходится говорить общими словами. А значит, выдавать банальности. Что и получилось у жириновцев. Они на этих выборах взяли свой процент большим количеством рекламных носителей, которые были задействованы, а не идеей и не содержанием кампании.
«Единая Россия»: «Вместе возродим великую державу»
ЕР традиционно пытается привязаться к федеральной повестке, использовать идеи, которые активно прокачиваются на центральных каналах. Слоган абстрактный и тоже банальный. Озвучивать острые проблемы («раскачивать лодку») они не могут, поэтому как таковой программы у них тоже не было. Следствие: появление нелепого для городского уровня слогана.
«Справедливая Россия»: «Почему Немцева против продажи водоканала?»
Слоган сформулирован в виде вопроса. Уже это отличает его от остальных. Идея кампании, как видно из их главной фразы, конкретна, приземлена и потому ясна избирателю. Из одной фразы понятно, что планирует делать партия. Минус слогана состоит в том, что тема водоканала не трогает жителей присоединенных территорий (Лоскутово, Эушта, Светлый), которые тоже участвуют в городских выборах.
«Яблоко»: «Умному городу – умная власть»
Этот слоган чуть менее абстрактен, чем слоганы ЛДПР, КПРФ и ЕР, поскольку опирается на стереотип о Томске как об умном городе. Проблема этого слогана состоит в том, что его авторы «слишком много на себя берут». Избиратель сразу задает вопрос: кто же называет себя «умной властью»? Учитывая антирейтинг первых лиц томского «Яблока», у части избирателей лозунг партии в итоге вызывает негатив.
Стоит сказать также и о КПРФ, ведь она тоже прошла в Думу. Но их слогана практически никто не помнит. Это связано с тем, что он был предельно банальным. Плюс звучал практически так же, как слоган ЛДПР. И, наконец, он слишком редко встречался: у коммунистов почти не было наружной рекламы. Были лишь плакаты и газета. Чтобы никто не мучился, напомню лозунг коммунистов: «Мы заставим власть работать!».
Комментарий
Валерий Наумов, доцент, кандидат филологических наук:
– Все представленные слоганы – нейтральные. Опираются на актуальные для потенциального избирателя проблемы: глобальные – возрождение великой державы или локальные – продажа водоканала. С юридической точки зрения каждый лозунг сформулирован грамотно и едва ли может стать предметом судебного разбирательства.