Тайны гончарного круга

Андрей Салтан представил томичам свою версию «Сказки о царе Салтане»

Жители региона привыкли видеть известного художника-керамиста на ярмарках, фестивалях, выставках. Но чтобы в филармонии, да еще и с симфоническим оркестром в дуэте?! В последний день июня Андрей Салтан солировал на сцене органного зала: два его гончарных круга стали на пару часов полноправными инструментами в составе Томского академического симфонического оркестра.

Влияние Глинки на… глину

Идея столь необычного микса родилась у дирижера Владимира Дорохова. И Андрей Салтан, давно уже популяризирующий керамику как вид искусства, принял заманчивое предложение музыканта-мультиинструменталиста.

– В такой атмосфере и с таким замечательным составом за спиной мне, конечно, еще никогда не доводилось работать, но сама затея именно про творчество и про то, как, каким-то образом заново себя попробовать, самореализоваться. Ну а что из этого выйдет, посмотрим, пока запомните меня таким! – обратился к зрителям переполненного зала народный мастер.

Без дальнейших прелюдий оркестр взял невероятно скоростной темп, исполнив увертюру Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила». За пять с половиной минут из-под рук гончара вышла симпатичная крынка, самый ходовой сосуд у всех народов мира.

– Так быстро я еще не делал, – констатировал Андрей Салтан. – Ай да Глинка!

А затем звучали произведения Петра Чайковского: под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» мастер на гончарном круге взялся за ваяние новых форм глиняной посуды. Знакомая с детства классика задавала не только ритм, но и образы для гончара. Зрителям оставалось только пристально наблюдать за преобразованиями пластичной глины и наслаждаться чудесной музыкой.

Так рождается чудо

Гончарное дело, не раз говорил керамист, это всегда таинство. Можно задумать основу, а что в конечном итоге выйдет из бесформенного куска глины, неизвестно. Ощущения при работе с этим материалом всегда разные. Иногда глина напоминает масло или мыло, и тогда приходят мысли о детстве, песочнице, а порой приводит к настоящей борьбе. Но всегда есть ощущение какого-то рождения: ничего не было, был всего лишь кусок глины, а получилась такая красота, в которую не только мастерство вложено, но и душа.

Подобная красота родилась и во время концерта. Вроде бы зрители настроились на новую форму кувшина, но первоначальная задумка мастера оказалась ложной. Как позже он сам заметил, что же еще можно было произвести под волшебный «Вальс цветов», как не удивительную вазу с замысловатыми этажами-оборками. Она, бесспорно, предназначена лишь для единственной недотроги с шипами.

Пока этот сосуд выстаивался, Андрей Салтан пересел за второй круг, успев за четыре с половиной минуты, пока играл оркестр и солировал скрипач Семен Промое, создать новую форму. Вышел довольно симпатичный салатник для большой компании, например для коллектива музыкантов. Но эта версия зала оказалась неверной.

– На самом деле подобные блюда раньше назывались пирожковницами, – поправляет зрителей гончар.

Андрей Салтан работает с керамикой уже 24 года, 13 из которых посвятил гончарной технике. Он не только изготавливает на заказ эксклюзивные изделия, но и обучает гончарному ремеслу на авторских мастер-классах и курсах всех желающих. Занятия проводит в семейной мастерской. К старинному ремеслу прикипели его супруга Елена и сын Тимофей.

Художник признается, что во время работы у него в мастерской всегда звучит музыка:

– Есть множество композиторов, чьи произведения мне нравятся, главное, чтобы они были мелодичными, но никак не современные ритмы – тумс-бац. Я очень люблю Алексея Архиповского и могу под звуки его балалайки играть, баловаться с глиной, почудить. Возможно, это будет не что-то конкретное, функциональное, а небольшое отдохновение.

Концерт постепенно приближался к своему экватору. Жизнерадостную оперу «Сорочинская ярмарка» Модест Мусоргский писал около пяти лет. Зрителям предстояло услышать его «Гопака», который длится около двух минут. За это время ведущий действа на сцене предложил солисту сделать на скорость кружку, продемонстрировав публике таким образом весь свой потенциал. И понеслось!

Правда, с финальными аккордами из-под гончарного круга вышла не кружка, а чугунок. Но какой! Такую самобытную вещь многие томичи хотели бы видеть сегодня у себя на кухне.

Проделки Бабы-яги

Кроме русской классики автор проекта «Симфогончар» Владимир Дорохов включил в стартовый концерт симфоническую сюиту «Кощеево царство» современного композитора из Барнаула Ольги Дюжиной. Для исполнения этого произведения маэстро задействовал большой состав оркестра, усилив группу ударных инструментов, включая флексатон, имитирующий полет Бабы-яги. В сюите также четко прописаны партии на челесте, арфе, рояле, бас-кларнете.

Премьера в Томске не могла обойтись без присутствия ее автора. Ольга Дюжина рассказала, что написала эту сюиту три года назад, когда пересматривала в новогодние дни киносказку «Морозко». Очарованная образом Георгия Милляра, композитор в красках представила себе музыкальный портрет Бабы-яги. А потом его попытались донести до томского зрителя и музыканты. Гончар в это время творил, переходя от одного круга к другому. Впервые публика увидела живой огонь, когда Андрей Салтан для укрепления стенок ­сосудов ­обжигал их с помощью газовых горелок. Все вроде бы шло по плану, и драматизм музыкального произведения набирал свою мощь, но в самый кульминационный момент, хотите – верьте, хотите – нет, проделки обитателей Кощеева царства сделали свое дело и сложенные друг на друга глиняные части попросту обвалились. По залу пролетел стон.

– Когда что-то не получается, это нормальная, рабочая ситуация, – мастер был невозмутим.

– Работа с глиной – это всегда борьба, где добро побеждает зло, – нашелся ведущий концерта Евгений Шевелев, обращаясь к зрителям. – Наверное, теперь вы другими глазами будете смотреть на изделия Андрея Салтана, зная, что их на самом деле наполняет.

А реверансом известному художнику-керамисту от коллектива томских музыкантов стало исполнение симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» композитора Николая Римского-Корсакова.

Под финальные аплодисменты мастер-керамист поблагодарил музыкантов Томского академического симфонического оркестра за незабываемый концерт. Особые слова признательности он выразил в адрес публики и пригласил ее на выставки в местные музеи, где посетители всегда могут увидеть уникальные вещи, в том числе и гончарные изделия, своими корнями уходящие в далекое прошлое наших предков.

– Как ремесло, которое раньше было массовым, гончарное дело вымерло очень давно. В настоящее время идет его второе рождение: у людей появляется интерес к истории, к традициям, к работе руками, поэтому мастер-классы разных направлений сегодня популярны как никогда. У людей рождается потребность в чем-то более одухотворенном, не тиражном. Сам себе носочки связал или шарфик, платье сшил – самодельные вещи всегда же интересней и дороже, – убежден Андрей Салтан, активно возрождающий традиционную русскую гончарную керамику, когда-то бытовавшую на Руси.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.