Общественно-экспертный семинар «Будущее России: ценностные ориентации, установки и политические предпочтения российской молодежи» состоялся в Томске. Как сказал, открывая семинар, председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований, эксперт Администрации Президента РФ, декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов, задача форума – объединить усилия «говорящих голов» из Москвы со светлыми умами из провинции. Конечная цель – появление новой молодежной политики, серьезно отличающейся от всего, что было прежде. Ибо, пока взрослые тщатся чему-то учить «поколение селфи», оно стремительно убегает вперед.
Включайтесь, регионалы!
– Очень важно изучать настроения в молодежной среде. Здесь, в студенческом городе с глубокими научными традициями, мы бы хотели выслушать разных экспертов и выработать общие направления по работе с молодежью, чтобы на основе этого сделать аналитический доклад. Его мы представим и власти, и обществу, – заявил Андрей Шутов. – Мы бы хотели, чтобы региональные эксперты комментировали федеральную повестку дня, ключевые проблемы, связанные с общественным развитием. Чтобы консолидировать экспертное сообщество, предложить на уровне федерального центра мнения региональных экспертов, мы и реализуем программу региональных семинаров. Томск стал пятым регионом, где проходит такой региональный семинар, и в День молодежи мы обсуждаем здесь молодежную политику, опираясь на традиции ТГУ, где есть мощная школа политологии. Именно таких людей мы хотели бы привлечь, влить в академическое сообщество новую кровь для обсуждения проблем на общероссийском уровне.
«Что такое молодежь?» – задал вопрос профессор и сам же дал ответ: еще 10 лет назад в МГУ молодым ученым считался человек, не достигший 35-летнего возраста. Сейчас ребенок 10–12 лет плавает в соцсетях как рыба в воде. И во владении гаджетами даст фору взрослому. Он свободно запрашивает и получает любую информацию, в том числе и ту, от которой взрослые предпочли бы его оградить. То есть момент социализации наступает гораздо раньше, чем прежде. И к этому времени никаких моральных, содержательных и даже правовых ограничений у юноши или девушки еще не сформировано. К чему это приводит?
– Яркий пример – мартовские события: молодежь, а фактически дети, вышла на улицу «просто потусоваться», – поясняет Андрей Шутов. – Без какого-либо контента, который появился позже. И это очень тревожно. У нового поколения нет инструментов самоидентификации. Его нужно учить. И если это не сделает государство, вакуум заполнит кто-то еще. Нам необходима новая молодежная политика. Если мы сможем создать условия для диалога поколений, то решим задачу отношений с теми, кто через 10–12 лет станет состоявшимся гражданином.
Диванный патриотизм
О проблемах социализации молодежи как политического поколения, то есть общности людей, связанных не столько возрастом (а это от 14 до 30), сколько событиями, едиными ценностями и представлениями, рассказала участникам семинара доцент кафедры социологии и психологии МГУ Антонина Селезнева. По ее мнению, главная ошибка старшего поколения в том, что оно продолжает молодежи чем-то грозить и чем-то ее грузить, но старые подходы уже не действуют. К тому же молодежь очень и очень разнородна. У одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий. Но при этом большинство молодых людей в принципе не оперируют таким понятием, как общество. А только «народ» и «власть». Как два полюса, и между ними нет связи…
С точки зрения проректора Государственного университета управления Сергея Чуева, молодежная политика не должна быть новой, она просто должна быть. То есть на данный момент, по мнению эксперта, ее как таковой нет:
– В нынешнем виде она напоминает аппендицит – не болит, и ладно.
Сергей Владимирович рассказал о широкомасштабном исследовании: в 76 регионах страны было опрошено 1600 молодых людей от 16 до 24 лет. Результаты оказались во многом неожиданными и где-то даже противоречивыми настолько, что между участниками семинара немедленно разгорелась дискуссия, но в целом весьма обнадеживающими. Несмотря на угрожающую статистику по разводам, большинство молодых людей на первое место из ценностей выносят любовь и брак, поддерживают традиционную семью и считают себя патриотами. Правда, патриотизм этот носит скорее диванный характер. Среди тенденций исследователи отметили высокий уровень социального пессимизма, что ненормально для молодых людей: у них просто недостаточно опыта, чтобы успеть разочароваться в своих устремлениях.
– Впору заняться национальной психотерапией, – заметил ученый, предложив при этом «радикализм конвертировать в инновационность».
Основа решений президента
Семинар в ТГУ продолжался два дня. На нем также выступали научный сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша Сергей Маненков, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов Университета дружбы народов Дмитрий Егорченков, профессор политологии Российского государственного социального университета Максим Мейер, профессор факультета политологии МГУ Игорь Кузнецов, политические консультанты Илья Щеголихин и Интигам Мамедов.
В качестве региональных экспертов на семинаре выступили заведующий кафедрой политологии философского факультета НИ ТГУ Алексей Щербинин, ректор СибГМУ Ольга Кобякова, председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности Законодательной думы Томской области, профессор НИ ТГУ Виталий Оглезнев, председатель Избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов, программный директор форума молодых ученых U-NOVUS Вениамин Кизеев, начальник Центра по противодействию экстремизму управления МВД России по Томской области Тимур Тян.
Семинар прошел при поддержке администрации Томской области. В его работе приняли участие вице-губернатор по внутренней политике Сергей Ильиных, начальник департамента информационной политики администрации Томской области Алексей Севостьянов и проректор ТГУ по социальным вопросам Сергей Кулижский.
Подготовленный по итогам семинара аналитический доклад будет направлен в Администрацию Президента, Госдуму РФ, Совет Федерации, Общественную палату РФ. Не исключено, что выработанные в Томске идеи и предложения станут основой новых решений президента в сфере молодежной политики. Такой подход к разработке стратегических документов страны на самом деле инновационный. И вполне логично, что он реализован именно в Томске.
Комментарии
Андрей Шутов, декан факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова:
– Мы бы хотели, чтобы эксперты из регионов комментировали федеральную повестку дня. В Томске мощная социально-гуманитарная школа, и ее представители могут на серьезном профессиональном уровне давать оценки того, что происходит в стране, представлять качественный анализ и прогноз развития нашего государства и общества. Чтобы консолидировать экспертное сообщество, предложить на уровне федерального центра мнения региональных экспертов, мы и затеяли эту программу экспертных семинаров.
Алексей Щербинин, заведующий кафедрой политологии НИ ТГУ, председатель Томской городской палаты общественности:
– В Томске молодежь оценивает себя сама. Когда спрашиваешь у них, на кого они рассчитывают в планировании своего будущего, и предлагаешь ответы: на государство, на самого себя, на друзей, на семью, ответ «на государство» в пределах 5%. Плохо это или хорошо? Молодежь не верит государству или она настолько современная, что может сама что-то сделать, а не сидеть и ждать пенсии или скидок по ипотеке? Надо искать новые формы, надо власти научиться учиться у молодежи. Причем начинать работать с молодежью уже в детском возрасте, то есть смотреть, в какие компьютерные игры дети играют, какие комиксы читают. Если этим не заниматься, то в 18 лет, когда государство постучится и предложит молодому человеку сходить на выборы, он может государство и не понять.