На органы юстиции во все времена возлагались важнейшие задачи, связанные с соблюдением законных прав личности. Доказательство тому – воспоминания людей, стоявших у истоков современного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области.
Страницы истории
История территориального органа юстиции в Томской области ведет свое начало с августа 1944 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Томская область. Одновременно в системе правоохранительных органов появилось Управление Народного Комиссариата юстиции РСФСР при Томском областном Совете депутатов трудящихся.
Первоначально круг полномочий был ограничен организацией и контролем деятельности судов. Управление проводило ревизии; решало вопросы, связанные с избранием судей, занималось учебой народных заседателей, проверяло жалобы граждан на деятельность судей и судебных исполнителей. В сентябре 1944 года начальником управления был назначен Н.А. Лебедев, имевший к тому времени большой опыт руководящей работы в системе юстиции.
Воссоздать картину жизни и деятельности управления в те годы трудно. Сухие строки сохранившихся официальных документов дают только общую хронологическую канву, поэтому воспоминания бывших сотрудников управления представляют большую ценность. Шел к концу четвертый год войны, руководство страны ориентировало народ на восстановление разрушенного хозяйства, обещая близкую победу над фашистской Германией.
В.И. Симоненко, ревизор по нотариату, а затем заместитель начальника управления, в 2002 году вспоминала:
– В сентябре 1944 года мне не было и двадцати лет. Я работала ревизором в Управлении НКЮ по Новосибирской области. Работа мне нравилась, параллельно я обучалась в юридической школе г. Новосибирска. Однако когда Н.А. Лебедев пригласил меня поехать в Томск для работы в недавно созданном управлении юстиции, я согласилась. Смена места жительства меня не пугала, практически всех судей Томска и области я знала, так как по роду деятельности постоянно выезжала для проведения ревизий их деятельности. Так и получилось, что я связала свою судьбу с Томском на всю жизнь.
Первоначально управление НКЮ располагалось в здании по ул. Р. Люксембург, 38, где мы соседствовали с областным судом. Только во второй половине 1945 года нам было предоставлено несколько комнат в полуразрушенном здании на Набережной р. Ушайки, 14.
На первых порах штатная численность управления выражалась в скромной цифре – 6 единиц, а именно: начальник управления – Н.А. Лебедев, заместитель начальника – К.В. Белобородов (в 1945 году его сменил Б.А. Ярышкин), заместитель начальника Г.С. Гончаров, ревизоры – В.И. Симоненко, И.В. Федоров, М.А. Иванова. В таком составе коллектив работал до 1948 года.
Вопрос комплектования кадрами был очень сложным, поскольку юристы находились на фронтах либо работали в трибуналах. Поэтому приходилось привлекать к работе в системе юстиции лиц со средним юридическим образованием. В 1948 году по направлению Саратовского юридического института для работы в управлении приехали Л.И. Погудина, С.А. Емлевская, И.А. Мелехина.
В.И. Симоненко вспоминала: «Томск в первые годы после войны был очень бедным. Все передвижения по городу – пешком либо на лошадях. Телефонная связь с перебоями. Управление вело свое хозяйство, содержало нескольких лошадей. Мы сами строили хозяйственные пристройки, сараи, в которых размещали наших лошадей и корм для них.
Особого внимания заслуживает делопроизводство того времени. В условиях разрухи мы писали на том, что было под рукой: на газетной бумаге, на страницах старых книг и т.п. Помню, я получила от руководства задание подготовить доклад. Как всегда, открыла книгу, приготовилась к работе и – зачиталась! Книга оказалась каким-то увлекательным романом. За этим занятием и застал меня начальник…»
В ноябре 1948 года Н. А. Лебедева на должности начальника управления сменил В.Ф. Скрябин.
В.И. Симоненко вспоминала: «Владимир Федорович обладал талантом руководителя, врожденным чутьем и высоким уровнем грамотности, что в сочетании с большим опытом работы, ответственным отношением к порученному делу, огромной работоспособностью делало его настоящим образцом советского гражданина и патриота.
Яркой чертой личности Скрябина была дипломатичность. В условиях двойного подчинения (по организационным вопросам управление подчинялось областному совету депутатов трудящихся, а содержание деятельности определялось Министерством юстиции РСФСР) он умел так гибко и мудро решать вопросы, что престиж управления всегда оставался высоким».
Календарь:
3 декабря
День юриста
С 1 ноября 1956 года территориальный орган Министерства юстиции в Томской области был упразднен и воссоздан только в феврале 1971-го.
В ногу со временем
Сегодня в числе приоритетных задач, стоящих перед Управлением Минюста России по Томской области, – обеспечение единства правового пространства. В эту деятельность входит проведение правовой экспертизы законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Томской области, в том числе на предмет выявления в них коррупциогенных факторов. Ежегодно сотрудники управления проводят экспертизу почти 2 тыс. региональных нормативных правовых актов, в акты, имеющие юридические дефекты, вносятся необходимые изменения.
Большое внимание уделяется соблюдению на территории области федерального законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, о нотариате, о некоммерческих организациях, что во многом способствует развитию гражданского общества в Томской области.
Кроме того, управление оказывает ряд государственных услуг, в том числе проставляет апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу. Заявители никогда не стоят в очереди, а средний срок предоставления этой услуги три дня.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Управление Минюста России занимает значимое место среди территориальных структур федеральных органов исполнительной власти в Томской области и вносит свой весомый вклад в реализацию курса Президента и Правительства РФ на развитие правового государства.
Деятельность управления ориентирована на человека, его права и свободы, нередко именно благодаря вмешательству органа юстиции восстанавливается разумный баланс интересов конкретной личности и государства.