Нелегальные мотогонщики достали томичей
– А я вам говорю, он будет здесь кататься! – мамаша десятилетнего отпрыска, сидящего на квадроцикле и испуганно взирающего на наш спор, окинула меня злобным взглядом. – А станете запугивать ребенка, я на вас пожалуюсь! Так закончилось мое общение с одной из жительниц томского пригорода, купившей сыну модную четырехколесную игрушку. С одной стороны, родительская любовь похвальна. Все-таки квадрик недешев. Значит, мама захотела сделать ребенку приятно, не считаясь с расходами. С другой – женщина, видимо, забыла прочитать Правила дорожного движения, в которых черным по белому написано, кто и где может передвигаться на подобных аппаратах, коих в последнее время развелось немерено.
Мы же никому не мешаем…
Жалобы от местных жителей на шум, нелегальные гонки мотоциклистов и квадроциклистов поступают в ГАИ и из Академгородка, и из поселков Апрель, Аэропорт, Просторный, Тимирязево… Силовики решили действовать.
Томичи обратили внимание на недавнюю масштабную «облаву» ГАИ на несовершеннолетних мотоциклистов-эндуристов (эндуро – мотоцикл для езды по пересеченной местности) и квадроциклистов, собравшихся возле гипермаркета «Лента», что на улице Елизаровых. Как выяснилось, в планах у пацанов было толпой прокатить по городу до другой «Ленты», расположенной на улице Пушкина. Благо, эти помыслы не сбылись. В ходе рейда сотрудники ГИБДД задержали 17 несовершеннолетних наездников в возрасте от 12 до 17 лет вместе со своими аппаратами, отправившимися на штрафстоянку. Ни у одного из парней не было документов на право управления мотоциклами. Да и сами байки не были должным образом зарегистрированы. Хотя на некоторые, как потом выяснилось, имелись ПТСы.
Случай показательный. Количество незарегистрированной мототехники, почему-то именуемой «спортинвентарём», на которой в окрестностях города, да и чего уж греха таить, в нём самом, гоняют все кому не лень, давно превысило разумные пределы.
– Мы же не по проспекту Ленина носимся, а в поселке, почти в лесу, значит, нам можно, – оправдывается один из моих знакомых юных горе–эндуристов пятнадцатилетний Влад. – Я знаю про полицейскую облаву и знаю некоторых пацанов, которые были у «Ленты». Честно говоря, вообще не понимаю, зачем они там собрались. Там же кругом народ, камеры. У нас есть своя тусовка. Обычно собираемся в лесу за Апрелем. Где конкретно, не скажу, а то и туда нагрянут. Потом едем тусить. Несколько мотоциклов. Мы все в шлемах, экипировке. Жить-то охота. Да и смотримся круто. Почему бы не прокатить с ветерком по грунтовочке в выходной! Кому мы в лесу мешаем? Конечно, у нас ни у кого нет прав и номерных знаков. Регистрация, учеба в автошколе, – это слишком муторно и долго. Да и зачем? Кому от нас плохо? Мы никого не сбили, ни на кого не наехали.
На словах звучит убедительно, но с точки зрения закона подобные «отмазки», что называется, не прокатывают.
Лес не лес – правила одни!
– По роду деятельности мне не раз приходилось общаться с такими наездниками, многие из которых еще не достигли 16-летнего возраста, и их родителями, – говорит командир роты №1 отдельного батальона ДПС УМВД России по Томской области капитан полиции Сергей Герасимов. – Поражает безответственность родителей, сажающих детей, подростков за руль мотоциклов и квадроциклов в весьма юном возрасте, когда те даже чисто физически еще не могут получить водительского удостоверения. Оправдание в этом случае не выдерживает никой критики. Родители напирают на то, что их отпрыски заняты хорошим делом – спортом. И начинать в нём, как известно, нужно с младых ногтей. Мол, это же лучше, чем приобщаться к алкоголю или играть в стрелялки? Поэтому пусть по лесу гоняют. Но я обращаю внимание на то, что гоняют они не по воздуху, а по дорогам, предназначенным для движения транспортных средств, пускай преимущественно и грунтовым, лесным. А значит, должны подчиняться ПДД, как и все остальные водители. Лес это или не лес, вообще не имеет никакого значения. Все водители обязаны иметь водительское удостоверение, а следовательно, достигнуть минимум шестнадцатилетнего возраста, пройти соответствующее обучение. Да и сама техника должна быть зарегистрирована должным образом.
Также капитан Герасимов сетует на то, что в разговорах с родителями часто задает им вопрос: кто мешает, например, записать своего ребенка в секцию технических видов спорта, того же мотокросса, где он будет в относительной безопасности кататься на закрытой кроссовой трассе под присмотром опытных тренеров? А не рисковать в каком-нибудь Просторном в любой момент влететь в неудачно подвернувшийся автомобиль? Понятно, что это проблема материальных затрат. Но ведь покупают же родители своим чадам недешевые мотоциклы, квадроциклы и соответствующую мотоэкипировку, без которой сегодня никуда. По сравнению с этим цена обучения не такая уж и большая. К сожалению, внятных ответов на этот вопрос у родителей нет. А может, им просто так легче? Купить чаду модную игрушку, как тот же сотовый, чтобы отвязался, и не заморачиваться нудным процессом воспитания? Хотя ответственность за нарушение здесь серьезная. По закону за передачу права управления лицу, заведомо не имеющему водительского удостоверения, а это может расцениваться именно так, родителю грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и задушевное общение с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних.
45 ДТП с участием мототехники зарегистрировано в регионе за 9 месяцев этого года, 5 человек погибли, ранено – 45.
Продали и забыли
С регистрацией подобной техники, по словам Герасимова, сегодня тоже существуют большие проблемы. С легкой руки продавцов всевозможных эндуро, кроссовых мотоциклов, квадроциклов в народный оборот прочно вошло словосочетание «спорт-инвентарь». Именно под таким названием эта техника, как правило, ввозится по цене запчастей в нашу страну, что значительно дешевле, и потом продается.
По идее «спортинвентарь», предназначенный для эксплуатации на закрытых трассах, треках, в спортивных мотоклубах, но ни в коем случае не на дорогах общего пользования, действительно необязательно регистрировать в ГАИ. Вот только проблема в том, что четкого юридического официального термина «спортинвентарь» не существует! Зачастую его трактуют кто как хочет. Это нужно иметь в виду в случае серьёзных разбирательств. Многие продавцы пользуются такой неопределенностью. Учитывая тренд на активный отдых и зарабатывая на «спортинвентаре» неплохие деньги, они не особенно заботятся о том, что с мотиками и квадриками будет после покупки. Продали – и трава не расти. Кто и как «это» будет потом регистрировать и эксплуатировать, их не касается.
Признаемся, проблема возникла не сегодня. Даже в советские времена в сельской местности по стране ходило множество мототехники, никогда не стоявшей на учете в ГАИ. Да и с правами у ее хозяев, учитывая обильные возлияния, частенько были большие проблемы. Но тогда никому в голову не приходило приезжать на таких мотоциклах в центр города и там «шалить». Сейчас же это сплошь и рядом, чему я был свидетелем на раз. Группы эндуристов без всяких опознавательных знаков отваживаются «козлить», выпендриваясь друг перед другом, даже на проспекте Ленина. Таких видео полно в интернете. Поэтому понятно желание работников ГАИ пресечь эти художества, организовав облаву у гипермаркета «Лента». Кстати, идея эндуристов собраться у гипермаркета, у всех на виду, а не где-то в тихом лесу, – тоже своего рода выпендрёж, демонстрация исключительности, своеобразный вызов обществу.
Думайте сами, решайте сами…
Так все-таки, почему же распоясалась вся эта эндуробратия?
В свое время в Томске был создан так называемый «мотобат», состоящий из трех полицейских мотоциклов «Ямаха». Помнится, сотрудники этого подразделения ГАИ серьезно проредили полчища скутеристов, наводнивших в двухтысячные наш город и ставших серьезной проблемой для дорожной безопасности. Сегодня нелегальных «табуреточников» практически не осталось. Этому поспособствовали и законодатели, которые ввели специальную категорию «М» в водительском удостоверении. Да и незарегистрированным мотоциклистам тоже досталось. С приходом полицейских мотоциклов на томские дороги порядка на них заметно прибавилось. Байкеры, понимая, что теперь есть кому их догнать и призвать к закону, заметно присмирели. Возможно, свою роль сыграла и воспитательная работа, которую, при поддержке ГАИ, проводили с молодежью представители известных томских мотоклубов. Сейчас, к сожалению, она ушла в небытие.
Но время не стоит на месте. Подросла уже новая «вольная» байкерская поросль, считающая, что ей сам черт не брат, и чувствующая свою безнаказанность. Ведь, действительно, гоняться за эндуристами по лесу мало кто решится. Кстати, и количество ДТП с участием мототехники в этом году серьезно выросло.
Что будет дальше? Сотрудники ГАИ предупреждают, рейды будут проводиться регулярно. «Томские новости» в свою очередь призывают родителей хорошенько подумать, перед тем как покупать чаду дорогостоящую мото-игрушку и отпускать его куда глаза глядят. Дело даже не в недешевом «железе», которое может пострадать в случае ДТП. На кону человеческие жизни. Жизни и здоровье детей, подростков. Как сказал один из родителей пацанов-эндуристов, задержанных у «Ленты» полицейским:
– Хорошо, что позвонили вы, а не из скорой…
Так что – думайте сами, решайте сами…
Автор: Андрей Суров
Фото из архива ГАИ