СССР был, и нет его…

Что стало причиной распада Советского Союза

30 декабря 1922 года – знаковая дата для нашей государственности. Это день рождения Союза Советских Социалистических республик, существование которого продлилось 70 лет. В то же время миновало 30 лет, как СССР перестал существовать. То есть наше поколение стало свидетелем и участником этих двух важнейших событий. Что предшествовало развалу? Какие тектонические процессы в сознании людей происходили? Как это отражалось на конкретных судьбах? Об этом мы беседуем с доктором философских наук, профессором Николаем Кирилловым.

Переломные университеты

– Николай Петрович, помните, существовал такой тест: «А где вы были 21 августа 1991 года во время путча?» То есть вы за «белых» или за «красных»?

– Конечно за «красных». Я за Россию! Я в это время учился в докторантуре, в Москве, в Академии общественных наук. В мае 1991 года я положил на стол диссертационному совету свой труд на тему «Генезис массового сознания в переходный период». Моим консультантом был известный ученый и общественный деятель Александр Яковлев, а на семинар я ходил к знаменитому Евгению Максимовичу Примакову. У обоих почерпнул много полезных и новых знаний.

В августе 1991года был в отпуске, на каникулах, в Томске. О событиях, проходивших в Москве, услышал по радио. Но 1 сентября должен был быть в академии, в столице, продолжить научную работу.

– Как эти события коснулись Вас?

— 1 сентября ректор и многочисленный коллектив преподавателей оказались на улице. Гуманитарные кафедры истории КПСС, политэкономии социализма были закрыты, в то же время философские кафедры, на которой я числился в докторантуре, оставили, видимо, полагая, что философия – это вечная наука и она менее всего политизирована. В академии работала комиссия.

В середине сентября 1991 года я был в гостях у друзей на даче, а когда вернулся в общежитие, мне сказали, что приходили два человека из Генпрокуратуры с поручением меня разыскать. Звонила также моя жена из Томска. Она сказала, что и к ней приходили два представителя из томской прокуратуры и тоже интересовались, где я. Коллеги, докторанты-юристы по академии, посоветовали мне тотчас купить билет и покинуть Москву.

Я улетел в Томск и там пришел в прокуратуру. Мне объяснили, что поступила жалоба и на ней стоит резолюция Ельцина: «Разобраться». Обвинял меня автор этого опуса (я его знал) в том, что я выполнял поручения Лигачева и что в Томске есть следы ГКЧП. До часу дня я писал объяснение, в котором сообщил, что правдивы в этом письме лишь даты, когда я прилетал в Томск. Все остальное – ложь. Мои объяснения приняли во внимание, последствий для меня никаких не было.

«Оттепель» или «слякоть»?

– Почему снова возвращаетесь к этим событиям?

– Не к этим событиям, а к теме развала СССР, и не с точки зрения политического осмысления, а с позиций духовной жизни общества. Я встречался со многими знаковыми людьми того времени, которые творили историю, был с ними знаком, и во многом они помогали осмыслению общей картины мира, чего сегодня так не хватает. Меня попросили томские ветераны подготовить материал к мероприятиям, посвященным 100-летию со дня создания СССР, и я согласился, поскольку глубоко погружен в эту тему, был сам свидетелем тех событий и хочу через собственный опыт оценить эпоху. У меня есть книга, изданная в 2000 году, – «Сознание народа».

– К каким же выводам привели Ваши собственные исследования? Когда и с чего начался развал? Куда подевалась наша духовность?

– СССР во второй мировой вой­не победил. Но уже в 1945 году капитализм вновь объединился на ценностях Запада. Началась «западнизация» в рамках холодной войны. В СССР правительство Сталина начало борьбу с «космополитизмом», таким термином тогда обозначали «западнизацию» мира. Но Сталин и его политика тогда уже проиграли западникам, западенцам. «Хрущевская оттепель» продолжила эту тенденцию, духовность исчезала постепенно.

– Странно, принято считать, что именно в хрущевский период наше общество почувствовало наибольшую свободу, духовное раскрепощение, проявило творческую активность.

– Это трактовка западников. К сожалению, в эпоху хрущевского правления победили западники с их признанием западных ценностей, ориентиром на то, что надо жить, как на Западе. Известно, как Хрущев буквально растоптал поэта Вознесенского, который изначально воспевал социалистические идеалы, призывая его ответить на вопрос: «Ты с нами или против нас?». И Вознесенский постепенно стал скатываться на западные позиции, хотя и был лауреатом Ленинской премии. Как и Евтушенко, тоже лауреат, оказавшийся в Америке, в конце концов как и многие другие.

Хрущевская оттепель (современные историки называют её «слякоть») стала первым этапом разрушения СССР, а добила Советский Союз горбачевско-ельцинская перестройка, когда предательство совершили первые лица СССР: Горбачёв, Ельцин, Яковлев и им подобные.

В Ново-Кусково за правдой

– Но ведь были и преданные идеалам СССР политики, писатели, художники, общественные деятели…

– И таких людей, которым приходилось отстаивать и наши общие ценности, и свое доброе имя, было немало. Пример: почти 50 лет я считал себя членом команды Лигачёва, несмотря на гонения, он сохранил достоинство и выразил это в многочисленных публикациях после своего изгнания из политбюро ЦК КПСС.

Меня судьба также свела с автором Гимна Советского Союза, известным детским писателем Сергеем Михалковым. Я тогда был уже секретарем обкома КПСС. Однажды раздался неожиданный звонок: «Вас беспокоит Сергей Владимирович Михалков, член президиума Союза писателей СССР. На съезде писателей обсуждается письмо с нападками и дискредитацией председателя правления Союза писателей СССР, дважды Героя Социалистического Труда Георгия Маркова. Нам с писателем Алексиным поручено побывать на родине Маркова, проверить, побывав в Томске, факты, которые приводят недоброжелатели. Завтра вылетаем».

Сергей Владимирович сразу пожелал ехать в деревню Ново-Кусково. Когда приехали, посетили дом, где родился и жил в детстве Георгий Мокеевич Марков. Это была обыкновенная деревенская изба – пятистенок. Хулители писали, что усадьба отстроена богаче, чем Ясная Поляна. А он подарил односельчанам 20 тысяч книг из личной библиотеки. «Да тут поляна богаче Ясной Поляны!» – воскликнул сопровождавший Михалкова московский коллега.

А потом была встреча знаменитого писателя с детьми в сельском клубе Ново-Кусково, где деревенские ребятишки с восторгом наизусть хором читали его стихи. Впечатление у гостей осталось самое благоприятное. Об этом они доложили на секретариате Союза писателей. Желание группы литераторов освободить Маркова от должности председателя правления Союза писателей не было поддержано. Это продемонстрировало ожесточённую борьбу, которая шла внутри писательских организаций между прозападниками и советскими патриотами.

Пушкин – наше все

– Если западная трактовка тех событий вам не по душе, то какой придерживаетесь вы? В чем основа духовности нашего народа?

– Точнее – в ком? В Пушкине. Вспоминаю наставление моего научного консультанта, которая однажды сказала: «Если хотите постичь дух массового сознания русских, читайте Пушкина». Я этому совету следовал всегда. Несмотря на простодушное заявление ученого, в нем кроется понимание сути, истоков русской духовности. Вспоминаю мою маму, простую крестьянку с церковно-приходским образованием из глубинки, которая наизусть читала мне Пушкина. Отец на фронте, братья взрослые разъехались, мы с ней остались вдвоем, и вот вечерами, при свете керосиновой лампы она тихо произносит: «У лукоморья дуб зелёный…». Я слушаю с замиранием. После этого были Некрасов, Тютчев и другие. Мама всегда хотела, чтобы я стал образованным человеком, служил Родине. Чем я и занимаюсь всю жизнь, пытаясь постичь дух массового сознания через научные исследования, образование.

Увы, распад Советского Союза, стремление перейти на капиталистические рельсы привели не только к распаду экономики, превратив бывший СССР в челночное государство, убив всякую мораль, разрушив основополагающие связи устойчивого существования страны – национальные, но и сильно ударили по образованию, постепенно вымывая из него ту самую духовность. Помню, как новый руководитель «Востокгазпрома», где я работал, сказал мне: «Какая главная цель капитала? Прибыль. А вы со своими нравственными устоями…»

– Крупная газовая компания – не самое худшее место пережить смутные времена…

– Я переживал их как раз в образовательном учреждении. В 1992 году ректор ТПУ Юрий Петрович Похолков сказал мне: «Привыкли жить в условиях плана. Наступил рыночный капитализм. Как жить вузу в этих условиях?» В том же году создали «Русско-американский центр» при ТПУ, который, можно сказать, начал продвижение нашего образования за океан. Я летал в Америку трижды, меня приглашали на всеамериканские конференции в Далласе, Сент-Луисе, Коламбусе, где я рассказывал о преимуществах образования, которое было в СССР. Там, за океаном, живо интересовались нашими подходами.

И не только в Америке. Я побывал с лекциями, докладами во Вьетнаме, посещал Камбоджу, Лаос, Южную Корею, и всюду мне задавали вопрос: «В чем особенность советского образования? На чем оно строилось?». А в Китае, в главной библиотеке университета Мао Цзэдуна, в городе Чунцин, меня подвели к полке и сказали: «Она – ваша». И здесь я увидел все то, что мною было написано и издано. Китайцы внимательно изучали все труды советских ученых, касающиеся образования в СССР, использовали наш опыт. Жаль, что мы у них мало чему учились.

– Так как все-таки быть с нашей духовностью? СССР больше нет, а времена снова непростые.

– Духовность нас и спасет. «Томление духовной жажды» (это Пушкин) – может быть, единственный путь для спасения человечества от напасти тёмной власти барыша, от нацизма, фашизма – убережет от повторения прошлых непростительных ошибок, если будем эту жажду сохранять.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − один =