Современный центр профориентации помогает определить будущее детей

IMG_6339

Синица в руках от УПК

Удачно выбранная профессия – это серьезный капитал для счастливой жизни. Выбор – всегда таинство, и избранная профессия для человека как биометрический паспорт – указывает на его характер и возможности. Как правило, такой важный шаг не совершается в одиночку: решить кем стать человеку, особенно в юношестве, помогает общество – семья, школа, знакомые. Государство тоже не остается в стороне: для решения важных задач во все времена оформлялся государственный заказ. В советское время нацеливали на профессию и давали первичные трудовые навыки в учебно-производственных комбинатах (УПК). Многие поколения помнят, как начиная с 9-го класса раз в неделю ходили в такие комбинаты, чтобы на день стать токарем, швеей-мотористкой, слесарем, парикмахером, кондитером, секретарем. Да что там, ученикам предлагались десятки профессий, исходя из возможностей городов и предприятий.

В итоге трудовой ориентации школьникам присваивали второй квалификационный разряд, а опробованная профессия гарантированно могла стать основной для работника, иногда всего с двумя записями в трудовой книжке за всю жизнь. Поэтому в те времена особых кадровых проблем при правильном распределении трудовых ресурсов не возникало. Но в начале ­1990-х по объективным причинам эта стройная система трудового воспроизводства была ликвидирована. Далее агитировал рынок: большинство школьников ринулись в юристы-экономисты, и никто их в этом стремлении не разубеждал. Вскоре острый дефицит кадров в других отраслях снова поставил вопрос о профориентации.

DSC00881

Чтобы желания совпали с возможностями

ОгневаТомский центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры» открылся в феврале 1996 года, как раз в лихолетье, и на долгие годы стал чуть ли не единственным островком профориентации в регионе. Как помочь найти свою профессию? Достаточно ли заинтересовать и открыть двери в аудитории вузов, техникумов, заводских цехов? С первых дней работы небольшой педагогический коллектив во главе с директором и основателем центра Натальей Огневой взял за основу принцип формирования у детей самостоятельного и сознательного выбора своей будущей профессии.

Двухэтажное здание, широкие коридоры, светлые классы, современная мебель и отделка, а главное – стайки ребятишек разных возрастов, деловито снующих во всех направлениях. Очень похоже на школу, но это не совсем так. «Планирование карьеры» – популярный центр профориентации. Он хоть и расположен ближе к окраине, на ул. Смирнова, но это не мешает школьникам из 25 школ города и районов области регулярно приезжать сюда на занятия.

Глухова– Мы работаем не только со школьниками, которых у нас около трех тысяч, – поясняет Мария Глухова, заместитель директора по учебной работе, – но и с другими группами населения. Профориентация, как мы сегодня понимаем, – это не только техническое определение социальной роли, к чему человек «способен и годен». Нет, мы обязаны вместе со школьником и родителями определить индивидуальное пространство его выбора. Так что профориентация начинается с тестирования. Для этого существует программно-сетевой комплекс, который позволяет выявить желания и способности в пяти основных сферах деятельности. Бывает, что кому-то нужен тренинг, для того чтобы разобраться с выбором: что в нем первично – интерес, желание родителей или случай.

IMG_1867

Проба на профпригодность

Диагностика – только первый шаг. В дальнейшем необходимо разобраться с самоопределением. Для этого нужно пройти профессиональную пробу.

Профессиональной пробой на языке специалистов называется предложение попробовать что-то сделать в профессиональном плане: взять интервью, обработать психологические тесты, поухаживать за больным или отпустить товар покупателю.

Для этого потенциальных медиков (как выясняется, желание лечить у детей возникает после просмотра сериалов) ведут в медколледж на практические занятия или в ОКБ, биологов в ботанический сад, нефтяников в политех, физиков в ТГУ. Это показывает реальный профессиональный мир без прикрас и мифов. В деятельности центра предусмотрено и трудоустройство подростков.

Здесь центру помогают сетевые партнеры – вузы, предприятия, социальные учреждения.

Раньше детей было легче пристраивать на заводы, индивидуальные предприятия, в проектные институты. Теперь их охотно берут в библиотеки, Музей истории Томска, клиническую больницу, даже на выставку экзотических животных. На лето центр устраивает детей к себе в качестве помощников вожатых в лагерях отдыха. И практика, и заработок до 5 тыс. в месяц. Только этим летом работало почти 100 ребят. Кстати, недавно у центра появилось новое структурное подразделение – настоящий лагерь отдыха в Калтае «Солнечный».

Инкубатор идей

Со временем ребята прикипают к центру и, как шутят преподаватели, пропадают тут целыми днями. И не просто интересно проводят время, а генерируют идеи и доводят их до реального продукта. Для получения финансирования проекта нужно поучаствовать в нескольких событиях конкурсного характера. Кстати, для социальных проектов тоже есть база – ЦПК является центром гражданского образования и реализует программу «Я гражданин Томска».

Финансируются детские проекты из разных источников: от грантов центра венчурных инвестиций и партнеров центра «Планирование карьеры» до использования внебюджетных средств самой организации. Школьники иногда на равных со студентами участвуют в конкурсах, выставках, и достаточно продуктивно. Например, звездный выпускник центра Артем Петров (буквально излучал идеи) выиграл грант на 100 тыс. рублей за проект сигнализатора неправильной осанки. Одобрение высокого жюри разных конкурсов получили идеи авторского мыловарения, мобильных магазинов и приложений, гаджета для подогревания пищи, интернет-проекты виртуальных экскурсий и даже оригинальной кроличьей фермы.

Сейчас совместно с Институтом кибернетики ТПУ в центре мощно развивается направление робототехники. С ребятами работают преподаватели и магистранты этого вуза. Уже есть проекты прототипов производственных роботов. Робот-уборщик снега – свежая идея одного из второклассников.

Будет ли умный робот лучше хорошего дворника

В декабре 2013 года центр «Планирование карьеры» стал межмуниципальным центром по работе с одаренными детьми.

Трофимова– Методик работы с одаренными школьниками достаточно много, – увлеченно рассказывает Анна Трофимова, заведующая лабораторией планирования карьеры, – а вот наша изюминка – проф­ориентационная составляющая. Главная содержательная идея – чтобы детская одаренность выросла во взрослую уникальную профессиональную успешность. Наша организационная и методическая задача – создать условия для проявления черт профессиональной одаренности, выделить лучших и помочь всемерно развить свои качества.

Пока программе год, но уже почти для всех ребят провели тестирование на профодаренность. В результате появилась группа из 40–50 человек со способностями выше среднего. Развить их как можно лучше на стыках разных наук и практик поможет робототехническая ­команда. Ребята съездили на стажировку в Анапу во всероссийскую школу «Индустриальный парк». Там стало ясно, что для Томска подобное сделать вполне по силам. Через год на базе нашего центра «Солнечный» мы могли бы делать такие же стажировки и для нашего региона. Серьезную поддержку получат ребята предпринимательского направления. Школьники с творческими наклонностями вошли в созданный недавно медиацентр. Первая же выпущенная ими газета стала призером регионального конкурса школьных медиа.

Есть ли проблемы у центра? Есть. Здесь сетуют на отсутствие тесной связи с реальным производством, с ссузами. Но ребят «с руками» ориентируют на получение и рабочих специальностей, учитывая их высочайшую востребованность, и не считают, что школа нужна только как ступень к вузу.

Есть ли мечта? Есть. Построить оранжерею. Превратить лагерь отдыха «Солнечный» в шикарный профильный центр, чтобы там могли развивать свои идеи и деловые устремления дети региона.

В точном переводе с итальянского «карьера» – это бег, жизненный путь. Значит, помогая выстраивать профессиональную карьеру, ЦПК выступает жизненной ступенькой в восхождении человека к вершинам мастерства.

Слово «профориентация» возникло от латинского profession – «род занятий» и французского orientation – «установка», в целом это комплекс мероприятий для выявления склонности человека к какому-либо роду деятельности.

Томск, ул. Смирнова, 28, стр. 1

Сайт: cpc.tomsk.ru

E-mail: maoupk@sibmail.com

Тел.: 90-11-73, 90-11-79

на правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − три =