Страсть моя – библиотека…

Как нашла свой путь молодая и талантливая любительница неизведанного

С Анной Безменовой, победительницей всероссийского конкурса «Библиотекарь года – 2021», мы встретились, как только она вернулась из Санкт-Петербурга. Анна была еще полна эмоций и восторга и не скрывала этого.

– Знаете, – говорила она, – я ощущаю такую гордость, что мне доверили ответственную миссию представлять Томскую область на престижном конкурсе и я смогла это сделать достойно. Значит, и мне удалось внести свой небольшой вклад в развитие культуры нашей области. Для меня это заряд вдохновения на будущее.

Грезы и реальность

Официальная должность Анны Безменовой звучит так: заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела областного государственного автономного учреждения культуры «Томская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина». Слово «научный» в ней свидетельствует о том, что победительница всерьез и глубоко погружена в свою специальность. Хотя только исследовательской работой ее насыщенная жизнь не ограничена.

Анна Безменова, можно сказать, из глубинки. Родилась в Анжеро-Судженске Кемеровской области. Затем родители переехали в поселок Причулымский Зырянского района Томской области, где Аня начала знакомиться с миром книг. Частенько заглядывала в школьную библиотеку. А однажды Анна попала в поселковую библиотеку при Доме культуры… Ее покорило не столько обилие книг, сколько само пространство, которое как будто раздвинулось, было величественным и манящим, как в храме.

Но к чтению и разбору текстов ее приобщила Любовь Павлова Бобина – преподаватель театрального отделения детской школы искусств Зырянского района, которая не только научила ее читать книги, но и привила навыки ораторского и актерского мастерства, которые ей очень пригождаются в жизни.

– Любовь Павловна научила меня осознанному чтению, – вспоминает Анна. – Просто читать книгу – это одно, а понимать прочитанное – совсем другое. Мы разбирали содержание произведения, изучали биографию автора, читали стихи. Я даже пару раз побеждала на конкурсах чтецов. Она подсказала, как работать с текстом, привила культуру речи, научила навыкам общения с аудиторией.

Поначалу о библиотечном деле она не мечтала. С отличием окончила театральное отделение Зырянской детской школы искусств и дальше видела себя артисткой! После окончания школы решила поступать в театральный институт в Екатеринбурге, но там ее постигла неудача. Это был удар для восторженной 17-летней девушки, которая грезила будущей профессией и не помышляла, что путь к ней может быть таким тернистым. Замену нашла в Кемеровском институте культуры – поступила на заочное режиссерское отделение и устроилась на работу в родную школу искусств после возвращения в район.

Куда дорога привела

И… начались метания. Почему бы, скажем, не стать логопедом? Однако в ТГПУ, где обучают этой профессии, не оказалось очного отделения. Тогда, может, филологический в ТГУ? Тем более что и подруга собралась туда поступать. Так и отправились вместе в приемную комиссию.

– Когда я вошла в главный корпус ТГУ, увидела эти внушительные колонны, лестницу, этот архитектурный масштаб, – вспоминает Анна, – сразу поняла: это мое! Я буду здесь учиться! А когда узнала, что в ТГУ есть Институт искусств и культуры и кафедра библиотечно-информационной деятельности, убедилась, что это та дорожка, по которой я должна пойти!

Поступив, училась с удовольствием, как бы наверстывая то время, которое упустила в поисках себя. Для нее открылся новый, неизведанный мир.

– Что мы знаем о библиотеке? – рассуждает Анна с той страстью, с которой известная театральная героиня говорила: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?». – Разве только книги? Это особый внутренний мир, где каждый может найти себя, – наука, образование, увлечение!

Уже к пятому курсу Анна тесно сотрудничала с научной библиотекой ТГУ, с Пушкинской библиотекой. После получения диплома (а Институт искусств и культуры ТГУ она окончила с отличием) Анна пришла на работу в Президентскую библио­теку им Б. Н. Ельцина на базе Пушкинки… К этому времени она набралась практики, но работа на обслуживании была не тем, что она хотела. В самой же библиотеке существовал научно-методический отдел, где как раз формировалась слаженная, дружная команда и куда пригласили ее.

– Я с радостью согласилась, – вспоминает Анна. – Поняла, что меня ждет что-то новое.

Почему наука? Анна считает, что тягу к познанию ей привили в университете. Семинары, коллоквиумы, конференции – все это позволяет углублять свой интерес, который поддерживают преподаватели, наставники. К тому же она убеждена, что библиотечная деятельность такова, что, вовлекаясь в нее, нельзя уйти с работы, захлопнув дверь и обо всем забыв. Мозг продолжает осмысливать все, что накопил за день.

Она приняла решение поступить в аспирантуру, хотя сделала это, как и многое другое, спонтанно. Но кандидатские экзамены сданы, она – аспирантка Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. И теперь – только вперед.

Анна самокритично признает, что особых успехов пока не достигла, вместе с руководителем нарабатывают источниковую базу. Но то, что обучение в аспирантуре – бесценный опыт, новые знания, – это очевидно.

Нескучное занятие

Чем Анна занимается? Сейчас она возглавляет сектор научно-исследовательской работы научно-методического отдела Пушкинки, у нее всевозможных конференций и различных мероприятий хоть отбавляй. А послужной список достижений уже перевалил за десяток.

Своей миссией Анна считает помощь молодым, хотя сама еще относится к этому поколению. По ее инициативе коллективом ­научно-методического отдела и при поддержке администрации Пушкинки разработаны и внедрены ряд проектов, направленных на это. С 2018 года работает секция молодых специалистов библиотечной отрасли Томской области, цель которой – помочь молодым специалистам из библиотек области не замкнуться в своем пространстве, а приобщиться к новым современным методикам, технологиям, выйти на всероссийский уровень и просто пообщаться. Другой интересный проект – конкурс профмастерства «Лучший молодой библиотекарь Томской области». Особенность его в том, что есть основная номинация, победителя в которой выбирает жюри, и номинация «Признание коллег», когда лучшего определяет свое библиотечное сообщество. Это важно для того, чтобы все понимали свои сильные и слабые стороны. Начинания поддерживает областная власть.

Победитель основной номинации конкурса в этом году получил премию в 50 тыс. рублей, а избранный коллегами – 40 тыс. рублей. В этом году одна из победительниц из центральной библиотеки Чаинского района потратила свою премию на стажировку в Санкт-Петербурге.

Еще до пандемии, словно предчувствуя ее разрушительный характер, здесь стали проводить вебинары онлайн и организовали клуб профессионального общения #ПрофиЧат.

– Это не то, что мы собрались, здравствуйте, давайте поговорим на ту или иную тему, – уточняет Анна. – Это неформальное профессиональное общение, когда задается вектор беседы и обсуждаются важные, актуальные проблемы. Есть рубрика «На горячее», когда мы высказываемся по поводу резонансных событий. Обмен мнениями необходим для того, чтобы быть услышанным, поделиться своей позицией.

Сама Анна еще под впечатлением квиза про самих себя, который успел организовать и провести ­научно-методический отдел в очном формате до наступления массовых ограничений. Собрались 49 участников из районов, которые были разбиты на команды. Соревновались в ответах, разделенных на семь блоков. Получилось увлекательное и полезное действо.

– Важно, чтобы участники уезжали не только с новыми знаниями, – говорит Анна, – но и получили впечатления. Именно они заряжают драйвом.

Все получилось благодаря поддержке директора библиотеки Нины Барабанщиковой.

– Мы пришли к Нине Михайловне с предложением провести такое мероприятие, – рассказывает Анна, – но оно затратное, требует финансов. Нина Михайловна выслушала и сказала: «Будем делать».

Анна настаивает: все успешные проекты становятся такими, потому что выполняются сообща. В коллективе доброжелательная атмосфера, если у кого-то родилась идея, ее подхватывают другие. Сама она ощущает поддержку коллег и благодарна им за это.

С кем ей не по пути

Несмотря на определенность и конкретность достижений, Анна считает, что работа в научно-методическом отделе неосязаемая, неуловимая, намекая на ее творческий характер. Она, как фантом, требует вездесущего присутствия. Все слышать, видеть, улавливать незримым оком и третьим ухом. Короче, быть всегда в курсе нового, подхватывать его и развивать. Ее очень раздражает, когда кто-либо из коллег произносит ужасную, на ее взгляд, фразу: «Я попал в библиотеку случайно…»

– Если случайно – проходи мимо, – считает Анна.

Но как может быть в библиотеке неинтересно, если она дает тебе столько возможностей для раскрытия способностей?! Другое дело, что библиотекари – субстанция чувственно-эмоциональная, и она должна присутствовать в каждом, кто выбрал эту профессию. У нее есть мечта – создать Пушкинский профориентационный проект, к которому она давно подбирается.

Ах, театр…

А как же театр? Желание стать актрисой? Оно никуда не делось. Еще в студенческие годы Анна играла в «Театре в Университетской роще», затем, уже работая, посещала театр-студию «Ступени». Сейчас от театральной деятельности немного отошла, но все навыки, которые она получила, остались с нею.

– Они помогают мне в сценарной работе и проведении мероприятий, – говорит Анна.

Впрочем, пообщавшись с нею, нисколько не сомневаешься, что перед тобой – актриса.

– Мой муж, – улыбается Анна, – говорит, что не встречал таких удивительных, как я, до знакомства со мной. Он очень мною гордится. А нашу библиотеку теперь тоже считает своей…

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 9 =