11 декабря в Томске состоялся запуск двух опытно-промышленных газогенераторных установок, разработанных Сибирской электротехнической компанией при помощи ученых ТГУ, ТГАСУ, ТУСУРа.
– Созданная по инициативе губернатора Сергея Жвачкина установка готова к работе, – заявил начальник областного департамента по науке и инновационной политике Андрей Макасеев. – Газогенераторная электростанция, разработанная в результате сотрудничества томских ученых и производителя электродвигателей и генераторов, позволит жителям глубинки полноценно использовать современные бытовые приборы в домах и освещать помещения там, где нет линий электропередачи, а завоз дизельного топлива сильно затруднен или вообще невозможен.
Электростанция представляет собой отопительный котел, в котором в качестве топлива используются древесный уголь, опилки, щепки, дрова и даже торф. Однако, в отличие от обычной печи, органическое топливо в ней не сгорает, а превращается в газ. Далее газ очищается, смешивается с воздухом и заставляет работать двигатель… от обыкновенного автомобиля «Волга» или «УАЗ», который крутит промышленный генератор. На выходе получается 25 кВт электроэнергии, или надежно горящие лампочки Ильича в нескольких сельских домах.
Подобные газогенераторные установки широко используются во всем мире, но все они имеют существенные недостатки – высокую стоимость и требовательность к исходному горючему. Стоимость может достигать от 12 до 20 млн рублей, а топливо нужно обязательно подготовить – из веток и щепы сделать пеллеты. Наша же установка значительно дешевле – по предварительным расчетам, 4–5 млн рублей.
Газогенераторная станция, созданная томскими учеными, работает по технологии, позволяющей получать намного более чистый газ. Кроме того, считают ученые, их электростанция экологически чистая и не нарушает естественный баланс углерода в природе, в отличие от угольных, дизельных и мазутных станций.
В чем новизна томской разработки? Как считает Сергей Галанов, один из разработчиков-проектировщиков, томичам удалось создать действующий прототип, в котором на синтетическом топливе работает современный двигатель внутреннего сгорания, причем стабильно и надежно, при этом достигнутый КПД в 17,5% можно еще повысить (КПД паровоза составляет всего 5%). Сконструированная учеными автоматика уже позволяет контролировать состав газа и выводить установку на оптимальный режим работы.
По выражению начальника отдела сбыта Сибирской электротехнической компании Алексея Куклова, у установки хорошие рыночные перспективы. Томский газогенератор позволит получать электричество почти даром. Если стоимость киловатта от генерирующей компании стоит более 100 рублей, то электричество от сжигания дров обойдется в 12 рублей. Выгодно? Выгодно. И топливо есть везде, хоть в лесу, хоть на болоте. 50 кг загрузки обеспечит работу газогенератора в течение полутора часов. Все запчасти доступны, нет ни одной импортной детали, ремонт не сложен, ведь даже котел в случае прогара легко чинить обычной газосваркой.
Газогенераторы безостановочно проработали уже по 60 часов. Забота разработчиков теперь – довести оборудование до ума: увеличить мощность до 100 Квт, продумать дизайн, эргономику, дополнить блоком автоматической загрузки дров – и установка будет готова к серии. По предварительным подсчетам, нашей области требуется пять десятков таких устройств.