Томск + 250 миллиардов

Томск2Согласно документу, подписанному Дмитрием Медведевым и опубликованному на сайте правительства 20 января, к 2020 году Томская область должна превратиться в образцово-показательный регион, где ученые будут придумывать передовые технологии, промышленные компании – массово их внедрять, а горожане, трудящиеся на высокопроизводительных рабочих местах, – жить в комфортной среде. Честно говоря, при нынешней экономической ситуации в это трудно поверить (тем более что большинство объектов получат финансирование лишь в 2017 году, а к тому времени, как говорится, либо ишак может сдохнуть, либо падишах умереть). Но бесспорно одно: в рамках реализации концепции будет гораздо проще получить финансирование точечных инфраструктурных проектов из федерального бюджета, который в последнее время не очень-то щедр к регионам.

Министерское лобби

…Представим, что концепции «ИНО Томск» не существует. В Минтранс приезжают представители Томской области и говорят: «Нам нужна дорога Томск – Асино». Федеральные чиновники (а скорее, их секретари) лениво чешут затылок и думают: «Где Москва, а где Асино». В итоге документы пылятся в столе, деньги не выделяются, процесс стоит…
– С точки зрения Минтранса, возможно, эта дорога не очень нужна. Но с точки зрения государства можно построить не очень затратную дорогу, которая поможет региону выйти на увеличение до шести миллионов кубометров в год поставок леса по стране, – приводит аргументы заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов.
С наличием «ИНО Томска» эти аргументы стало гораздо проще довести до правительства: одно дело, когда регион стоит в очереди в то или иное министерство на общих основаниях, другое – когда первые лица этих министерств периодически обсуждают проекты развития в рамках одной рабочей группы.
– Весь прошлый год работала правительственная группа по актуализации концепции (все-таки она до сих пор остается единственным в России комплексным взглядом на развитие региона, поэтому ей такое внимание). В эту группу входили представители 12 министерств – транспорта, экономического развития, сельского хозяйства, природных ресурсов и других, – рассказывает Антонов. – Возглавлял ее вице-премьер Аркадий Дворкович, который очень хорошо отзывается о нашей работе. И был случай с той же самой асиновской дорогой: Минтранс сомневался в необходимости строительства, а Дворкович ее отстаивал. Потому что мы смогли показать, как те или иные инфраструктурные объекты «потянут» за собой развитие разных отраслей промышленности, от ядерного сектора до сельского хозяйства. Большая победа, что в 2015 году рабочая группа сохранится – она будет контролировать уже реализацию «ИНО Томска».

Дорога жизни

После утверждения концепции наконец-то озвучена общая стоимость ее реализации – приблизительно 250 млрд рублей. Из них 65% – средства госкомпаний (Газпром, «Роснефть», Росатом и т.д.), 35% – бюджетные.
– Надо понимать, что в федеральном бюджете нет такой строчки – «финансирование «ИНО Томска», – поясняет Андрей Антонов. – Объекты, которые нам нужно построить, включают в свои целевые программы отраслевые министерства (а в рамках распоряжения премьера по «ИНО Томску» они будут обязаны это делать), и бюджетная комиссия правительства рассматривает эти заявки. Кстати, в состав бюджетной комиссии входит Аркадий Владимирович, что повышает шансы получить требуемые средства.
В доле бюджетных средств, которые предполагается вложить в «ИНО Томск» до 2020 года, больше половины – федеральные. Но на регион тоже ляжет серьезная финансовая нагрузка – каждая ФЦП реализуется только на условиях софинансирования.
– Поэтому в 2015–2017 годах мы сосредоточимся на инфраструктуре, прежде всего – на дорогах, – говорит Антонов. – Идеология такая – сейчас нужно вложиться в инфраструктуру для того, чтобы развить производство. За счет развития производства пополнить налогооблагаемую базу и с этой налогооблагаемой базы участвовать в софинансировании с федеральным бюджетом.
На 2016 год запланировано строительство двух важных для реального сектора экономики дорог – Томск – Асино и Томск – Тайга, которые должны «развязать» логистические трудности для лесопромышленного комплекса и открыть путь к Транссибу. Кое-какие работы начнутся уже в ближайшем будущем: на текущий год правительство добавило областному Дорожному фонду целевые 355 млн руб-лей. На 2017-й заложена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Томск.
Конечно, рождается вопрос: почему придется ждать так долго? Не сознательно ли оттягивается выделение денег – в ожидании «смерти ишака»? Андрей Антонов успокаивает, объясняя причины:
– Заявку на финансирование в текущем году надо было подавать в феврале-марте 2014-го, а тогда о проектно-сметной документации отдельных проектов никто не думал – кипела работа над актуализацией концепции, плюс мы добирали остатки по реализации предыдущей версии «ИНО Томска» (в частности, по объектам ОЭЗ). Бесспорно, сейчас трудное время, правительство уже объявило о сокращении всех госпрограмм на 10%. Минфин не дает деньги просто так, в первую очередь он смотрит на экономический эффект от реализации того или иного проекта. А здесь нам уже есть чем похвалиться. Так, на днях мы подвели итоги индекса промышленного производства за 2014 год, в Томской области он составил 100,1%. То есть не упал, хотя, например, показатель нефтяной отрасли по отношению к прошлому году – 95%.
Провал в «нефтянке» помогли компенсировать новые проекты в нефтехимии и пищевой промышленности, которые реализовывались как составная часть «ИНО Томска». А в прогнозе на этот год мы наметили даже рост индекса – за счет той базы, которую мы сумели создать в обрабатывающей промышленности.
В новой концепции областная власть переориентировала инновационную политику региона с предложения на спрос. Предусмотрено повышение конкурентоспособности не только научно-образовательного комплекса, но и промышленности. Важная роль в проекте отведена малому и среднему бизнесу, госкорпорациям и вертикально интегрированным холдингам, работающим в Томской области: Газпрому, Росатому,
«СИБУРу», «Газпром нефти», «Микрогену» и другим. «ИНО Томск» включает пять направлений кластерного развития: «Передовое производство»,
«Наука и образование», «Технологические инновации, новый бизнес», «Удобный и умный город» и «Деловая среда». «Этот проект не создает новой программы, он объединяет разные направления существующих госпрограмм, увязывает мероприятия», – подчеркивал вице-премьер Аркадий Дворкович.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 3 =