Судьба больших заводов: подточить карандаши

руководитель томской Сибирской карандашной фабрики Анатолий Лунин

У руля Сибирской карандашной фабрики встал топ-менеджер из Москвы

Недавно назначенный руководитель томской Сибирской карандашной фабрики Анатолий Лунин так характеризует положение дел: «Пациент, конечно, болен, но имеет все шансы на выздоровление». Предприятие он называет рентабельным и поясняет: карандашная продукция приносит лишь часть доходов фабрике, более 60% поступлений дают альтернативные производства.

Старые станки производства не портят

—  Предприятие работает на оборудовании советских времен? – при виде внешне устаревших агрегатов интересуюсь у «экскурсовода» – инженера-технолога Олеси Дульбеевой. — Эти производственные линии еще нас переживут, – отшучивается Олеся. – Оборудование уникальное. В свое время его специально разрабатывали для карандашного производства, причем конкретно под сибирский кедр. Заказывать экономически нецелесообразно. Но нас и эти станки вполне устраивают. А модернизация, пусть и не заметная на первый взгляд, все же идет: чтобы оборудование оставалось высокопроизводительным, мы меняем подшипники и режущие инструменты на более современные. На фабрике есть специалист, который занимается стыковкой оборудования из прошлого с настоящим.

Поближе к сырью

В России сейчас работают всего две карандашных фабрики – московская им. Красина и наша, томская. Но Сибирская карандашная фабрика – единственный в России и странах СНГ производитель карандашей и карандашной дощечки из древесины, обладающей уникальными свойствами.

Одна из основных проблем, которую сегодня приходится решать руководству фабрики, – недостаток сырья.

— В советское время лесозаготовители региона весь лучший кедр сортировали и в обязательном порядке везли на карандашную фабрику, – рассказывает руководитель Анатолий Лунин. – Сейчас, как и другие претенденты, мы закупаем его у лесозаготовителей по рыночным ценам. Для сравнения: в 1982 году (период расцвета производства) предприятие переработало 129 тыс. кубов кедра (выпустили более 200 млн карандашей). В 2011 году – 6 тыс. кубов (60 млн карандашей), и это максимум, который на данный момент предприятие может себе позволить, учитывая прежде всего стоимость древесины. А она продолжает дорожать: во-первых, на кедр есть спрос, во-вторых, стоимость лесодобычи растет, за лесом приходится уходить вглубь (в пределах доступности его осталось мало), а это существенные затраты на транспортировку. Эти обстоятельства спровоцировали другую тенденцию: заготовители стараются организовать переработку на местах вырубки, ведь цилиндрованная древесина или пиломатериалы продаются по более высокой цене, чем кругляк. Таким образом, кедр для предприятия становится еще более недоступным.

Чтобы решить эту проблему, руководство «карандашки» рассматривает вариант участия в лесозаготовках. На взятом в аренду лесном участке заготовитель получит всю древесину, кроме кедра, последний «поедет» на фабрику.

– Еще одна задача – максимально повысить полезный выход из кедра, – продолжает Лунин. – В советское время, когда леса было вдоволь, из кругляка на карандаш уходило 18,7% древесины, остальное – на дрова. Сейчас показатели лучше – 24%. На первый взгляд, немного, но 1% дополнительной древесины – это 200 тыс. карандашей в месяц!

Рынки:

Объем российского рынка – более 800 млн карандашей. Томская фабрика выпускает до 60 млн карандашей в год. Может и больше, но для этого предстоит удешевить сырье. Основную конкуренцию составляет продукция Китая – более дешевая, но вызывающая вопросы по качеству. «Покупая коробочку с карандашами, потребитель не читает, кто производитель, и это тоже проблема, которую нам предстоит решать», – говорит Лунин.

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Партия карандашей для IKEA – одного из постоянных клиентов фабрики. Карандаши из Томска можно встретить и в гипермаркетах, например в томском «Стройпарке». IKEA заказывает по 1 млн карандашей в месяц, «Стройпарк» – до 100 тыс. в квартал.

Из чего складывается себестоимость карандаша

60% — кедр

22% – краски и лаки

12% – труд

6% – электроэнергия

 Из нашего досье

Анатолий Лунин, директор ООО «Сибирская карандашная фабрика г. Томска ». Возглавил производство два месяца назад, приехав из Москвы. У нынешнего руководителя есть и производственный, и коммерческий опыт.

— Меня не тянет в Москву. В Томске мне спокойно, я сконцентрирован на работе, которая мне интересна. Семья осталась в Москве: супруга работает, дочь тоже взрослая, а сын в 5-м классе. Пока так и живем – раз в месяц я к ним, раз в месяц они в Томск. Сейчас многие живут и работают в таком темпе, так что расстояния – не проблема.

Томск мне нравится, в нем, в отличие от Новосибирска, чувствуется история, – продолжает Анатолий Лунин. – Проспект Ленина вообще мне напоминает Милан: дома невысокой этажности. Единственное, что меня смущает, – слишком уж размеренный ритм жизни. Сейчас моя задача – синхронизироваться с коллективом: либо я буду медленнее двигаться, либо мне все же удастся свое окружение «разогнать». Нужно работать в едином темпе, пока лишь 20% сотрудников идут со мной в ногу.

Руб. Только цифры

  • ООО «Сибирская карандашная фабрика г. Томска» производит чернографитные, цветные и акварельные карандаши.
  • В 2011 году компания произвела 54 млн 648 тыс. условных карандашей.
  • Остатки кедра, не пригодного для карандашного дела, идут на выпуск шашлычной палочки. Также предприятие выпускает клинья для электромоторов, как оказалось, этот нехитрый элемент тоже деревянный.
  • Альтернативное производство – выпуск канцелярских пластиковых изделий: мультифор, папок и т.д.
  • Производственные площади – более40 000 кв. м, 10 тыс. из них сдаются в аренду.
  • Выручка компании в 2010 году составила 126,5 млн рублей, чистая прибыль – 7 млн рублей.
  • На фабрике работает 441 человек. В карандашном деле заняты 108 человек, остальные 333 – на производстве пластиковых изделий.

Хроника событий

1934 год год основания фабрики

До 1990 года фабрика была одним из крупнейших производителей карандашной продукции в стране.

1990–2001 годы: после реорганизации фабрика стала акционерным обществом, отсутствие инвестиций, активного маркетинга и неэффективный менеджмент не позволили ей сохранить лидирующие позиции.

2001 год: Благодаря новым владельцам — лидерам канцелярского рынка России – ОАО «Koh-i-Noor Hardtmuth a.s.» и ЗАО «БюроТрейдинг»), имеющим обширную сбытовую сеть, фабрика нашла свою нишу на российском рынке.
2001–2012 годы: реорганизация, оптимизация производства, выход на новые рынки (страны СНГ), поиск альтернативных источников дохода.

3 мысли о “Судьба больших заводов: подточить карандаши”

  1. Даа, а я сразу подумал что Икеевские карандаши у них делают — пахнут настоящим деревом :)

  2. Какие карандаши, 80 % продукции фабрика — кедровая дощечка , которая идет на экспорт
    По сути фабрика работает за счет того что продает наш кедр за рубеж
    почему об этом журналисты не пишут интересно???

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + семнадцать =