Томск своих не бросает!

На днях состоялась первая отправка мобилизованных томичей в действующие войска

Томичи уже привыкли к тому, что несколько раз за армейский призыв происходит торжественная отправка новобранцев-призывников в войска. Железнодорожный перрон. Торжественная музыка. Митинг… Только на этот раз все было иначе – пронзительнее, торжественнее, искреннее. С вокзала Томск-2 томичи провожали команду новобранцев, которым скоро предстоит надеть форму и взять в руки оружие. Это не желторотые 18-летние юнцы, а взрослые мужики, когда-то уже прошедшие срочную службу и набранные сейчас в ходе объявленной частичной мобилизации. И едут они воевать…

Вспоминать всё

Таким столпотворением еще никогда отправка в войска не сопровождалась. И это понятно. Все-таки убывает первая команда мобилизованных для участия в спецоперации на Украине. Подобных прецедентов на нашей памяти не было. Когда-то, еще в советские времена, существовали сборы запасников-резервистов, на которые время от времени забирали взрослых отслуживших мужчин, метко прозванных в народе «партизанами». Многие помнят знаменитый полигон в Итатке, где эти запасники проходили переподготовку. Но сейчас все гораздо серьезнее. Вообще, невольно подмечаешь, что уже подзабытые слова «мобилизация», «фронт» вновь входят в наш лексикон. Когда-то смотрел старый советский фильм «Фронт за линией фронта». Выходит, и у нас, в далекой от Европы Сибири, теперь фронт.

– Вы знаете, – делится впечатлениями томичка Мария Ивановна, – я еще помню 1980-е годы, когда с этого вокзала я отправляла на месячные военные сборы своего мужа. Он был офицером. К сожалению, моего супруга уже нет. И вот теперь я отправляю в армию, на фронт своего сына, который отслужил срочную не так давно. А теперь по повестке был призван военкоматом. Алексей не стал прятаться и решил еще раз исполнить свой долг. Он пока еще не создал семью. Хотел жениться. Но все перечеркнула эта ситуация на Украине. Я очень хочу, чтобы все было хорошо, чтобы мой сын вернулся ко мне и к своей девушке живой и здоровый и они сыграли свадьбу.

Между тем народ прибывает и прибывает. В ожидании торжественного митинга люди все плотнее обхватывают кольцом середину перрона, где собираются добровольцы. Группа поддержки поднимает растяжку «Томск – мы с тобой». А вокруг достаточно молодые лица. Многие провожающие – с детьми.

Отсидятся второй раз?

Несмотря на то что военные не особо делятся информацией по поводу нынешней отправки в войска, обращаю внимание: среди мобилизованных – ребята в возрасте примерно до 35 лет, все – с необходимыми военно-учетными специальностями. Что ж, такой подход понятен. Ведь гораздо проще вернуть в армейский строй тех, кто служил относительно недавно. Эти люди еще не совсем забыли то, чему их учили в армии. Вот только невольно напрашивается вопрос: получается, однажды они уже отдали долг родине, теперь отдадут его еще раз. А как же быть с такими же молодыми парнями, вообще не служившими в армии? До 27 лет «бегуны», как могли, укрывались от военкома. А потом спокойно шли получать «военник», зная, что их уже не заберут. Получается, что отсидятся они и сейчас? Им-то отправка на Украину по указу президента не грозит. Может, пока?

Конечно, главная тема, которая звучит практически в каждом разговоре между убывающими и провожающими, – опасность в условиях реальных боевых действий.

– Я провожаю своего мужа, – рассказывает томичка Людмила, – он совершенно мирный человек. Работает на одном из предприятий Томска. И вот получил повестку. Сказал коротко: «Надо так надо!» И теперь мы на вокзале. Мой Николай опять наденет форму. Я думала, после срочной, которую он отслужил, мой муж никогда уже не будет стрелять. Очень боюсь за его жизнь. Он ведь по характеру мягкий, мухи не обидит.

А вот мобилизованный Андрей спокоен и верит в то, что командиры снабдят всем необходимым и в случае чего не оставят в беде.

– Военные нам на встрече все четко объяснили, – говорит он, – я детали этого разговора обнародовать не могу, скажу лишь, что понял одно, если иметь голову на плечах и нести службу как положено, все будет нормально.

Всех прошу вернуться!

Сегодняшних томских резервистов, как заверили на проводах военные, сразу в окопы не пошлют. Если вообще пошлют. Вначале они пройдут переподготовку в «учебке», вспомнят то, что, условно говоря, проходили в годы минувшей службы. На это, по идее, должно уйти какое-то время. Ну а потом томичи приступят к выполнению поставленных перед ними военным руководством задач. Возможно, это будет обеспечение порядка, боевой службы на освобожденных территориях, а не непосредственное участие в боевых действиях. Пока точной информации на этот счет нет.

Под звуки оркестра начинается торжественный митинг. Томичей напутствует губернатор Томской области Владимир Мазур:

– Дорогие земляки, президент страны объявил частичную мобилизацию, и томичи, не дожидаясь повестки, явились в военкомат. Сибиряки не могут иначе. И сегодня это очень ответственный момент. Мы должны завершить дело наших прадедов – покончить с коричневой чумой. Спасибо родителям, воспитавшим настоящих защитников, воинов-сибиряков, которые ковали победу во все времена. Нет сомнений, мы скоро закончим и эту спецоперацию. И вернемся с победой. Могу сказать одно от себя лично: все семьи, провожающие сегодня своих отцов, сыновей, все будут в тесном взаимодействии со мной. Каждую семью возьму на контроль. Каждой семье будет обеспечена помощь. Мы будем вас ждать, будем в вас верить, и знаю, что вы вернетесь и мы продолжим дело развития нашей любимой Томской области. Всех прошу вернуться!

Выступил на торжественном митинге и военком Томской области.

– Томичи уже выполняют бое-вые задачи в составе именного томского батальона «Тоян», – отметил полковник Егерь, обращаясь к мобилизованным, – вы присоединитесь к тем, кто убыл чуть раньше. Мы будем всех ждать дома. Ставлю каждому из убывающих боевую задачу: вернуться домой живым. Томск своих не бросает. А кто сомневается – отправится следующим поездом, – пошутил военком.

Будем ждать!

От православной церкви томичей напутствовал руководитель отдела Томской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и силовыми ведомствами иерей отец Иоанн Дроздов, сам, кстати, бывший офицер:

– Церковь молится о каждом бойце. Потому что есть такое выражение: «В окопах неверующих нет». Каждый понимает, что есть душа, есть тот, кто дал нам эту душу. Хочу, чтобы каждый помнил, что за вашими спинами самая большая страна в мире, которую нужно сохранить, – и вручил убывающим нагрудные иконки.

Звучит команда «Становись! К вагонам шагом марш!», и под звуки «Прощания славянки» ребята начинают грузиться в вагоны. Грустные улыбки, прощальные объятия. Многие показывают пальцами знак «V» – «победа». Мол, вернемся с победой! Хочется в это верить. Мы, провожающие, сейчас пойдем в свои теплые квартиры. Займемся привычными делами. А им, будущим воинам, волей обстоятельств оторванным от привычной атмосферы, предстоит тяжелая истинно мужская работа.

Возникают ощущения, многократно описанные в воспоминаниях ветеранов Великой Оте- чественной: волнение от скорой встречи с опасностью, тревога от предстоящей неизвестности… Нам остается только ждать. А государство обещает сделать все, чтобы облегчить жизнь семей мобилизованных в этот непростой период. Недавно стало известно, что детям мобилизованных томичей предоставят места в детских садах без очереди. Свое слово сказали и вузы. В ТПУ, например, заявили, что студенты-платники, чьи родители были мобилизованы, смогут учиться в этом вузе бесплатно. И только этим помощь не ограничится.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =