Со спортом по жизни

Томский преподаватель Нина Мальцева верна своему увлечению всю жизнь

В наше изменчивое время, когда люди меняют профессии как перчатки, сложно найти преподавателя, отдавшего делу учения детей в одной школе несколько десятков лет. Среди таких учителей – почетный работник народного образования, заслуженный учитель Российской Федерации и, наконец, просто преподаватель физкультуры томской школы № 28 Нина Павловна Мальцева. Она воспитала уже не одно поколение школьников. Кроме того, последователями именитой томички стали несколько ее учеников, выбравших стезю преподавателя физкультуры. О жизненном пути, который привел ее к педагогике и наставничеству, «ТН» беседуют с Ниной Мальцевой.

Благодарна моим первым учителям

– Нина Павловна, вы прекрасно выглядите. Знаю, что не последнюю роль в этом играют физкультура и спорт. А кто ваши наставники, определившие выбор профессии учителя физкультуры?

– Активно заниматься физкультурой, спортом я начала еще в школе. А училась в томской школе № 2. Помню, условия для физкультуры были по сегодняшним меркам весьма спартанские. Спортзала в школе тогда не существовало. А в классах тогда училось по 40 человек! Но тяга к занятиям была такая, что на них я бежала сломя голову. С пятого класса увлеклась легкой атлетикой. Ходила в легкоатлетическую секцию при ДЮСШ. Со временем поняла, что это именно мой вид спорта, хотя одно время пробовала себя и в гимнастике, но не пошло. Не хватило гибкости, хотя была очень прыгучая.

Большую роль в моем выборе именно легкой атлетики сыграла учительница физкультуры Антонина Михайловна Торопцева. Не могу забыть и еще одного моего наставника – Ивана Васильевича Макеева. А уже в ДЮСШ мне очень много дала одна из моих первых спортивных наставников заслуженный тренер РФ Анна Васильевна Милованова. До сих пор вспоминаю ее с благодарностью. Она выявила мои спортивные наклонности, подметила мое стремление к движению. Под ее руководством я получила второй разряд по легкой атлетике. Между прочим, несмотря на возраст, Анна Васильевна тренирует до сих пор! Наверное, под влиянием харизмы таких людей, полностью отдающих себя работе с детьми, после окончания школы я стала студенткой факультета физического воспитания нашего педагогического института. Частенько в народе его называют спортфаком. Здесь продолжила заниматься легкой атлетикой, но под руководством уже другого тренера – Юрия Михайловича Сухова.

Неожиданный поворот

– Как вы попали в школу № 28, которой верны уже более 35 лет? Что вас привлекло в этом учебном заведении?

– В школу № 28 я попала не сразу после пединститута. Был в моей жизни неожиданный поворот, о котором стоит упомянуть особо. В советское время существовало распределение – после вуза необходимо было отработать по полученной профессии некоторое время там, куда пошлет Родина. И Родина послала нас с мужем, тоже учителем физкультуры, на БАМ. Тогда это была, что называется, стройка века. Люди, которые строили Байкало-Амурскую магистраль, имели огромный энтузиазм, большую веру в светлое будущее, в коллектив. И трудиться в тех краях, поддавшись созидательному порыву, было очень интересно, увлекательно. Да и мы – молодые, горячие, как говорится, с запалом. Поэтому вместо положенных трех лет отработали на БАМе аж шесть. Считай два срока. Но в итоге ностальгия по родным краям все же взяла свое. И мы решили вернуться в Томск.

Неожиданно для самой себя я решила сменить профессию, отдохнуть от ответственности, связанной с детским коллективом, и целый год проработала по другой специальности, никак не связанной с физкультурой. Причем весьма скучной и однообразной. Доработалась до того, что от сидячей кабинетной работы заболела спина. Врач посоветовала вернуться к спорту. Что ж, спорт так спорт – дело знакомое. И устроилась учителем физкультуры в 28-ю школу. Так в 1987 году я попала в дружный коллектив, которому верна до сих пор. И нисколько не жалею. Хотя одно время приглашали преподавать в ТГПУ. Отказалась. Наше поколение было так воспитано, что часто менять места работы считалось плохим тоном. Да и понравилось мне в 28-й школе, скажу честно. Здесь работе все отдавались до конца, и руководство учебного заведения, и мои коллеги-преподаватели. Я находила постоянную поддержку у директора школы Нины Гриньковой, которая очень помогала в оснащении школы спортинвентарем, оборудованием. Благодаря этому в нашем спортзале сегодня есть все. Мне посчастливилось работать с такими преподавателями от Бога, как Юрий Кривошеев, Наталия Худокормова. Мы были на одной волне, вместе с удовольствием творили. Я, например, кроме занятий физкультуры одно время вела еще и секцию баскетбола. А сейчас во внеурочное время занимаюсь с детьми лаптой. Даже сформировали сборную школы, выступаем на городских соревнованиях.

Они другие

– Сегодня принято ругать современное поколение за увлечение всевозможными электронными гаджетами. Это сказывается на физкультуре?

– Что есть, то есть. Я понимаю – другое время. Сегодняшние дети не виноваты в том, что на переменах вместо мяча в руках у них телефон. Но эта тяга к виртуальному миру иной раз просто зашкаливает. Есть и еще один момент. В мое время все были здоровее физически. И наше поколение, и дети, с которыми мы работали. Мы постоянно двигались. Конечно же, и падали, и ударялись, и рассекали колени. Но это не заканчивалось врачом – приложил подорожник к ранке и пошел дальше гонять мяч. Сегодня не так. Чуть что – к медику. Важно и здоровое питание. Вспомните, раньше больше употребляли в пищу творог, молоко, что хорошо для костей. А сегодня кругом всевозможные вкусняшки. Но где в них кальций? Вот и ломают руки, ноги. Отсюда у современных родителей возникает какая-то гиперопека над своими чадами, что часто не на пользу ребятишкам. Например, мы, преподаватели физкультуры в школе, одно время активно продвигали детское плавание. Но не получилось. Родители испугались, что дети могут простудиться. С грустью констатирую, что сейчас ребятишек, освобожденных от физкультуры по здоровью, стало в разы больше.

С другой стороны, в советское время дети были закрепощенные, зажатые… А сегодня они гораздо более свободные. С ними очень интересно общаться. Они и сами могут что-то подсказать. Так что в каждом времени есть свои плюсы и минусы.

Увлечь игрой – это важно!

– Какими принципами в работе с детьми вы руководствуетесь в первую очередь? Кто из учеников повторил ваш путь, став преподавателем физкультуры?

– Самое главное в нашей работе – индивидуальный подход. Все дети разные, и в идеале к каждому нужно подобрать свой ключик. А это ох как непросто. Надо поддерживать отстающих, а не ругать их, чем часто грешат молодые учителя. Надо любить детей, знать их потребности, уметь заинтересовать. Я выбрала профессию учителя именно из-за любви к детям. Это мое призвание. Сейчас занимаюсь с учениками 4–5-х классов. Самый хороший возраст для физкультуры. Ребятишки рвутся поиграть, подвигаться, после того как отсидят на других уроках. В старших классах такого уже нет. Этот игровой период и необходимо использовать, чтобы направить детскую энергию в правильное русло. Увлечь какими-то интересными подвижными играми. Ведь обычные физические упражнения часто довольно монотонны. Например, мы с детьми играем в «Снайпера», это когда мячом нужно выбить соперников, или в «Белых медведей» – догонялки…

Кстати, в этом году мои пятиклассники серьезно увлеклись волейболом. Не нарадуюсь! Может быть, это связано с тем, что в нашей школе активно работает волейбольная секция. А в прошлом году я выпустила очень хороший класс. Ребята участвовали во многих видах спорта в городских соревнованиях. Вспоминаю о них с удовольствием, как и о моих любимых учениках, которые окончили спортфак и сами стали преподавателями. Это учитель физкультуры школы № 54 Ирина Койро и преподаватель физкультуры школы № 16 Александр Рыков. Ирина в детстве занималась спортивным ориентированием, а Александр – футболом. Подчеркну: все из детства. Это своеобразный трамплин в будущее. И очень важно вовремя подтолкнуть ребенка к тому, к чему у него лежит душа. Что ему нравится.

Необходим и личный пример, авторитет. Что ты за учитель физкультуры, если не можешь сама показать, как нужно делать упражнение? Здесь моя неплохая спортивная физическая форма, которую стараюсь поддерживать, помогает. Я с самого начала работы в этой школе и до сегодняшних дней выступаю за сборную Ленинского района в ежегодной спартакиаде учителей. Так что со спортом, физкультурой я по жизни рука об руку. И всем желаю того же!

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =