Словно мухи тут и там, Бродят фейки по дворам…

– Что же мы так любим обычные понятия называть заумными словами! Содержание у нас становится «контентом», собрание – «форумом», терпимость – «толерантностью». Даже поганые словечки норовим нарядить в красивый фантик. И вот враньё у нас стало «фейком». Хотя это просто-­напросто ложь, не соответствующая действительности, поддельная информация, вводящая в заблуждение. Особенно активным враньё становится в моменты массовых политических процессов, таких как выборы.

Сочинением огульного вранья с целью очернить того или иного кандидата занимаются целые команды специалистов. Но в последнее время анонимные каналы и иностранные СМИ вбрасывают в наше общество враньё с целью создания в мире негативного образа России, с целью дискредитации избирательной системы в сознании россиян, пытаясь снизить явку на избирательные участки и вызвать недоверие к результатам выборов. Ложь всегда проста в исполнении и очень эмоциональна. Повестки недостоверной информации весьма и весьма разнообразны: вбросы, «карусели», подглядывание в кабинки в момент голосования, эпидемии (как было с коронавирусом)… В производстве слухов активно используются старые снимки и видеоматериалы и даже давнишние реальные случаи нарушений, которые произошли в других местах. Сплетни любой ценой стремятся снизить явку, очернить оппонентов, подорвать доверие к выборам, убедить граждан в отсутствии конкуренции, дискредитировать новые формы голосования, такие как дистанционное и электронное. Цель – вызвать социальную напряженность, в том числе массовые волнения и протесты, подрыв легитимности институтов власти.

Уже никто не спорит, что враньё – оружие информационной вой­ны, средство манипуляции и управления сознанием, за ним всегда стоят заинтересованные люди или организации. Это делается, чтобы дезориентировать общество и направить выборы в ту или иную сторону.

Социологи перечисляют шесть признаков вранья в Интернете. Во-первых, это отсутствие доказательств – документов, аудио-, фото– и видеоподтверждений. Во-вторых, эмоционально окрашенный характер сообщения. В-третьих, использование поддельных фотографий и записей, из-за чего следует проверять дату первой и последней публикации. В-четвертых, фальшивку отличает характер распространения информации. Ложь распространяется в соцсетях с похожих друг на друга страниц.

Пятый характерный признак, по мнению экспертов, – это необъективность информации. В фальшивой новости факты подменяют личным мнением, оценкой, призывами. Шестой признак – чрезмерная активность авторов. Подобные посты быстро набирают массу просмотров, лайков и комментариев, почти сразу поддерживаются ангажированными ресурсами, где отсутствуют альтернативные точки зрения.

…Лично у меня стойкая прививка от неправды. Сколько раз по слухам на меня возбуждали уголовные дела… Сколько раз по Интернету разлетались «новости» о моём увольнении с должности главного редактора газеты… Да что там «уголовка» и увольнения! Меня уже дважды хоронили, публикуя конкретные дату, время и место отпевания. Представляете, что случалось с людьми, приходившими в Богоявленский собор с венками и букетами на похороны Долженковой! Поэтому, прежде чем поверить в информацию, когда она касается серьезных тем, конкретных людей, я обязательно включаю здравый смысл и тщательно её проверяю. Только так можно сформировать стабильный иммунитет против лжи, вранья и фейков – если это слово вам больше нравится.

Вера Долженкова,
председатель Томского регионального отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Томские новости»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 13 =