Теперь его с нами нет
Егор Лигачев, почетный гражданин Томской области, скончался 7 мая в Центральной клинической больнице на 101-м году жизни. С 1965 по 1983 год он возглавлял регион на посту первого секретаря Томского обкома КПСС. В 1985–1990 годах – член Политбюро ЦК КПСС. В 1999–2003 годах – депутат Государственной думы России от Томской области.
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин выразил глубокие соболезнования родным, близким, всем томичам в связи со смертью Егора Кузьмича Лигачева.
– Один из высших руководителей СССР, Егор Кузьмич Лигачев более 17 лет возглавлял нашу Томскую область. С именем и делами Лигачева связаны огромные позитивные перемены в жизни региона, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – Мы часто встречались. Егор Кузьмич всегда держал руку на пульсе, спрашивал, какие успехи у родной Томской области. Столетие Лигачева в прошлом году стало для Томска знаковым событием. Томичи знают, помнят и ценят Лигачева и переживают его кончину.
– От себя лично и миллиона жителей Томской области выражаю глубокие соболезнования сыну Егора Кузьмича Александру, внуку Алексею, всем родным и близким Егора Кузьмича Лигачева. Память об этом ярком принципиальном политике и талантливом руководителе мы будем бережно хранить.
Церемония прощания состоялась 11 мая в ритуальном зале Центральной клинической больницы. Вместе с родными Егора Кузьмича в ней принял участие губернатор Томской области Сергей Жвачкин, члены Томского землячества в Москве во главе с академиком Геннадием Месяцем, томские и российские политики.
– Для меня образ настоящего коммуниста – это образ Лигачева. Ведь не зря говорят, что он даже ошибался честно и добропорядочно. Хотя больших ошибок у него не было, – сказал на гражданской панихиде Сергей Жвачкин. – Егор Кузьмич Лигачев внес неоценимый вклад в развитие науки, промышленности и культуры Томской области, его имя навсегда вписано в историю нашего региона.
Егора Лигачева с воинскими почестями похоронили на Троекуровском кладбище столицы.
7 мая на 101-м году ушел из жизни почетный гражданин Томской области, патриарх отечественной политики Егор Кузьмич ЛИГАЧЕВ
Егор Кузьмич родился 29 ноября 1920 года в деревне Дубинкино Каинского уезда Томской губернии в крестьянской семье. В 1943 году окончил Московский авиационный институт, в 1951-м – Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Трудовую деятельность начал в 1942 году на авиационном заводе в Новосибирске. В 1945-м выдвинут на комсомольскую работу, был секретарем райкома комсомола Дзержинского района Новосибирска, секретарем, затем первым секретарем Новосибирского обкома ВЛКСМ.
В 1949–1951 годах работал лектором, заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Новосибирского обкома ВКП(б). В 1953–1955 годах работал начальником управления культуры, в 1955–1958 годах – заместителем председателя Новосибирского облисполкома.
В 1958 году избран первым секретарем Советского райкома КПСС Новосибирска, в 1959–1961 годах был секретарем Новосибирского обкома КПСС по идеологии. С 1961 по 1965 год работал в аппарате ЦК КПСС.
В 1965 году Егора Кузьмича Лигачева направили в Томск, где 26 ноября 1965 года он был избран первым секретарем Томского обкома КПСС. На этой должности Лигачев проработал больше 17 лет. Под его руководством в Томской области были реализованы крупные проекты в нефтяной, атомной промышленности, агропромышленном комплексе, образовании и культуре, которые значительно укрепили социальный и экономический потенциал региона. Построены Стрежевой и Кедровый, Академгородок, Нефтехим, новый аэропорт, птицефабрика и свинокомплекс, тепличный комбинат, Дворец зрелищ и спорта, театр драмы и многие другие объекты.
В апреле 1983 года Е.К. Лигачев был переведен на работу в Москву, где до июля 1990 года занимал посты заведующего отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС и секретаря ЦК КПСС. С 1985 по 1990 год – член Политбюро ЦК КПСС, с 1999 по 2002 год – депутат Государственной думы РФ от Томской области.
Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В 2000 году удостоен звания почетного гражданина Томской области.
Все, кто работал с Егором Кузьмичом Лигачевым, отмечали его принципиальность, требовательность, преданность делу, личную скромность и внимание к людям. Память о талантливом руководителе и ярком человеке навсегда останется в наших сердцах и сердцах томичей, в истории Томской области.
С.А. Жвачкин, О.В. Козловская, В.Н. Сирчук, В.К. Кравченко, В.М. Кресс, Т.В. Соломатина, А.Н. Диденко, А.А. Антонов, Ю.М. Гурдин, И.А. Деев, С.Е. Ильиных, А.Ф. Кнорр, Е.В. Паршуто, Л.М. Огородова, А.М. Рожков, И.В. Толстоносов, А.М. Феденёв, И.Н. Шатурный, А.А. Иванов, А.Б. Куприянец, В.А. Уткин, Г.А. Шамин, Н.В. Кобелев, Ю.Ю. Галямов
Если бы его услышали…
Егор Лигачев, умерев в возрасте 100 лет, заставил напомнить всем, что у нас была возможность пойти по другому пути, китайскому, по пути не кризиса, а развития. Ведь именно он, Лигачев, был несостоявшейся возможностью развития СССР по китайскому пути.
Если бы Горбачева победил не Ельцин с идеей быстрых реформ в западном варианте, а Лигачев с идеей постепенных реформ и сильной роли государства и правящей партии, то СССР не развалился бы, а развивался, как Китай, с темпами роста 7% в год. За 30 лет таким образом экономика СССР выросла бы примерно в восемь раз. Сейчас СССР был бы огромной процветающей державой с суперэкономикой, огромным влиянием в мире. А у каждого из нас уровень зарплаты был бы примерно в восемь раз больше. А уровень жизни, например в Киеве, был бы примерно в 15 раз выше, чем сейчас. У каждого было бы в квартире примерно на две комнаты больше, чем сейчас.
СССР был бы мощной влиятельной державой с населением в 350 миллионов человек. Советские люди скупили бы половину недвижимости в Италии, Греции, Испании, Турции, на побережье. У большинства из вас была бы недвижимость еще и на море, например на Кипре, в Крыму, Сочи. Для богатых людей все страны открыты, поэтому для граждан СССР был бы безвизовый въезд во все европейские страны. Хотя, наверное, у нас была бы проблема сепаратистов в Латвии, Эстонии, Литве – ну как проблема сепаратизма в Каталонии у Испании.
Антиалкогольная кампания Лигачева была очень правильной и привела к резкому росту продолжительности жизни и рождаемости. Если бы победил Лигачев, мы бы жили в другой, намного более богатой и развитой стране. Но страна наша по наивности поддержала яркие лозунги Ельцина, а не реализм Лигачева и впала в катастрофу, распалась и сделала бедными десятки миллионов людей.
Альтернатива Лигачева показывает, какой огромной может быть цена политической ошибки. Именно поэтому наученный горьким опытом собственных ошибок народ России, да и народы других стран бывшего СССР буквально готовы молиться на Путина. Путин – это молодой Лигачев, который, к несчастью, пришел поздно, когда страна уже лежала в руинах. И вместо развития ему пришлось просто спасать ее от гибели. Хорошо, что спас. И спасает сейчас. А Лигачев просто дожил до 100 лет – это ему подарок от Бога, наверное, за то хорошее, что он сделал.
Сергей Марков, генеральный директор Института политических исследований
Уроки Лигачева
Я не работал непосредственно с Егором Кузьмичом, но он сыграл важную, даже решающую роль в моей жизни.
В мае 1978 года, когда я работал на кафедре и вместе с коллегой снимал комнату в доме на улице Нахимова, произошел такой случай. Сборная СССР по хоккею выиграла финал чемпионата мира и чемпионата Европы, который прошел в Праге. Победа в матче с принципиальным противником после трехлетнего перерыва – это что-то! Матч закончился поздно ночью, мы уже собрались спать, но вдруг услышали сильный шум на улице. Мы вышли во двор и увидели, что по улице Нахимова движется масса студентов по направлению от Южной к Лагерному саду. Молодежь скандировала здравицы в честь наших спортсменов, славила наш спорт и страну. К колонне присоединялись всё новые группы, прибывавшие из других студгородков: с Вершинки, Учебной и даже с Партизанской! Изрядно пошумев и утомившись, студенты разошлись по своим общежитиям.
Утром следующего дня меня срочно вызвали на заседание комитета комсомола: ректор, секретарь партбюро и секретарь комитета комсомола (наш «треугольник») вернулись с совещания в горкоме партии, где получили серьезный разнос за несанкционированную ночную акцию и задание – зачинщиков выявить и примерно наказать, провести необходимую разъяснительную работу. Мы пребывали в растерянности – за что наказывать, как выявлять организаторов?.. Наши страдания были прерваны вызовом «треугольника» на очередное совещание, теперь уже в обком партии. Секретарь комитета комсомола убежал, а мы остались гадать, кто из троих вернется уже без «портфеля».
К нашему удивлению, через пару часов в комитет влетел наш секретарь и с порога провозгласил: «Лигачев – голова!» Оказалось, что первый секретарь обкома развернул ситуацию на 180 градусов: жесткой критике подвергся теперь уже горком, но не за стихийный митинг, а за неправильную оценку случившегося. Было сказано, что руководство города проявило близорукость и, вместо того чтобы поддержать и возглавить патриотический порыв молодежи, занялось разборками и поиском виновных с целью их наказания.
Короче, мы хором кричали: «Ура Лигачеву!»
А уже в 1979 году меня направили на работу первым секретарем только что созданного горкома комсомола в Стрежевой.
Первая моя личная встреча с Е.К. Лигачевым состоялась уже в 1982 году.
Я находился на Васюгане, когда за мной прилетел вертолет, чтобы срочно доставить меня к Виктору Ильичу Зоркальцеву, работавшему тогда первым секретарем Стрежевского горкома партии. Когда я часа в два дня зашел к нему в кабинет, он сказал лишь одно: «В 17.00 тебя ждет Лигачев». Опережая мои вопросы, добавил: «Самолет на Томск мы придержали – быстро собирайся и – в аэропорт».
В 16.55 я входил в здание обкома, поднявшись на четвертый этаж, увидел в открытых дверях приемной секретаря Лигачева, которая произнесла лишь одну фразу: «Юрий Кузьмич вас ждет». Я вошел в кабинет, Юрий Кузьмич встал из-за стола, крепко пожал мне руку и поставил перед свершившимся фактом: «Секретариат принял решение рекомендовать тебя на должность второго секретаря обкома, завтра в 10.00 тебя ждут на собеседовании в ЦК КПСС…»
В этом стиль Лигачева: можно порассуждать на этапе выработки решения, но, когда оно принято, действовать решительно и напористо! До результата!
Потом мы много раз встречались с Юрием Кузьмичом, в том числе и в президиуме XX съезда комсомола в 1987 году.
Кстати, он содействовал моему зачислению в Академию общественных наук при ЦК КПСС («комсомольцы», как правило, учились очно, чего мне точно не хотелось, и Юрий Кузьмич решил эту проблему для меня). Будучи депутатом Государственной думы РФ, он обеспечил мое участие в парламентских слушаниях в Москве, регулярно встречался с представителями малого и среднего бизнеса. Его можно было в чем-то убедить, но чаще он был бескомпромиссен: например, и слышать не мог о частной собственности на землю. На эту тему было наложено табу!
Сергей Кузнецов, председатель Общественного совета при Законодательной думе Томской области
Этот лидер – не в прошлом
Символично, что Егор Кузьмич Лигачев ушел из жизни накануне важной для нашей страны даты – 76-й годовщины окончания Великой Отечественной войны. Сам он в боевых действиях не участвовал, но его становление как инженера происходило на авиазаводе в Новосибирске, который работал для фронта, для победы. Он гордился тем, что если в 1941 году на заводе выпускали всего два самолета в день, то в 1942-м – уже в общей сложности более тысячи крылатых машин.
Лигачев, несомненно, выдающийся политический и государственный деятель Советского Союза и России. Вся современная история немыслима без его созидательного руководства. Он по праву становится легендой века. А для Томской области те годы, когда он руководил ею, историки давно назвали звездными. Это была эпоха созидания, и она оставила зримые следы.
Для меня Лигачев – это идеал верности партии, идеалам справедливости, человек неуемной энергии, очень требовательный ко всем, но больше всего к самому себе. Забота о людях для него была на первом месте, и он сам говорил, что Сибирь для него – это прежде всего люди. Это был человек высочайшего интеллекта, блестящих организаторских способностей. У него было много друзей, соратников, он умел неустанно трудиться сам и своим примером воодушевлять других. Отстаивал свою точку зрения и интересы области.
Уместно напомнить, что когда он приступил к руководству Томской областью, то уже были подписаны документы о передаче Александровского района Тюменской области. Но он сказал: «Этому не бывать!» И добился своего. Он прибыл в Томск зрелым руководителем и понимал, что значат недра для развития территории. В своих воспоминаниях он писал, что это то звено, потянув за которое можно вытащить всю цепь. Он нашел это звено и поднял на новый уровень всю Томскую область. Рядом с нефтяными месторождениями развивались дороги, строились сельскохозяйственные комплексы, в оборот вовлекались новые земли, к освоению территории были привлечены тысячи людей.
Я глубоко убежден, что стиль и методы руководства Лигачева будут основательно изучаться поколениями, они пригодятся в любую эпоху. Лигачев – не в прошлом, а в настоящем, и еще больше – в грядущем.
Николай Кириллов, председатель Ассамблеи народов Томской области
Сажайте клубнику!
Мое персональное знакомство с Егором Кузьмичом состоялось в тот период, когда меня рекомендовали на должность председателя исполкома Октябрьского района. Это было в 1982 году. Он пригласил меня на беседу в обком партии и сказал: «Я доволен тем, что на руководящие посты выдвигают женщин, мне нравится с ними работать в силу того, что они очень обязательные, ответственные, исполнительные и на них всегда можно положиться».
Егор Кузьмич дал тогда мне два совета. Первый касался работы: «Когда, к примеру, обсуждаете какой-то вопрос, выслушивайте все стороны, но решение всегда принимайте самостоятельно и ответственность берите на себя».
Второй совет был личным: «Берегите свое здоровье, отдыхайте, потому что состояние здоровья влияет на отдачу в достаточно тяжелой управленческой работе. Я, например, люблю возиться с клубникой – сам сажаю ее, поливаю и получаю от этого огромное удовольствие. Кроме того что отвлекает от работы, это еще и дает повод побывать на свежем воздухе, на природе».
Пять лет я отработала в должности председателя райисполкома и всегда помнила его слова. Такая душевная поддержка от мудрого, опытного, авторитетного человека была мне очень важна. Когда он со мной разговаривал, я чувствовала его человеческую теплоту. Не секрет, бывают жесткие, каменные руководители, а он видел людей, ценил их, умел выдвигать на руководящие посты. Вообще он с кадрами работал очень бережно.
Помню и такой случай: нас, руководителей районов, собрали на какое-то мероприятие в день рождения Егора Кузьмича. По такому случаю мы решили поздравить его. Нас пригласили в небольшой кабинет, где стояли наполненные фужеры с шампанским. Мы сказали имениннику добрые слова, выпили по глоточку и опять направились на работу. Лигачев был категорически против всяких банкетов, подарков. Он был настолько чистым, светлым, правильным человеком, не допускающим подхалимства, кумовства.
Для меня и моих соратников он был символом всего созидательного, прогрессивного в нашем обществе, поэтому мы очень грустим в эти дни, но мне почему-то вспоминаются кадры из фильма к его столетию, как он катается на велосипеде, показывает свой дом, где он зарядкой занимается. Все так по-простому, искренне.
Лариса Ничипуренко, председатель исполкома Октябрьского района г. Томска 1982–1987 гг.