Стать хорошим стрелком может каждый, если хватит терпения

Любовь Кузьмина в юношестве читала романы фэнтези и мечтала также ловко и точно пускать стрелы. Так случилось, что девушка живет в доме, где находится тир. И, в очередной раз проходя мимо вывески, Люба все же записалась в секцию

Когда-то школьник Толик Сойгоров с приятелем решили смастерить лук. «Нам было интересно, сможем ли мы сделать нормальный лук из простой палки», – вспоминает Анатолий. Стали экспериментировать. Оказалось, что не всякое дерево годится для этих целей, из тех, что растут у нас, отлично подходят клены и черемуха. Методом проб и ошибок постигая непростую науку, ребята научились создавать довольно серьезные луки, потом начали покупать спортивные аппараты, которые стреляли намного лучше самоделок. Сняли школьный спортзал для тренировок, постепенно перебрались в тир…

Сегодня Анатолий Сойгоров – директор тира в подвальчике на ул. Елизаровых. По-прежнему занимается стрельбой, но скорее на любительском уровне, времени, да и здоровья, на ежедневные тренировки не хватает. Теперь для него это больше бизнес: Сойгоров содержит тир и дает уроки стрельбы из лука всем желающим.

– С одной стороны, этот вид спорта обеспечивает хорошие нагрузки, развивает мускулатуру, – рассказывает Анатолий. – С другой – это способ эмоционально разгрузиться после тяжелой рабочей недели. Многие ценят в стрельбе именно это.

Нерв

Чтобы стать стрелком, нужно быть физически крепким. Поэтому ученики Сойгорова в прямом смысле тягают железо: гантели, штангу… Впрочем, разминка у лучников вполне традиционная: приседания, отжимания, упражнения на пресс…

Но одних только железных мускулов недостаточно. Стрельба – спорт спокойных людей, дело тонкое, не терпящее спешки. Упорство и недюжинное терпение необходимы стрелку не меньше хорошей физической формы, без них высокого результата не добиться.

– Это когда после работы заглянешь пострелять – все весело и расслабляет, а когда целенаправленно тренируешься или готовишься к соревнованиям – это уже совсем другая история. Психологические нагрузки сами по себе высокие, а тут вырастают в разы. Одно не получается, другое… На шлифовку мастерства могут уйти месяцы и даже годы, – рассказывает Анатолий.

Существует и ряд заболеваний, при которых заниматься стрельбой профессионально нельзя, например некоторые травмы позвоночника, проблемы с сердечно-сосудистой системой или расстройства психики. На серьезные соревнования стрелки допускаются только после медосмотра. В качестве любителя научиться бить точно в десяточку может любой здоровый человек, в зависимости от наличия природных задатков и степени их выраженности на это потребуется от двух недель до нескольких лет.

12+

Начинать стрелять из лука никогда не поздно. Но может быть рановато: давать лук в руки ребенка лет до 10–12 не стоит: малыш не сможет сосредоточиться. Даже у семиклассника терпения на занятия хватает в среднем на месяц. Поэтому основной костяк учеников Анатолия составляют старшие школьники и студенты.

– Был у меня один очень юный подаван, тот еще непоседа, – объясняет Сойгоров. – Долго мы с ним мучались, но стрелка из ребенка так и не получилось. Поэтому я зарекся и таких маленьких больше не беру. Для детей существуют другие виды спорта, где они смогут вдоволь напрыгаться и где не потребуется точных движений.

Местных стрелков, по словам Анатолия, немного. Из примерно 200 лучников, с которыми он занимался лично, активно стреляют сегодня не больше 20.

– В последние два-три года наметилась интересная тенденция: в стрельбу активно пошли девчонки, – улыбается Анатолий, – набирается группа человек 15, из которых 2-3 парня, остальные – девушки.

У этой тенденции есть и обратная сторона. Многие девчонки научились хорошо стрелять, некоторые даже стали выбираться на соревнования, но… Выходят замуж, рожают детей и прощаются со спортом.

Лучное хозяйство

У первобытного охотника лук был максимально простым: изогнутая палка, жильная тетива и пучок стрел с наконечниками из рыбьей кости. Лук современного стрелка – сложный аппарат с большим количеством дополнительных элементов: на что хватит фантазии и финансовых возможностей.

– Сам лук может быть и не деревянным, на него можно надеть прицел с диоптром, полку для стрелы, систему балансировки, – описывает Анатолий снаряжение лучника XXI века. – Прицел у него будет оптический, да еще и виброгасителей несколько во всех местах можно понавесить.

Такой хорошо тюнингованный лук может весить около5 кг. А вот охотничьи луки совсем легкие – вытянут на 300–400 г. В среднем же на плечи стрелка ложится тяжесть в 1,5–2 кг.

В хозяйстве у Анатолия Сойгорова в основном олимпики – с такими выступают на Олимпийских играх. Они имеют удобную форму и стабильнее компаундеров (блочные луки), стрелять из них получается точнее и прицеливаться проще. Зато они требуют от стрелка наличия определенных навыков. Поэтому люди годами нарабатывают технику. Есть у Анатолия и лук ручной выделки томского мастера…

– А вот этот лук мне знакомые ролевики подарили, – Анатолий показывает грубого дерева оружие с тетивой из бечевки. – С таким хорошо ходить красоваться, но стрелять из него неудобно: он практически не гнется.

ФОТО: АНАСТАСИЯ ШВАЧКО

Трудная мишень

Стрелки бьют по мишеням, на выездах используются большие, а в помещении – маленькие. По большому счету мишенью может быть даже кусочек бумаги или спичечный коробок. Опытные стрелки вполне способны расщепить стрелу, уже торчащую из мишени, но, по словам лучников, зрелищно это получается только в кино.

Чтобы стрелять на дальность, нужно много места. Например, длина стрельбища в «Буревестнике» –72,8 м. А если стрелок работает над техникой, то ему хватит и полутора метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + пятнадцать =