Студенческое лето: не до отдыха

Театральная педагогика в действии

Как известно, автор «Волшебника Изумрудного города» Александр Волков учился в Томском педагогическом университете. Здесь ему посвятили студенческий спектакль «Волков», а недавно пригласили школьников на встречу с создателями спектакля. В ней приняли участие обучающиеся четырех муниципалитетов: Томска, Северска, Кожевниковского и Бакчарского районов. Студентам предложили погрузиться в жизнь и творчество писателя: читать его книги, а также воспоминания, часть страниц дневника и писем – тех, что хранятся в единственном в России музее А. М. Волкова в ТГПУ. Важным моментом в работе над спектаклем стало формирование навыка коллективного сотрудничества у будущих педагогов.

Екатерина Костина, режиссер и актриса ТЮЗа, которая одновременно является режиссером-наставником коллектива-постановщика спектакля, провела мастер-класс для обучающихся «Как режиссер работает с актерами». Цель мастер-класса – формирование у актера умения чувствовать партнера по сцене: эмоционально, в действии и даже энергетически. Развитие эмпатии важно и для будущего учителя, которому приходится работать с детьми и подростками.

Своими впечатлениями о работе в спектакле поделились студенты:

– Проект достаточно интересный. Мы проделали огромную работу с написанием сценария, с материалами, с собой, – говорит студентка ИИЯМС Арина Рыбакова. – Я поняла, что быть актером – это непросто. Также я много узнала о Волкове, например то, что он написал не только сказку «Волшебник Изумрудного города».

Свои эскизы сцены и костюмов участникам встречи показали Татьяна Попова и Милана Кицанова. Они признали, что для них обеих попробовать себя в роли художников-постановщиков стало беспрецедентным опытом, как и для всей творческой группы.

 

Наши выиграли «Битву»

Команда студентов-журналистов Томского государственного университета стала победителем международного конкурса «Битва журфаков». Она представила спецпроект «Стать сибиряком», в котором студенты, туристы и преподаватели из разных стран мира делятся своими впечатлениями и историями о жизни в Томске.

Конкурс состоял из трех этапов: портфолио, питчинг и создание мультимедийного проекта. Темой заключительного этапа этого года стало международное сотрудничество и взаимодействие, помощь иностранцам и соотечественникам за рубежом. По словам участников команды, решено было рассказать об иностранцах в Томске – студентах, туристах и тех, кто живет и работает здесь постоянно, – и показать в проекте привлекательность Томска не только для учебы, но и для работы и туризма.

– Заявку с темой, актуальностью, героями и источниками информации мы обсудили дистанционно в чате и подали на конкурс в течение суток. На создание проекта «Стать сибиряком» ушло три недели. Героев искали среди знакомых, делая ставку на разные страны и интересные истории, – рассказывают участники команды. – С контактами туристов-иностранцев помогла томский экскурсовод Элина Михальцова. Интервью у них брали на английском, а затем переводили на русский. Известный в городе преподаватель ТГУ Петр Митчелл тоже поделился своей историей, как и почему он решил стать томичом. Магистрант ТПУ Мина из Египта, студентка ФЖ ТГУ Май из Вьетнама, велосипедист-путешественник Томас из Австрии – для каждого из восьми героев проекта «Стать сибиряком» Томск стал по-своему особенным и близким, несмотря на языковые барьеры и другие трудности.

– Для меня после этого проекта наш город стал восприниматься как-то по-другому. Получилось глубоко, содержательно, интересно и гармонично, – делится впечатлениями Василиса Азарова, ассистент кафедры теории и практики журналистики ФЖ, куратор проекта. – Команда сработала как один механизм: все отвечали за разные моменты, и не было такого, что кто-то один работал, а все остальные помогали. Для меня было важным, что наш факультет может работать слаженно.

– Это победа факультета – в «Битве журфаков – 2022» участвовали студенты всех курсов и направлений ФЖ ТГУ, – говорит Василиса. – Конкурс показал, что дистанционно мы можем работать так же сплоченно и быстро – компетенция удаленной работы прокачана. Также в этом году обязательным условием участия была работа с большими данными. Дата-журналистика – новое направление, оно активно развивается на нашем факультете, и в проекте «Стать сибиряком» мы это показали.

 

А нужен ли мозгу сахарок?

Исследователи СибГМУ изучили влияние сахарного диабета на когнитивные функции мозга с помощью МРТ. По их словам, методика показала свою эффективность и уже сегодня может внедряться в клиническую практику. Результаты исследования опубликованы в авторитетном медицинском журнале.

– Нам удалось оценить фундаментальные механизмы изменения белого вещества головного мозга при сахарном диабете и их роль в формировании когнитивных нарушений. Мы установили, что изменение содержания сахара и холестерина влияет на целостность проводящих путей головного мозга, причем ухудшающим обстоятельством при сахарном диабете первого типа служит наличие осложнений, а при сахарном диабете второго типа – возраст пациента, – рассказала руководитель Центра клинических исследований СибГМУ профессор Юлия Самойлова.

Ученые отмечают, что аналогов предложенному методу в настоящее время нет: прижизненно оценить тонкую архитектуру мозга другими методами невозможно. При этом диагностика с помощью трактографии не требует больших затрат, для ее проведения требуется только аппарат МРТ.

Авторы исследования разработали нейросетевую модель прогнозирования когнитивных нарушений при сахарном диабете, которая сейчас проходит апробацию. Дальнейшее внедрение разработки в общеклиническую практику, по мнению авторов, открывает перспективы объективной диагностики когнитивных нарушений не только при сахарном диабете, но и при других метаболических заболеваниях.

 

Курс – на свои разработки

ТУСУР уверенно демонстрирует освоение современных образовательных программ и успешно совмещает образовательную деятельность с научной, а кроме того, активно занимается хоздоговорной работой.

Вуз является участником программы «Приоритет-2030». Отдельное место в программе университета уделено именно разработкам в области микроэлектроники и космического приборостроения. Для устойчивого развития в проектном направлении микроэлектроники ТУСУР в частности планирует создать научно-образовательный центр микроэлектронных систем.

– Сейчас отечественная промышленность заинтересована в суверенных технологических решениях, компонентах для электроники и, конечно же, в специалистах,  – отметил проректор вуза по научной работе и инновациям Антон Лощилов.

Так, по его словам, доля дохода от НИОКР вуза в сфере электроники, приборостроения и систем связи в совокупном доходе вуза составляет 57%. Все это благодаря сильным научным школам и хорошо развитой научно-технической базе в области микроэлектроники.

 

Стартап в придачу к диплому

Томский политехнический университет совместно с Департаментом занятости Томской области запускает программу по созданию юридических лиц для студентов, защищающих свой диплом в виде стартапа.

Подобная практика в России внедряется впервые. Защиты студенческих проектов пройдут 14 и 15 июня. По их итогам восемь студентов смогут выиграть гранты в 100 тыс. рублей на открытие юридического лица.

В 2022 году в томском политехе на защиту диплома в виде стартапа было подано 117 заявок. Эти проекты вошли в программу «Диплом в виде стартапа», их авторы прошли обучение, получили менторскую и консультационную поддержку от Школы инженерного предпринимательства ТПУ и партнеров вуза – «МТС Гараж», SberStudent, «Газпромнефть» и других. Практически каждый из них имеет работающий прототип и предварительные договоренности о продажах.

– В рамках реализации федерального проекта «Платформа студенческого технологического предпринимательства» Правительство РФ поставило вполне определенные задачи по созданию технологических стартапов. Для нас, как для образовательной организации, привычный показатель – количество дипломов. Но сегодня не каждый студент, получивший компетенции технологического предпринимателя, сразу после защиты идет заниматься предпринимательской деятельностью. Для увеличения этой конверсии мы разрабатываем меры поддержки, которые позволили бы открыть свой стартап буквально сразу после защиты, – подчеркнул директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ Александр Осадченко.

В этом году студенты ТПУ представят проекты приложения 3D-визуализации музейных экспонатов, цифровых портретов, интеллектуальной системы для проведения предварительных ремонтных работ, тест-системы содержания синтетических пищевых красителей в продуктах питания и медикаментах, а также устройства для круглосуточного мониторинга показателей жизненно важных функций человека в стационаре, корпуса медицинского лазерного оборудования и аппарата для реабилитации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.