Томский адвокат о реформе МВД

Антон Тимофеев — выпускник юридического института ТГУ. С 2000 по 2004 год – следователь органов внутренних дел, с 2004 года работал в прокуратуре г. Стрежевого в должности следователя по особо важным делам, впоследствии возглавлял подразделения следственного комитета (г. Стрежевой, Ленинский район г. Томска). В 2011 году получил статус адвоката.

Адвокат Антон Тимофеев:

Постоянно сотрясающие полицию скандалы, связанные с совершением преступлений сотрудниками силового ведомства, не дают ослабнуть интересу общественности к реформе МВД и её результатам. Её признали успешной с высоких трибун, президент Медведев так и сказал – мы успешно сократили 20% сотрудников, реформа успешна. Если целью было сокращение и переименование (а произошло именно это) – цель достигнута.

В полиции работает масса профессиональных и порядочных людей, с искренним желанием выполнять свой долг. Однако сейчас ставить вопрос нужно так — а работает ли хоть что-то в силовых ведомствах нормально, как задумано? Проблем великое множество, при этом полностью отсутствует политическая воля решать эти проблемы в соответствии с запросами общества. Полиция превратилась в орган, который давно уже во главу угла ставит свои, узковедомственные задачи, а именно – работает на статистические показатели. То есть работает сам на себя, в отрыве от общества, защищая права граждан только в качестве вынужденной, вторичной «нагрузки» на пути к главной своей цели – статистике. Должно быть – с точностью до наоборот. А ведь гражданам не интересно, сколько краж раскрыто по сравнению с АППГ (аналогичный период предыдущего года), перекрывает ли одна цифирь другую в бумажной игре. Обществу нужен конкретный, эффективно функционирующий институт власти. Когда заявление, поступившее в дежурную часть, не ложится в лучшем случае в виде «темняка» (нераскрытое преступление) в сейф к следователю к еще 50-80 таким же делам, без перспектив и надежд на то, что будут предприняты все меры к раскрытию преступления. Авторитет нынешней полиции, вернее его отсутствие – вот объективная оценка их работе.

Людям хочется настоящей работы, а не профанации. Хотелось бы, чтобы работали по преступлениям столько профессиональных сотрудников, сколько необходимо объективно, чтобы решать задачи хорошо и качественно. Когда последний раз думали и считали, сколько нужно сотрудников для работы, адекватной существующей криминогенной обстановке? Какими нормами мы руководствуемся, из какого временного периода? Из семидесятых годов, когда кража в районе была – ЧП? Вокруг нет войны, по какой же тогда причине основная масса преступлений остается просто без внимания, поскольку ложится на нескольких взмыленных оперативников? Не секрет, что сменяемость оперативного состава огромная, преемственности нет, оперативные позиции утеряны, простое сопоставление количества совершенных преступлений и имеющихся сотрудников оперативных служб сразу дает понять – с такими силами работать по всем преступлениям просто нельзя. А что делать? Ответ напрашивается сам собой – хитрить с цифрами и отчетами. В итоге это превратилось в систему. Реальная работа не ведется, людей не хватает (спасибо «реформе», еще и сокращения прошли), мало того – нормально работать попросту невозможно. А цифру требуют. И начинаются ухищрения. Приведу простой пример. Для изготовления шва сварщику нужно десять электродов. Под разными предлогами, так или иначе, но сварщик остался с одним электродом – что ему делать? Ну вот мы и имеем то качество работы, которое заслужили. А где тонко, там и рвётся. Мало того, молодые специалисты, приходящие в полицию, быстро перенимают именно негативный опыт работы, рушатся их идеалистические представления о службе.

Соответственно МВД нужна не игрушечная, основанная на популизме, псевдореформа, а настоящая реформа, которая требует затрат, требует научной проработки и поэтапного, комплексного воплощения. То, что мы наблюдаем сейчас – это результат непрофессионализма, я бы даже сказал невежества и популизма, сдобренный попыткой еще и сэкономить. Давно заслуженная прибавка к зарплате (по «случайному» стечению обстоятельств зарплату повысили перед выборами) никоим образом не решает поставленных текущим моментом задач. Нынешняя реформа – конвульсия, это не результат стратегического планирования.

А полиции нужен толковый управленец, с карт-бланшем на действенные меры. Именно такой менеджер спокойно возьмет и отменит количественные показатели и АППГ, отменит рейтинги. Это не укладывается в головы нынешних руководителей МВД, которые всеми силами стараются сохранить существующее положение вещей, преподнося под разными соусами обществу по сути старое блюдо – «палочную систему». То, что её отменили – банальное враньё.

Ну вот как представить генералам, что можно работать по принципу: «сколько есть преступлений, столько и есть. Сколько сможем раскрыть – столько и сможем, гарантируем только качественную работу по каждому делу»? Может стоит подумать о местной, муниципальной милиции, выборности её руководства. Граждане ведь уже на грани – они стремятся взять эти функции в свои руки, их можно понять. Что делать, если оперуполномоченный, участковый, следователь – не хотят или не могут работать, и все способно функционировать только в «ручном режиме» управления, после вмешательства руководства, порой – руководителей государства? Что делать, когда добиться возбуждения уголовного дела, даже при очевидных признаках преступления – зачастую тяжкий труд? Давайте вспомним события в поселке Сагра, когда граждане учинили самосуд при бездействии милиции. Система не работает, точнее работает, но сама на себя. «Да, — разводят руками сотрудники, — работать некому…» А что будет дальше?

Нужен человек, мыслящий по иному, нацеленный на конечный результат – общественное благо, а не количественные показатели. Который введет принципы прозрачности работы полиции, вернет её авторитет, прислушается к реальным нуждам граждан. Не работают сотрудники по делам? Не раскрывают преступлений? Провести исследование, какие сотрудники нужны, сколько именно их требуется для работы в соответствии с текущей нагрузкой и расширить штат. Без героизма, без истерики, дать точно нужное количество людей, лишние функции МВД – отсечь. Привлечь профессионалов, установить адекватное вознаграждение за труд. Бьют людей, задержанных? Ну что ж, оснастить все кабинеты сотрудников, работающих с гражданами, цифровыми камерами. И запись вести в режиме реального времени на серверы, которые не только не находятся в здании ОВД, а вообще не подконтрольны полицейским. Установить прозрачные перегородки и двери в кабинетах, перенимать опыт других стран в этой сфере. Темы коррупции я специально касаться подробно не буду, это заслуживает отдельного разговора. Варианты решения проблем есть всегда, была бы политическая воля руководства страны. Как бы тяжело и неповоротливо не реагировала система, как бы не сопротивлялась – опыт других стран показывает, что реализуемы любые реформаторские начинания, но они должны быть реальными, понятными людям, продуманными. Нужно не многое – дать профессионалам спокойно работать, платить достойную зарплату. Придет доверие граждан, в полицию будут стремиться талантливые люди, молодежь, вернутся опытные сотрудники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =