Как не попасть на удочку ловкачей при установке водосчетчиков
Прямо перед Новым годом звонок из правления ТСЖ выбил из привычной колеи: оказались просроченными индивидуальные приборы учета воды. На поверку мне давалось всего пять рабочих дней – именно столько оставалось до следующего месяца, когда размер платы за водоснабжение рассчитывался бы по повышенному коэффициенту. Срочно требовалось решить упавшую как снег на голову бытовую проблему.
Поставить и забыть
Сначала вспомнила про рекламную листовку, которую ежемесячно нахожу в почтовом ящике. С синей печатью от Центра метрологии ЖКХ. Позвонила по указанному телефону – 30-24-88, чтобы узнать о стоимости поверки: в 2014-м установила дорогие немецкие водосчетчики для пущей надежности и долговечности. Диспетчер Елизавета любезно сообщила, что за четыре поверенных прибора мне придется заплатить 4 600 рублей, для пенсионеров выйдет вдвое дешевле. Мастер может прийти не раньше чем через три дня.
Помня, что не нужно вестись на первый попавшийся вариант, обратилась за помощью в правление. Председатель ТСЖ Татьяна Родина дала контакты фирмы, с которой правление активно сотрудничает последние годы. Утром диспетчер приняла заказ, а через три часа представитель рекомендованной компании уже звонил в мою дверь.
ЦИФРА
2 500 рублей составляет средняя цена прибора со всем пакетом документов и опломбировкой в Томске.
В чемоданчике мастера уместилось переносное измерительное оборудование. Он по очереди осмотрел приборы на кухне и в туалете, а после выдал положительное заключение и акт выполнения метрологической поверки. За работу я отдала 1 400 рублей, расплатившись картой. Какое же это счастье: счетчики осмотрены на месте, нет нужды снимать их, везти в профильное ведомство, а потом ставить заново.
– В силу изменяющегося законодательства и экономии бюджета поверка водосчетчиков сегодня как услуга очень востребована у населения: поверить прибор выгоднее, чем его поменять, – утверждает директор компании МС «Энтузиаст» Юрий Купреев. Именно он производил поверку моих приборов.
По словам специалиста, стоимость счетчиков каждые полгода растет рублей на 200. Средняя цена одного прибора приблизилась к 700 рублям, и это без сантехнических работ и опломбировки. Если же люди своими силами меняют приборы, то у них еще уходит время на регистрацию.
Опыт работы на рынке позволяет аккредитованным метрологам рекомендовать потенциальным потребителям приборы от немецких или итальянских производителей. Пусть такие счетчики и стоят дороже, но со временем обязательно окупятся, ведь, по словам эксперта, они способны выдержать три-четыре поверки. Но потребители ставят в основном недорогие.
Срок действия периодической поверки для приборов учета горячей воды составляет 4 года, а для холодной – 6 лет. Иногда этот период может отличаться в зависимости от модели устройства, о чем свидетельствует соответствующая запись в техническом паспорте оборудования.
ЦИФРА
450 рублей стоит поверка одного прибора учета.
«Аршином» общим будем мерить
Сегодня на томском рынке наберется с десяток компаний и фирм, занимающихся поверкой и заменой приборов учета. Они обслуживают не только Томск, но и близлежащие окрестности. У этой услуги нет каких-то сезонных всплесков – поверка водосчетчиков осуществляется круглогодично. А вот их эксплуатация снижается в летний период, когда часть горожан переезжает на дачные участки.
В работе метрологов-поверителей имеется немало тонкостей и нюансов. Не все приглашенные специалисты смогут ответить на вопросы дотошных потребителей, касающиеся, например, сроков эксплуатации приборов или изменений в законодательстве.
– С 1 января 2021 года в стране запущена цифровая система «Аршин», суть которой заключается в том, что только на основании записи в ней поверка считается действительной, – поясняет Юрий Купреев. – Как и предполагали разработчики, внедряемая система позволит не только исключить мошеннические схемы, но и освободить потребителей от посещения ресурсоснабжающей организации (РСО). В Москве и Подмосковье, а также за Уралом подобная практика хорошо приживается.
Томск пока не участвует в этом эксперименте. Наши ресурсники ссылаются на постановление № 354, которое гласит, что при поверке водосчетчиков требуется акт ввода их в эксплуатацию. Но, говорит эксперт, по факту он не нужен, ведь компания выписывает акт метрологической поверки и заносит данные в ФГИС «Аршин», причем не в течение 40 дней, как предусматривает регламент, а практически день в день. Счетчики ведь не заново ставятся и даже не снимаются. Выходит, что хорошо и удобно потребителям, которые могут через приложение в смартфоне или на сайте фонда увидеть данные своих приборов и исполнителей поверки, не устраивает только РСО.
Хитрые схемы
За время своей работы Юрию Купрееву приходилось выслушивать немало печальных историй об обмане потребителей мошенниками или представителями фирм-однодневок. Он рассказал о вопиющем случае, который произошел с томичкой-пенсионеркой. Ей пришло извещение о срочной поверке водосчетчиков. Оно выглядело очень правдоподобно.
– У бабушки стояли хорошие немецкие счетчики, срок которых еще не думал истекать, – рассказывает Юрий Владимирович. – За услугу с нее взяли шесть тысяч рублей. Причем ей поставили обычные китайские счетчики, а дорогие забрали с собой, хотя по законодательству и правилам УК при установке новых счетчиков исполнитель не имеет права забирать бывшие в эксплуатации приборы.
Какие еще схемы применяют мошенники? Сейчас в городе, продолжает эксперт, есть компания, которая раз в квартал под разными названиями раскладывает по почтовым ящикам рекламные извещения о срочной смене ваших приборов учета. Но официальные органы – РСО и УК – этим сами не занимаются, как и предприятия, связанные с метрологией.
– По большому счету идет нарушение законодательства о рекламе: официальные извещения имеют право высылать судебные или правоохранительные органы. Но даже если идет реклама, обязательно должен прописываться аттестат аккредитации и номер лицензии. Это раз, – поясняет Юрий Купреев. – Во-вторых, при работе на дому поверители обязательно должны предъявлять документы, удостоверяющие личность. С голограммой. Мошенники же сразу направляются к приборам и говорят: «Надо поверять, а лучше заменять». И убалтывают доверчивых потребителей. В-третьих, официальный поверитель не будет делать большую наценку и сразу же скидывать стоимость прибора вполовину. Такого просто быть не может. И это должно насторожить человека.
И четвертый момент. В ежемесячной квитанции об оплате от Томского расчетного центра нужно всегда внимательно смотреть в третий столбец, где указана дата следующей поверки. Если же все-таки вы получили извещение-напоминание, сразу же звоните в свою УК или «Водоканал», но никак не в контору, которая предлагает аналогичные услуги. За спрос деньги не берут, а остаться без своих кровных можно запросто.
Есть еще она мошенническая уловка: некоторые компании уговаривают жильцов сразу поменять счетчики, а не поверять их. Якобы приборы больше не могут эксплуатироваться, они уже выработали свой ресурс и тому подобные сказки. Понятно, говорит эксперт, что со счетчиков маржа больше, поэтому раскручивают опешивших людей на полную катушку.
– На сегодняшний день межповерочный интервал у среднестатистического счетчика составляет шесть лет, – продолжает Купреев. – А в паспорте прибора говорится, что средний срок службы – 12 лет. Но нигде законодательно не прописано, что по прошествии этих 12 лет счетчик нужно менять. И если поверка показывает, что прибор находится в нормальном состоянии, срок его эксплуатации мы продлеваем.
Иногда люди просят метрологов поделиться с ними хитростями, например, как пользоваться магнитами, которые стопорят работу приборов. К слову, опытный специалист сразу же увидит, проводились ли какие-то незаконные манипуляции со счетчиками или нет.
Но, заверяет специалист, с введением ОДН хитрость с магнитами перестала быть выгодной. Тот, кто живет по мошенническим схемам, у себя-то, может, и сэкономит, а по всему дому придут такие большие суммы, что платить придется всем, и тому хитровану тоже. А кто вовремя сдает показания, видит, что плата за ОДН заметно сокращается.
По рекомендации сарафанного радио
Сейчас, говорит Юрий Купреев, он все больше и больше стал работать с УК и ТСЖ.
– Обычно происходит это после того, как довольный потребитель в чувствах делится своим опытом с кем-то из правления. Если председатель адекватный, то берет наши контакты на заметку. Но в большинстве своем нас находят по сарафанному радио, – подчеркивает руководитель компании.
И еще один важный нюанс: бывает, что нарушается сохранность пломб (отгнивает проволока, отгрызают животные и т.п.).
– Тогда согласно постановлению № 354 с 2019 года оказывается услуга по замене пломбы. В этом случае пишется заявление-объяснительная, приходит сантехник из УК и меняет ее. Бесплатно! О такой мелочи мало кто знает, но по факту это так, – подчеркивает Юрий Купреев.
Добросовестным компаниям важно, чтобы расширялся их рынок и нарабатывалась клиентская база. А система «Аршин» должна помочь потребителям в их праве получать качественную и адекватную по цене услугу без всяких нервотрепок.