«Солнечное» лето

Как можно отдохнуть, работая

– По законам гостеприимства приглашаем вас сразу в столовую позавтракать. Заодно и посмотреть, чем ребят кормим, – улыбается встречающая нас у порога старший воспитатель центра «Солнечный» Татьяна Ведрова.

Пока у ребят есть время до утреннего сбора, беседуем с руководителем центра «Солнечный» Анастасией Зайковой. Центр «Солнечный» – структурное подразделение центра дополнительного образования «Планирование карьеры» г. Томска. Поэтому лагерь – профориентационный. Сюда приезжают ребята прежде всего по направлению этого центра, а оставшиеся места распределяют среди учеников других школ по путевкам и в порядке очередности, запись на которую начинается еще в апреле. Лагерь рассчитан только на городских детей.

А что на пробу?

– С учетом нашей специфики организовываем смены так, чтобы дети больше узнали о профессиях, и привлекаем таких педагогов, которые погружены в эту тематику. Нам важно, чтобы ребенок мог не только услышать что-то интересное о профессии, но и приобщиться к ней. Если это веб-дизайн, то произвести продукт на компьютере, если робототехника, то поэкспериментировать с роботом. Суть в том, чтобы попробовать на практике. База для этого у нас есть.

Тему подхватывает Татьяна Ведрова. Каждая смена посвящена разным профессиям. Ориентир – на актуальный атлас будущих профессий, разработанный в Сколково. Первый составлен в 2015 году, и часть этих специальностей уже появилась в реальной жизни.

В день, когда мы гостили в лагере, отрабатывалась программа «Человек – природа», и предполагалось, что педагоги будут рассказывать об актуальных профессиях, связанных с природой. Это и эколог, и агроном, и геодезист. Все эти занятия называются профессиональными пробами и проводятся так, что есть теоретическая часть, но акцент делается на практику.

При этом ни один ребенок не остается без внимания. И дело не только в том, что небольшие группы позволяют активно поработать с каждым, но и в том, что ведется мониторинг уровня полученных знаний.

– Комплексный подход к проф­ориентированию позволяет нам увидеть, насколько у ребенка сформировано представление о той или иной профессии. Какими компетенциями должен обладать специалист и что необходимо для реализации в ней, – поясняет Татьяна Андреевна.

Бодрое начало

Из-за холодной погоды общее построение проходило в актовом зале. Ребята быстро занимают свои места. А со сцены под зажигательные танцевальные ритмы их разогревают юные представители инструкторского отряда. Это, кстати, не просто активисты лагеря, а резерв будущих специалистов. Эти школьники старшего возраста приезжали в «Солнечный» как отдыхающие, но им настолько здесь понравилось и они так проявили себя, что им предложили стать помощниками вожатых с перспективой работы с наступлением 18 лет на профессиональной основе.

Неподготовленному гостю децибелы бьют по ушам. Но детям хоть бы что. Зал уже танцует и отсидеться не получится. Тех, кто прилип к сиденью, поднимают инструкторы. Так ребят заводят, настраивают на предстоящую интеллектуальную работу. Танец сменяется кричалками, которые заранее готовит каждый отряд. После этого следует игра, по ­условиям которой надо построить башню. А затем самый кульминационный момент – подведение итогов и определение рейтинга. Под гром аплодисментов на экран выводится номер отряда-победителя из младших возрастных групп – четвертый! Еще громче аплодисменты в честь победителя среди старших детей – первого отряда.

Пять минут передышки, и – на занятия. Распорядок дня у ребят насыщенный. До обеда – интеллектуальный отдых: мастер-классы, отработка практических навыков. Затем обед, сон-час, игры, соревнования на улице. Потом отрядная работа, а вечером дискотеки, концерты, интеллектуальные игры. Никто не забывает о втором ужине. И так не любимый детворой отбой – в 22.30.

– Ребята настолько заняты, – рассказывает Татьяна Андреевна, – что не успевают даже позвонить домой. Мы принципиально не отбираем у детей телефоны. Педагоги договариваются с детьми, когда они не должны на них отвлекаться. Правда, у нас еще и интернет барахлит, – сообщает она.

Увлечения на любой вкус

Потихоньку заглядываем в ауди­торию, где занимается младшая экологическая группа.

– Слышали ли вы, что есть несколько классов экологической опасности? – спрашивает педагог. И объясняет, в чем эта опасность состоит, а затем раздает привычные бытовые предметы, чтобы дети определили, к какому классу их отнести. Детишки малые, но шустрые, ориентируются быстро. И педагог довольна.

– Это очень увлекательно – работать с такими детьми, – говорит Екатерина Мирицкая, педагог дополнительного образования центра «Планирование карьеры». – Мне здесь очень нравится – нет строгой оценочной системы, как в школе. У нас есть возможность сделать программу не под стандарты, а под интерес и современные тренды. Дети с огромным воодушевлением участвуют в выборе профессии.

Дальше идем мимо лабораторий. Они наполовину пусты. И ­будут заполнены, когда начнется пятая техническая смена. Позавидовать здешнему оснащению могут многие. Есть лаборатория подводных аппаратов, есть лаборатория, где ребята будут тестировать беспилотные автотранспортные системы. Еще в одной учатся управлять большими данными. Есть кабинеты компьютерной 2D-, 3D-графики, робототехники, своя медиастудия.

В коворкинг-зоне занимается будущая кадровая смена – подростки, помощники вожатых. Среди них перспективный специалист – Данил Коваль из гимназии № 13, который перешел в этом году в одиннадцатый класс.

– Первый раз я приехал сюда совсем ребенком, – рассказывает Данил. – Мне тогда очень понравилось, я еще на три смены съездил. Потом был помощником вожатого. Мне очень хотелось бы работать с детьми, и я хотел бы стать полноценным вожатым, дать им то, что может пригодиться в жизни. После окончания школы хочу поступить в педагогический университет. Я уверен, что многого можно добиться в этой сфере.

Что прорастет из стаканчика?

А вот и «зеленая лаборатория». Здесь так хочется присесть за стол к ребятне. Под руководством педагога Андрея Гуммера они колдуют с пластиковыми стаканчиками, в которые сейчас закладывают семена овса, а к концу смены появятся ростки. За процессом роста и будут наблюдать юные агрономы.

Один из них – Сергей Юрьев – настроен вполне серьезно.

– Здесь мы узнаем, чем человек может навредить природе, чтобы в будущем не допускать этого, – вполне осознанно говорит он.

А в соседней аудитории занимаются самые взрослые слушатели из отряда № 1, познающие азы геодезии. Они всё схватывают на лету и уже нарисовали контурную карту центра «Солнечный». Крутые ребята. Все они из центра «Планирование карьеры», можно сказать, будущая элита. Например, Ульяна Волохова из Томского физико-технического лицея приехала сюда уже на шестую смену, а есть и те, для кого эта смена уже шестнадцатая. У одного парня путевки на все нынешние пять смен.

– Не устаете после учебного года? Вместо отдыха снова такая нагрузка…

– Нет, мы проводим время с пользой.

Чем ответить на спрос?

В центре «Солнечный» ребята отдыхают круглый год. Вслед за профориентационной сменой наступит лингвистическая, когда все говорят только на английском языке. Затем будет смена под названием «PROграммируй мир!», которая связана с проектной деятельностью детей.

– Самая большая наша забота – увеличить наполняемость лагеря. Наш ресурс очень востребован, – говорит Анастасия Зай­кова. – Мы набираем всего 173 ребенка, а в очереди 400–500 человек на каждую смену. К сожалению, в последние годы были закрыты некоторые лагеря, подкосила детский отдых и пандемия. Сейчас депутатами Госдумы рассматривается законопроект об улучшении детского отдыха, более эффективного использования имеющихся площадей. А мы, как и многие в нашем регионе, надеемся, что на проблему обратит внимание глава региона Владимир Мазур. Он, насколько мы знаем, очень любит детей.

Автор: Нина Губская
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 8 =