«Томск Авиа» как центр проблем региональной авиации

Фото: Алексей Литвинов
Фото: Алексей Литвинов

Переносы и отмены рейсов для компании «Томск Авиа», единственного регионального перевозчика Томской области, давно в порядке вещей. В последние полгода происходит это крайне часто. Достаточно вспомнить осень, когда за один сентябрь у перевозчика сорвалось около 20 рейсов. Весной ситуация вновь повторилась: только с 1 марта отменено уже около десятка полетов. В числе отрезанных от мира населенных пунктов необитаемые острова региона – Стрежевой и Пионерный.

Шиш в кармане

«Сегодня несколько авиатехников отказались выходить на работу, они два месяца не видели зарплаты» – такое тревожное сообщение получил корреспондент «ТН» вечером 7 марта от одного из работников «Томск Авиа». Это и стало причиной отмены вечернего рейса Пионерный – Томск. Техники не приступили к своим обязанностям, пока долги перед ними по заработной плате не были полностью погашены.

Томский транспортный прокурор Виктор Детков факт наличия большой задолженности по выплате заработной платы перед работниками подтвердил. Выяснилось, что по состоянию на 01.03.2014 сумма долга перед сотрудниками составила 4 264 074,41 рубля.

– По фактам задержек и отмен авиарейсов, произошедших в марте, от авиакомпании получен официальный ответ, – рассказал Детков. – Руководство объяснило сбои в расписании проблемами с подготовкой воздушных судов из-за того, что часть служащих находится в отпуске, авиационного персонала не хватает. Так пояснил директор компании в официальном ответе.

Виктор Павлович также добавил, что из-за довольно серьезной задержки зарплаты работникам в отношении директора авиакомпании Виктора Марьенкина возбуждено дело об административном правонарушении по статье за нарушение законодательства о труде ( ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

– По состоянию на 15 марта в мировой суд было направлено 19 заявлений о выдаче судебных приказов на взыскание зарплаты в интересах работников предприятия, сейчас готовится еще 82 аналогичных заявления, – пояснил Детков. – В случае если предприятие не примет мер по погашению задолженности, прокуратурой будет решаться вопрос о дисквалификации руководителя авиакомпании.

Как в шелках…

Задолженности по зарплате – далеко не единственные невыполненные обязательства «Томск Авиа». Финансовое положение компании сегодня на грани. Сумма ее долга перед казной региона и сторонними организациями составляет несколько сотен миллионов рублей. Это и стало одной из причин решения администрации области в оказании авиаперевозчику финансовой поддержки.

Заместитель губернатора Томской области Леонид Резников и представители собственников «Томск Авиа» несколько месяцев вели переговоры о вхождении администрации в уставной капитал авиакомпании. Итоги длительных переговоров стали известны на прошлой неделе. Губернатор принял решение отказаться от идеи вхождения в состав собственников в летной части.

– Более того, мы не готовы принять такую ношу во владение даже бесплатно, – пояснил заместитель губернатора Томской области по промышленности и ТЭК Леонид Резников на брифинге с журналистами на прошлой неделе. – По закону мы не имеем права предоставлять налоговые льготы компании, у которой есть фискальная задолженность. А у «Томск Авиа» она очень большая. Единственное, что мы можем предложить собственникам, – вступить в партнерские отношения с любой другой авиакомпаний. Если мы увидим, что у нее появился партнер, который готов войти в управление и предоставить средства для возрождения бизнеса, будем готовы снова вернуться к вопросу о нашем участии в судьбе «Томск Авиа».

Чтобы поддержать финансовое положение компании, региональные власти провели переговоры с ООО «Аэропорт Томск» о предоставлении скидок на услуги томского аэровокзала для «Томск Авиа». Буквально на прошлой неделе представители администрации Томской области говорили об этом с руководством холдинга «Новапорт» (основной собственник томского аэропорта, ему принадлежит 75% доли общества, 25% находятся в собственности областной администрации.).

Диктатура монополиста

Сегодня «Томск Авиа» монополист. Несмотря на очень высокий уровень цен на билеты, не самое лучшее качество обслуживания и постоянные задержки и переносы рейсов, конкурентов у этой компании в Томской области нет. А все почему? Во владении «Томск Авиа» сегодня находятся практически все аэропорты региона (за исключением

аэропорта Томск). Это уникальный случай по сравнению с другими регионами России. В том числе и стратегические площадки – Стрежевой и Пионерный – принадлежат компании. Естественно, компания сама устанавливает уровень цен на услуги своих аэропортов для конкурентов. Как пояснили «ТН» в администрации области, даже для крупных авиаперевозчиков они довольно высоки. Летать в Стрежевой им попросту невыгодно: себестоимость рейсов получается огромной. Вот и приходится стрежевчанам терпеть регулярные отмены и задержки рейсов или рисковать жизнями, летая на старых самолетах «Томск Авиа» и за огромные деньги. Или вообще делать огромный крюк, добираясь в Томск через Нижневартовск или даже Новосибирск. Выбирать не приходится.

– Авиакомпании, желающие зай-

ти в наш регион, есть. Только вот общение с ними заканчивается на уровне подсчета себестоимости рейсов, – пояснил Резников. – Сейчас мы активно занимаемся поиском решения этого вопроса. Думаю, ситуацию удастся исправить уже довольно скоро.

P.S. Наша газета обратилась за официальным комментарием в пресс-службу авиакомпании «Томск Авиа», однако к моменту сдачи номера представители перевозчика на наш запрос так и не ответили.

 В феврале текущего года по инициативе томского транспортного прокурора, обратившегося с соответствующим иском в суд, в адрес «Томск Авиа» было вынесено судебное решение об обязанности компании иметь необходимое количество резервных бортов для возможности обеспечения регулярных пассажирских перевозок. Именно это было причиной отмены рейсов в сентябре – октябре прошлого года.

«Томск Авиа» когда-то образовалась на базе государственной авиакомпании. Практически все ее суда – наследство с тех времен. Соответственно этому и возраст судов – больше 20 лет. Сегодня в компании работают около 300 человек.

Сегодня ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» занимается грузовыми и пассажирскими перевозками на вертолетах Ми-8 и самолетах Ан-24 и Ан-26. География регулярных полетов авиакомпании включает рейсы из Томска в города Стрежевой, Нижневартовск, Сургут.

Цифра

6-8 тыс. руб. стоит билет на рейс Томск – Стрежевой.

7 мыслей о “«Томск Авиа» как центр проблем региональной авиации”

  1. юлия Лонидовна, вы готовы ответить в суде, за заведомую дискредитацию авиакомпании. Выставляя на всеобщее обозрение такую информацию, «…….рисковать жизнями, летая на старых самолетах «Томск Авиа» и за огромные деньги», нужно иметь неопровержимые доказательства того, что пассажиры рискую жизнью.За снижение пассажиропотока, Вы Юлия будете нести ответственность, материальную в том числе.

  2. «…….рисковать жизнями, летая на старых самолетах «Томск Авиа» и за огромные деньги», Юлия, Вы журналист, и за все, что Вы пишете, нужно отвечать. Обвиняя авиакомпанию в высоких тарифах, вы даже не удосужились узнать из чего расчитываются тарифы, от чего они зависят. Потрудитесь открыть постановление правительства РФ № 1242, и путем не сложных расчетов, Вы прийдете к тому, что есть на самом деле. Мы не базар, и не высасываем из пальца цены на билеты.Тем более нас контролирует ТКП.

  3. Уважаемый Владимир, уж простите, не знаю как по отчеству, мы готовы ответить за каждое слово, и если придется в суде, но только после того, как вы в разберетесь с исками, предъявленными вам.

    «рисковать жизнями, летая на старых самолетах «Томск Авиа» и за огромные деньги» — мое оценочное суждение, имеющее право на существование! И не забывайте, прежде чем предъявлять обвинение вам сначала придется доказать, что именно моя статья и именно данная фраза стала причиной снижения спроса на ваши услуги. (хотя уверенна, снижения не произойдет. Что ж люди пешком до Стрежевого что ли ходить будут?)

    хороших выходных!

  4. Цены для обычно человека в «томскавиа» правда высокие. 6-8 тысяч за 700 км. пути — ну это уж слишком. ребята, мы же одна область, из Москвы за границу дешевле слетать, чем из Томска в Стрежевой. Может, конечно, стоимость и обоснована, но совершенно не пригодны для нас, простых людей. представляю как тяжело приходится людям живущим в Стрежевом.

  5. Эта бессовестная компания «ТомскАВИА» умеет только трезвонить об открытии новых рейсов по Сибири. А сколько они людей подвели отменой своих рейсов — молчат… Не умеешь работать — уйди с рынка! Не можешь обеспечить нужное кол-во рейсов — измени расписание! Подвёл в очередной раз людей — извинись! Имеешь самые старые самолёты в России — признайся!
    Я бы на месте Юлии ещё добавил острых слов в адрес «ответственного перевозчика». 20 срывов рейсов за месяц — да «ТомскАвиа» сама себя дискредитировала!!!

  6. Молодец, Юлия Леонидовна! В пух и прах! Дело журналиста — обозначить проблему. Если есть отзывы, особенно такие, значит задело! Хуже когда тишина. А с монополизмом надо кончать! Представляю на сколько эффективно могут выполнять свою работу авиатехники, которые вынуждены бастовать из за задержек выдачи зарплаты. Не хотел бы я летать на этих старых самолетах! Жаль — альтернативы нет…

  7. «ему принадлежит 75% доли общества, 25% находятся в собственности областной администрации.).»

    откуда такая инфа что 25% находятся в собственности областной администрации? это не так, они хотели купить, но т.к. у томскавиа задолженность была на тот момент им не дали это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.