Который всю жизнь в поиске нового
Уникальное звено нашего педагогического коллектива. Это я о Рае Зосимовне Мелентович (Бобылевой). Единственном преподавателе в истории Березовской школы, удостоенном почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Ее педагогическая траектория – своего рода американские горки, отражающие путь исканий и методических находок. Листаю страницы трудовой книжки: учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня, учитель русского языка и литературы и снова учитель начальных классов. Следующий шаг на пути к своей педагогической вершине – воспитатель группы дошкольной подготовки. Девиз известного педагога Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по праву стал педагогическим кредо Раи Зосимовны.
Неуспешных детей не бывает
Вокруг ее учительского стола всегда толпились ребятишки: кто-то читает вслух, кто-то просит проверить выполненное задание или объяснить пропущенный материал. Ее выпуски всегда были творческие, бойкие, дружные. Брать эти классы в основной школе было интересно и ответственно. Дети знали дорогу в библиотеку, живо откликались на любые предложения учителя. Обеспечить преемственность в обучении между начальной и основной школой не на словах, а на деле – это то, к чему всегда стремилась Рая Зосимовна. Детская успешность уже никуда не уходила, в каждом ее выпуске обязательно были золотые или серебряные медалисты.
Меня удивляет, как такие педагоги, как Мелентович, в труднейшие для нашего образования 1990-е годы, когда из технических средств обучения мел, тряпка и указка, могли творить чудеса! Работая на любом уровне школьного образования, Рая Зосимовна создавала систему плодотворной деятельности через актуальные педагогические технологии, постоянно знакомилась с новинками современной педагогической мысли. Она сердцем чувствовала, что слабые навыки чтения ведут к низкой успеваемости, неуспешности ученика. И она освоила принципы продуктивного чтения по методике Алексея Кушнира. Его суть – чтение сразу целыми словами, минуя слоговое чтение, через понимание смысла текста, при этом не адаптированного, а полноценного, художественного. К урокам шла мощная подготовка: дома Рая Зосимовна записывала на личный магнитофон тексты сначала в медленном темпе, но чуть быстрее детского, потом в убыстренном, чтобы дети могли читать за учителем и при этом следить пальчиком за чтением диктора. Результаты были потрясающие! Положительная динамика техники смыслового чтения, коррекция логопедических нарушений, воспитание читателя, любящего книги. Каждый урок литературного чтения начинался поэтическими пятиминутками: дети читали наизусть что-нибудь самостоятельно выученное из русской поэзии. Урочная деятельность учителя была тесно связана с внеклассной работой художественно-эстетической направленности. В маленькой сельской школе дети были активно погружены в мир устного народного творчества, музыки, живописи, театра.
Прожить без двоек и троек
Новой методической нишей для нее стало применение на уроках русского языка сознательно-практического метода: система интенсивного обучения с помощью опорных конспектов, построенных на взаимосвязи ключевых слов темы, условных знаков, рисунков. Вот тогда мы узнали, что бывают не только словарные и контрольные диктанты на уроках русского языка, а еще и цифровые, объяснительные, диктанты по перфокарте… Для системной работы надо было решить важные вопросы: приобрести каждому школьнику учебник русского языка, разработанный Академией педагогических наук Украины. Да, такое было возможно, когда не существовал единый федеральный перечень учебников и когда администрация школы, управления образования приветствовали передовые начинания педагогов, лишь бы был результат. А результат был! Грамотное письмо, основанное на орфографическом и пунк-туационном самоконтроле, развитие устной и письменной речи, а главное – реализация принципа «Как можно меньше двоек и даже троек». Стоимость учебника зависела от курса доллара, то есть была высокой, но родители и даже бабушки, дедушки старались найти деньги, чтобы приобрести учебники. Без поддержки и понимания семьи внедрять новое было невозможно. Для учителя начались трудные будни. Во-первых, череда открытых уроков для педагогов школы, района. Во-вторых, к каждой новой теме надо было приготовить на листе ватмана формата А1 опорный конспект, который вывешивался на доске, а его содержание должно быть четко видно даже с последней парты. Не секрет, что мужья педагогов часто первые помощники. Вот и Виталий Николаевич, муж Раи Зосимовны, помогал делать опорные конспекты, наборы для зрительных диктантов.
Начатое в младшей школе моей наставницей подхватывала в основной школе я, такой сложился у нас методический тандем. Экзамен по русскому языку сдавали даже самые слабые ученики.
«Пока работаешь – работай», – часто повторяла она. Никогда не жаловалась на усталость, быстрее многих овладела компьютером. Уже знала, что скоро уйдет на заслуженный отдых, но продолжала гореть, не требуя к себе поблажек. Призер муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года» – красивая точка в ее педагогической деятельности. Или многоточие? Сегодня 11 внукам Раи Зосимовны бывает нужна помощь, подсказка, но они всегда могут рассчитывать на консультацию заботливой мудрой бабушки Раи.
Наставник – и по приказу, и по сути
Мы проработали с Раей Зосимовной в одном коллективе 25 лет, и все годы я у нее училась. Как только я пришла на работу в Березовскую школу, приказом директора она была назначена моим наставником. Имея приличный багаж по классической филологии, я даже не умела пользоваться программой по предмету. Мне казалось, что если дети еще не освоили тему, то двигаться дальше нельзя. К азам непростого учительского ремесла вела меня моя наставница. Более 20 лет Раиса Зосимовна была бессменным руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей групп дошкольной подготовки. Теперь я, уже молодой завуч школы, училась у нее секретам методического сопровождения педагогов. В школу вернулись после окончания педагогического училища ее ученицы Елена Круберг и Татьяна Славкина, и им было необходимо плечо наставника. Сегодня это уважаемые педагоги нашей школы. Что говорят о своем учителе выпускники школы, для которых Рая Зосимовна навсегда осталась в памяти как первый учитель?
Кристина Криска: «Рая Зосимовна дала нам основу знаний, которую (лично для меня) никто не смог бы дать. Она никогда не делила наш класс на хороших и плохих учеников, любила всех одинаково. Воспитывала в нас личностей. Для меня Рая Зосимовна всегда была и остается примером, на кого нужно равняться. Я безумно благодарна ей за все. Не у каждого есть дар и призвание быть учителем – у нее есть и то, и другое».
Галина Сергеева: «В начальной школе она мне казалась очень строгой, но справедливой. Только с годами, в общении с ней, я осознала, какой это человек – с большим добрым сердцем! Я благодарна и признательна ей за ее мудрость».
Любовь Варюгина: «Вспоминаю любимую учительницу всегда с большим уважением и теплотой. Очень строгая и в то же время добрая. Мне было очень интересно у нее учиться».
Александр Лааль: «У меня была проблема с заучиванием стихо-творений. Я приходил к Рае Зосимовне домой, мы записывали стихотворение на листочек, при этом пропуская какие-то слова. Легче получалось выучить стихотворение, и в дальнейшем мне это помогло».
…Вот таким получилось мое слово о моей наставнице, которую я считаю совершенным Учителем. Она смогла соединить в себе любовь к своему делу и к своим ученикам и пронести через всю жизнь.
Автор: Татьяна Рейндольф,
почетный работник общего образования,
д. Березовка, Первомайский район Фото из архива героини