Иван Нечунаев, чемпион Сибири по плаванию, заканчивает бакалавриат по специальности «финансы» в Grand Canyon University (Финикс, Аризона, США):

– Прочитал статью о грядущем повышении в два раза и более цен на обучение в российских вузах для поступающих на платной основе («Гранит не по карману», «ТН» № 15 (627) от 20 апреля). Неотвеченным, как мне кажется, остался один вопрос: а возрастет ли ценность образования при таких высоких ценах на него? Пока проследить хоть малейшую связь между качеством обучения и его стоимостью очень трудно.
Полтора года назад я уехал учиться в Америку из-за возможности совмещать учебу и спорт на очень высоком уровне. И уже тогда понимал, что после выпуска мои знания и навыки будут очень востребованы на рынке труда. В США даже со степенью бакалавра можно рассчитывать на достойное рабочее место, а магистры и вовсе на вес золота. Во многом это потому, что образование здесь очень дорогое: почти все студенты учатся в кредит, который будут выплачивать еще несколько лет после получения диплома. Но затраты эти себя оправдывают, ведь качество обучения на высоте. Я бы не сказал, что учат чему-то уникальному, но знания дают именно те, которые нужны для успешной карьеры, а не для разговоров на кухне.
В России, к сожалению, ситуация иная. Как бы ни прославляли наши вузы свои образовательные программы, большинство из них сильно устарели и не адаптированы к запросам рынка. С другой стороны – стереотипность мышления работодателей: от соискателя им нужен диплом, а то и два. Но где гарантии, что, заплатив так много денег и получив так много дипломов, ты будешь востребованным специалистом, что, грубо говоря, отобьешь потраченные деньги?
В Штатах образование в принципе платное. Но талантливые студенты могут выиграть стипендии или гранты на обучение. У спортсменов и вовсе есть шанс учиться бесплатно, потому что каждый университет стремится иметь достойную спортивную команду для поддержания своей репутации (мне, к примеру, вуз оплачивает учебу, проживание, страховку). В России платное образование дорожает, бесплатное сжимается (вузы ведь фактически подталкивают к ликвидации бюджетных мест), а качество остается прежним. Государство, похоже, вообще не беспокоится об интеллектуальном развитии своих граждан.
А между тем в самих США проблему видят несколько иначе:
Выпускники бьют тревогу («Русский базар», США)
Каждый второй выпускник колледжа не может найти работу по специальности. Люди с дипломом бакалавра все чаще отправляются работать официантами, продавцами, барменами и клерками
К таким неутешительным выводам пришли эксперты Associated Press, проанализировав последние данные по безработице, а также отчеты Департамента труда и Департамента образования за первый квартал текущего года.
В прошлом году 1,5 миллиона выпускников в возрасте до 25 лет не могли найти работу на полный рабочий день. Это рекордный показатель за последнее десятилетие. В этом году безработных специалистов может стать еще больше — порядка 1,8 — 2 миллионов человек. Причем скептики называют ситуацию бесперспективной и катастрофической.
Существует пять основных причин, почему выпускники колледжей не могут трудоустроиться и начать профессиональную карьеру. Во-первых, в государственных и частных компаниях резко снизились темпы «текучки кадров». Люди пытаются удержаться на своем месте даже после наступления пенсионного возраста. В этом отчасти виновата крайне несовершенная система Social Security, расходы которой увеличиваются в геометрической прогрессии.
«Мне 74 года, а я продолжаю работать по 12 часов в сутки, 6 дней в неделю, — рассказывает налоговый специалист Бен Саллигер, житель Кентукки. — Если бы не кризис 2008 года, то я бы с удовольствием ушел на покой. Но моей сегодняшней пенсии не хватит на аренду жилья, оплату коммунальных счетов и покупку продуктов. Так что молодым ребятам придется постоять в очереди, чтобы занять мое место».
Во-вторых, работодатели предпочитают нанимать опытнейших сотрудников, а не молодых выпускников. Согласно статистике, на каждого новоиспеченного специалиста приходится 5-6 специалистов с опытом работы более десяти лет, которые также не могут трудоустроиться.
«Работодатели не хотят тратить время на обучение новых работников, которые, вне всякого сомнения, на первых порах будут совершать досадные ошибки, — рассказывает профессор Джейкоб Энролл, исследователь бизнес-психологии. — В период кризиса опыт ценится гораздо больше, чем молодость и энтузиазм».
Энролл советует каждому потенциальному студенту обратить внимание на цифры по безработице в той отрасли, в которой ему хотелось бы работать. «Многие молодые люди мечтают стать врачами и адвокатами, — рассказывает он. — Они берут пример с успешных и преуспевающих специалистов, получающих более $100 тысяч в год. Однако молодежь не обращает внимания на тех, кто уже получил образование по данным специальностям и остался не у дел».
В-третьих, резкой критике подвергается качество образования. Многие молодые люди выбирают малоизвестные «колледжи-однодневки», чтобы сэкономить денежные средства. Дипломы же этих заведений ничего не стоят. На первом же собеседовании работодатель понимает, что имеет дело с дилетантом, который не располагает даже теоретическими зданиями.
Кроме того, многие сторонники реформы образования хотят упростить процесс обучения. Они считают, что каждый студент должен получать исключительно те знания, которые пригодятся ему в профессиональной деятельности. Сегодня же 60-70% предметов не имеют никакого отношения к будущей работе человека. Специалисты учатся 5-6 лет там, где они могли бы получить знания за год.
В-четвертых, государство не уделяет никакого внимания выпускникам. Большинство молодых людей с дипломами предоставлены сами себе. У них нет каких-либо льгот или преимуществ перед остальными безработными.
«Фактически наше государство совершает преступление, одобряя деятельность колледжей и университетов, с дипломами которых устроиться на работу невозможно, — считает выпускник калифорнийского колледжа Фрэнк Ли. — Сначала люди влезают в долги, чтобы получить образование, а потом жалеют о потерянных годах».
В-пятых, современное трудоустройство связано с протекцией. Любой работодатель, нуждающийся в том или ином специалисте, сначала подумает о друзьях и родственниках, которые могли бы занять вакансию. Точно так же уволенные друзья и родственники сначала обращаются к знакомому человеку, владеющему крупным бизнесом. Связи гораздо важнее, чем диплом.
Исключение, конечно, составляют государственные структуры, однако и они неохотно нанимают выпускников. Причина — отсутствие опыта и молодость. Большинство департаментов предпочитает нанимать сотрудников от 25 лет, хотя открыто об этом не говорят.
Бесперспективность, однако, вовсе не обозначает, что образование потеряло свой смысл. Большинство безработных с дипломами — наивные люди, которые не уделили рынку труда тщательного анализа. Как заметил один пользователь интернет-форума, «перед тем, как отправиться на два года в колледж, потратьте два года на то, чтобы изучить перспективы выпускника колледжа».
http://rus.ruvr.ru/2012_04_27/73138185/
надо признать что качество образования в россии действительно сильно упало.
остались несколько достойных вузов типа мгу,тгу но это не тот уровень который был раньше.как вывод высшее сейчас ничего не стоит если выпускник не имеет реальных навыков