Томск может потерять свой книжный рынок

Книжный магазин

Прошедший Год литературы в России запомнился открытием памятников, новых литературных музеев, проведением юбилеев писателей и изданий книг. Но, вероятно, главной его целью было усилить интерес людей к чтению, теснее приобщить их к культурному пространству и наследию новых почитателей писательского слова. Скорее всего, главным инструментарием этой актуальной акции должно было стать улучшение условий доступности читателя к книге. Однако если в год задуманного всепобеждающего шествия литературы по стране вместо привычного книжного магазина по пути на работу обнаруживаешь новый мебельный бутик, то невольно закрадываются сомнения в смысле происходящих празднеств.

Пир кризису вопреки

Причина посвящения целого года литературе понятна: неотвратимо снижается интерес к чтению. Это всеобщий тренд, обусловленный глобализацией СМИ и бурным развитием информационной индустрии. Слово и бумажная книга, главенствовавшие в духовной жизни предыдущих поколений, на наших глазах утрачивают свое традиционное значение. Медленно, но верно они отступают под натиском культуры образа, которую специалисты называют клиповым мышлением.

Педагоги бьют тревогу: дети не хотят читать, витринные технологии просты и доступны, видеоряд легко заменяет тексты. А в результате, по данным Роспечати, доля систематически читающей молодежи в стране за 25 лет снизилась вдвое. Усугубляют ситуацию и системные проблемы российского книжного рынка: в магазины большинства средних и малых городов не попадает до 90% издаваемых в стране бумажных книг.

Зато Интернет предложит все в удобно упакованном электронном формате. Утешает поклонников традиции то, что альтернативный рынок электронных книг пока не так велик: если в США он занимает четверть объемов изданий, то в России это не больше 3–5%. Кстати, разные страны экспериментируют над переходными формами и в разработке специальных электронных устройств для чтения (ридеров), и в создании книг из сверхтонкой бумаги на тысячи страниц.

Статистика не в пользу культуры

Несмотря на броскость технологических новинок и то, что в виртуальном мире давно можно найти практически любую информацию, люди продолжают ходить в книжные магазины и покупать произведения печати. Ведь какое наслаждение взять в руки книжку, листать не торопясь, разглядывая рисунки в уютной тишине и ароматах полиграфии… Но за последние годы сложилась тенденция: книжные магазины умирают.

Еще 20–30 лет назад, как правило, все крупные села Томской области имели свои книжные магазины, а в городах их было даже по нескольку штук на квартал. Конечно, трудно сравнить ассортимент выпускаемых книг тогда и сейчас, но книжный магазин был очагом культуры и исправно эту функцию выполнял. Ныне сохранились лишь небольшие книжные отделы в соседстве с «канцеляркой» в Колпашеве, Асине, Первомайском… Хотите купить новинку – пожалуйте в Томск или делайте заказ. Хорошо хоть учебники централизованно закупает школа, а то в областной центр не наездишься.

Только и в Томске скоро не разбежишься: от былого количества книжных прилавков, похоже, останутся считаные единицы. Нет книжных лавок на Южной, Каштаке, опустели Иркутский тракт, Академгородок, до минимума сократилось их количество в центре города. Совсем недавно закрылся магазин на улице Вершинина. Исчезла в одночасье целая сеть. Репродукция, как говорится, маслом. Причем вполне в соответствии с тенденциями: в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5–10 книжных магазинов, в России – 1,5–2. А магазинов, где продается более 50 тыс. книг, раз-два и обчелся даже в столицах. Ассортимент большинства книжных точек не превышает 2–3 тыс. Если так пойдет дальше, то в Томске все книжные закрома могут быть локализованы в пределах Губернаторского квартала. Недавно жительница Красноярска, бывшая томичка, прошла пешком от Южной до пл. Батенькова в тщетных попытках найти книжный магазин…

Невыгодный бизнес?

В знаменитом «Букинисте Суздальском», одном из знаковых символов Сибирских Афин, уверены, что книготорговля – замечательное дело. Что бы ни говорили футурологи, книга никогда не исчезнет, как и люди не перестанут считать ее лучшим подарком. В «Букинист» не зарастает тропа для желающих купить или продать печатные раритеты. Не до особого жиру (книга – товар особый, может лежать годами, дожидаясь своего покупателя), но прибыль получать можно. Магазины этого сегмента способны процветать, но только если будут иметь собственные помещения. Если площади в аренде, то плата становится непомерной обузой. Десять дней в месяц магазин работает на зарплату сотрудников, коммунальные платежи, а двадцать – на выплату аренды. Как выкроить на оборотные средства? Такая же проблема в знаменитых томских магазинах «Искра», «Петр Макушин». Хорошо, что эти очаги культуры с именами находятся в центре города, а как себя чувствуют другие собратья по бизнесу? В «Водолее», что на улице Советской, своя изюминка – детская литература. Покупатели берут «детство» охотно, несмотря на дороговизну (от 300 до 1?000 рублей за экземпляр). Концы с концами здесь сводят за счет школьных раздаточных материалов. А вот размер аренды, даже несмотря на то что площади принадлежат муниципалитету, убивает любую возможность развития. В крошечном магазинчике на ул. Усова у хозяйки и продавца в одном лице тоже мало оптимизма. По ее словам, покупатели недовольны ценами на книги и со скрипом переходят на электронные носители. Работу такого магазина даже трудно назвать бизнесом, скорее, это хобби, основанное на любви к книге и обязательствах перед постоянными клиентами.

Может, книгам уютнее под сенью вуза, ведь там магазины выполняют и представительскую функцию… В знаменитой Научной библиотеке ТГУ былые площади любимого многими преподавателями магазина значительно сократились. Да и ассортимент не богат, полки зияют пустотой. Причем здесь стараются следить за книжными новинками. Но проблема в небольшом обороте и повышенных требованиях издательств, если магазин берет у них товар под реализацию. Студенты покупают мало, только рекомендованные преподавателями сборники для сдачи зачета. В основном они тоже пользуются электронными версиями, которые в той же Научке можно скачать бесплатно.

Льготы для книги

Крупные книгоиздатели считают, что книжный рынок в России и его инфраструктура неразвиты из-за невысоких цен на их продукцию.

– Если книга стоит дорого, то на кого это рассчитано и чем руководствуются издатели? – недоумевает глава Союза томских писателей Владимир Крюков.

Россия входит в пятерку развитых стран мира по числу выпускаемых изданий. Анализ книжного бизнеса ведущих фирм говорит о том, что количество переизданий составляет в среднем около 50%, благодаря чему страна уверенно входит в десятку лучших в мире. Наиболее востребованными по-прежнему являются развлекательные жанры литературы: детективы, фантастика и сентиментальная литература. Но в течение 2015 года офсетная бумага российских производителей выросла в цене на 45%. Рост стоимости полиграфии продолжится.

Пиратство, переход на электронные форматы, рост цен на бумагу и краску – это только часть проблем из того множества, с которым сталкиваются российские издательства. Из-за курса доллара взлетела стоимость услуг типографии, выросли суммы контрактов с зарубежными авторами. Все это ведет к неминуемому росту цен на книги на прилавках магазинов, которые участники рынка стараются всеми силами удержать на уровне 5–10% в год.

Некоторые представители издательств полагают, что кризис пойдет российскому рынку только на пользу, он станет гибче. Но, учитывая, что книжная отрасль – социально значимая для общества, книгоизданию нужна государственная поддержка. Для издателей это могли быть налоговые преференции (ставка НДС и налог на прибыль). Для магазинов, чтобы они стали рентабельными, необходимо создать систему льгот по аренде торговых помещений. Поддержка должна быть на всех уровнях власти.

Перефразируя Марка Твена, слухи о смерти книги сильно преувеличены, хотя видимые невооруженным глазом тенденции говорят о том, что страна подошла к пределу пренебрежения чтением. Подтверждением этому служат слова одного из скромных работников книжного прилавка: «Год литературы прошел, а о нас не вспомнили».

Отсутствие перспективной культурной политики чревато серьезными последствиями, поскольку чтение – важнейший способ освоения и поддержания профессиональных знаний, ценностей и норм нашего прошлого и настоящего.

2 мысли о “Томск может потерять свой книжный рынок”

  1. Как работник бывшего «Книжкиного дома» могу посоветовать еще поднять пенсии. Это сразу повысит обороты книготорговли! Да что говорить, то что происходит с книгами, то же происходит в любой отрасли у нас в стране!

  2. Печально. но книга переходит из разряда необходимого в факультативное. IT технологии книгу и съедят. Звоню в библиотеку- возьмете книги в связи с отъездом? Ответ : если они старше 2000 г издания,нет!
    Звоню в воинскую часть — дарю. Нет, — отвечает ответственный ( или как его там) за воспитание бойцов. -Контрактники у нас книг не читают. Спасибо!
    Когда А.С. Пушкин умирал, он, оглядев свои книги сказал.
    -Прощайте, друзья!
    А что мы скажем и кому — смартфону, ридеру, планшету?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 1 =