Иван Нечунаев:
о ценах и ценности образования

Иван Нечунаев, чемпион Сибири по плаванию, заканчивает бакалавриат по специальности «финансы» в Grand Canyon University (Финикс, Аризона, США):

Иван Нечунаев

– Прочитал статью о грядущем повышении в два раза и более цен на обучение в российских вузах для поступающих на платной основе («Гранит не по карману», «ТН» № 15 (627) от 20 апреля). Неотвеченным, как мне кажется, остался один вопрос: а возрастет ли ценность образования при таких высоких ценах на него? Пока проследить хоть малейшую связь между качеством обучения и его стоимостью очень трудно.

Полтора года назад я уехал учиться в Америку из-за возможности совмещать учебу и спорт на очень высоком уровне. И уже тогда понимал, что после выпуска мои знания и навыки будут очень востребованы на рынке труда. В США даже со степенью бакалавра можно рассчитывать на достойное рабочее место, а магистры и вовсе на вес золота. Во многом это потому, что образование здесь очень дорогое: почти все студенты учатся в кредит, который будут выплачивать еще несколько лет после получения диплома. Но затраты эти себя оправдывают, ведь качество обучения на высоте. Я бы не сказал, что учат чему-то уникальному, но знания дают именно те, которые нужны для успешной карьеры, а не для разговоров на кухне.

В России, к сожалению, ситуация иная. Как бы ни прославляли наши вузы свои образовательные программы, большинство из них сильно устарели и не адаптированы к запросам рынка. С другой стороны – стереотипность мышления работодателей: от соискателя им нужен диплом, а то и два. Но где гарантии, что, заплатив так много денег и получив так много дипломов, ты будешь востребованным специалистом, что, грубо говоря, отобьешь потраченные деньги?

В Штатах образование в принципе платное. Но талантливые студенты могут выиграть стипендии или гранты на обучение. У спортсменов и вовсе есть шанс учиться бесплатно, потому что каждый университет стремится иметь достойную спортивную команду для поддержания своей репутации (мне, к примеру, вуз оплачивает учебу, проживание, страховку). В России платное образование дорожает, бесплатное сжимается (вузы ведь фактически подталкивают к ликвидации бюджетных мест), а качество остается прежним. Государство, похоже, вообще не беспокоится об интеллектуальном развитии своих граждан.

2 мысли о “Иван Нечунаев:
о ценах и ценности образования”

  1. А между тем в самих США проблему видят несколько иначе:

    Выпускники бьют тревогу («Русский базар», США)

    Каждый второй выпускник колледжа не может найти работу по специальности. Люди с дипломом бакалавра все чаще отправляются работать официантами, продавцами, барменами и клерками

    К таким неутешительным выводам пришли эксперты Associated Press, проанализировав последние данные по безработице, а также отчеты Департамента труда и Департамента образования за первый квартал текущего года.

    В прошлом году 1,5 миллиона выпускников в возрасте до 25 лет не могли найти работу на полный рабочий день. Это рекордный показатель за последнее десятилетие. В этом году безработных специалистов может стать еще больше — порядка 1,8 — 2 миллионов человек. Причем скептики называют ситуацию бесперспективной и катастрофической.

    Существует пять основных причин, почему выпускники колледжей не могут трудоустроиться и начать профессиональную карьеру. Во-первых, в государственных и частных компаниях резко снизились темпы «текучки кадров». Люди пытаются удержаться на своем месте даже после наступления пенсионного возраста. В этом отчасти виновата крайне несовершенная система Social Security, расходы которой увеличиваются в геометрической прогрессии.

    «Мне 74 года, а я продолжаю работать по 12 часов в сутки, 6 дней в неделю, — рассказывает налоговый специалист Бен Саллигер, житель Кентукки. — Если бы не кризис 2008 года, то я бы с удовольствием ушел на покой. Но моей сегодняшней пенсии не хватит на аренду жилья, оплату коммунальных счетов и покупку продуктов. Так что молодым ребятам придется постоять в очереди, чтобы занять мое место».

    Во-вторых, работодатели предпочитают нанимать опытнейших сотрудников, а не молодых выпускников. Согласно статистике, на каждого новоиспеченного специалиста приходится 5-6 специалистов с опытом работы более десяти лет, которые также не могут трудоустроиться.

    «Работодатели не хотят тратить время на обучение новых работников, которые, вне всякого сомнения, на первых порах будут совершать досадные ошибки, — рассказывает профессор Джейкоб Энролл, исследователь бизнес-психологии. — В период кризиса опыт ценится гораздо больше, чем молодость и энтузиазм».

    Энролл советует каждому потенциальному студенту обратить внимание на цифры по безработице в той отрасли, в которой ему хотелось бы работать. «Многие молодые люди мечтают стать врачами и адвокатами, — рассказывает он. — Они берут пример с успешных и преуспевающих специалистов, получающих более $100 тысяч в год. Однако молодежь не обращает внимания на тех, кто уже получил образование по данным специальностям и остался не у дел».

    В-третьих, резкой критике подвергается качество образования. Многие молодые люди выбирают малоизвестные «колледжи-однодневки», чтобы сэкономить денежные средства. Дипломы же этих заведений ничего не стоят. На первом же собеседовании работодатель понимает, что имеет дело с дилетантом, который не располагает даже теоретическими зданиями.

    Кроме того, многие сторонники реформы образования хотят упростить процесс обучения. Они считают, что каждый студент должен получать исключительно те знания, которые пригодятся ему в профессиональной деятельности. Сегодня же 60-70% предметов не имеют никакого отношения к будущей работе человека. Специалисты учатся 5-6 лет там, где они могли бы получить знания за год.

    В-четвертых, государство не уделяет никакого внимания выпускникам. Большинство молодых людей с дипломами предоставлены сами себе. У них нет каких-либо льгот или преимуществ перед остальными безработными.

    «Фактически наше государство совершает преступление, одобряя деятельность колледжей и университетов, с дипломами которых устроиться на работу невозможно, — считает выпускник калифорнийского колледжа Фрэнк Ли. — Сначала люди влезают в долги, чтобы получить образование, а потом жалеют о потерянных годах».

    В-пятых, современное трудоустройство связано с протекцией. Любой работодатель, нуждающийся в том или ином специалисте, сначала подумает о друзьях и родственниках, которые могли бы занять вакансию. Точно так же уволенные друзья и родственники сначала обращаются к знакомому человеку, владеющему крупным бизнесом. Связи гораздо важнее, чем диплом.

    Исключение, конечно, составляют государственные структуры, однако и они неохотно нанимают выпускников. Причина — отсутствие опыта и молодость. Большинство департаментов предпочитает нанимать сотрудников от 25 лет, хотя открыто об этом не говорят.

    Бесперспективность, однако, вовсе не обозначает, что образование потеряло свой смысл. Большинство безработных с дипломами — наивные люди, которые не уделили рынку труда тщательного анализа. Как заметил один пользователь интернет-форума, «перед тем, как отправиться на два года в колледж, потратьте два года на то, чтобы изучить перспективы выпускника колледжа».

    http://rus.ruvr.ru/2012_04_27/73138185/

  2. надо признать что качество образования в россии действительно сильно упало.
    остались несколько достойных вузов типа мгу,тгу но это не тот уровень который был раньше.как вывод высшее сейчас ничего не стоит если выпускник не имеет реальных навыков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × четыре =