Томская область побила рекорды по распространению наркотиков

Когда редакция приглашала специалистов к разговору за круглым столом о проблемах наркомании, журналисты, особенно те, кто не совсем в теме, автоматически предполагали, что содержание встречи будет стандартно-дежурным. Все же знают, что наркомания – это плохо… А разговор получился отнюдь не дежурный, а крайне серьезный и в чем-то даже шокирующий.

В круглом столе участвовали:

  

Александр Чернов, главный врач центра «АнтиСПИД»

Максим Атабаев, зам. директора наркологической клиники «НВ-Центр»

Дмитрий Буинцев,помощник ректора по социальным вопросам ТУСУРа, депутат Думы города Томска

  

Иван Воеводин, ст. научный сотрудник НИИ психического здоровья, к.м.н

Ринат Галин, председатель объединенного совета обучающихся ТУСУРа

Наталья Гусева, начальник управления социально-воспитательной работы ТГУ

 

Александр Корнетов, и. о. декана факультета поведенческой медицины и менеджмента СибГМУ, д.м.н.

Марк Рыбников, священник, редактор радио «Томский благовест»

Марафон ушел в подполье

– Хотелось бы услышать ваше мнение о том, насколько эффективна акция «Здоровье молодежи – богатство России»? Дает ли она какие-то результаты или это пустая трата времени и денег?

Александр Чернов: – Я рискую задать неверный тон разговору, потому что мои цифры говорят о том, что по сравнению с 2001 годом (а это пиковый год заболеваемости в Томской области) мы находимся в очень тяжелой ситуации. По выявляемости новых случаев ВИЧ-инфекции, связанных с внутривенным употреблением наркотиков, область бьет все рекорды. Да, антинаркотические акции хороши, но они направлены на профилактику учащейся молодежи, у которой есть цели в жизни. При этом огромный пласт молодых людей участвуют не в акциях, а в «марафонах» по употреблению наркотиков. Это глубокое подполье. Наше общество ничего сегодня не может противопоставить тому, что творится в этом подполье. Сейчас мы выявляем по 150 новых случаев ВИЧ-инфекции за месяц. Такое было когда-то только в Иркутске, но там был героин. А сейчас движущей силой на рынке наркотиков является не героин, а соли. Они продаются легально, распространяются через Интернет. В этот водоворот каждый день втягиваются сотни молодых людей. Они не помнят, где были, что делали. Таково действие этих психотропных препаратов.

Максим Атабаев: – Акции – это хорошо, и чем чаще они проводятся, тем лучше. Но, чтобы они не завершались пустословием, нужно, чтобы после них следовали конкретные действия. Наркотических веществ в Томске очень много. Те же соли, спайс свободно продаются чуть ли не на каждом углу. Государственные органы, по сути, ловят употребляющих, но не предотвращают распространение. Захотели бы пресечь распространение, давно бы это сделали, потому что точки и каналы известны.

Александр Чернов: – В Интернете на сайт выносятся легальные препараты, среди которых есть и порошки, и пудры. Но изготовители так быстро меняют их химический состав, что наркоконтроль не успевает заносить их в списки запрещенных. Процедура длится месяцами, за это время сотни людей оказываются втянутыми в разрушительный процесс. Законодательная власть не успевает за темпами, которые задают наркодельцы. На уровне города и области есть антинаркотические программы, на их выполнение выделяются деньги, но ежегодно их осваивает одна и та же организация. Никто никогда не поинтересовался, насколько эффективно тратятся финансы. Возникают вопросы: почему все решается кулуарно, почему не привлекаются специалисты? Можно бесконечно разрабатывать всевозможные программы, но эффект от них будет нулевой.

Без запретов и насилия

Иван Воеводин: – Несмотря на то что нашему разговору был изначально задан достаточно мрачный тон, я бы хотел конкретизировать проблему. Если рассматривать акцию в масштабах города, это одно, а если в масштабах данной целевой группы, студентов первых курсов, то совсем другое. Я бы положительно оценил комплексность акции: привлекаются различные специалисты, не только те, кто борется с употреблением и распространением психоактивных веществ, но и врачи-терапевты, и диетологи, ведущие беседы о здоровом питании и других аспектах ЗОЖ. При этом комплексность программы важна тем, что в общей шкале ценностей человека повышается значимость здоровья в целом. В этом, я считаю, большой плюс, потому что профилактика – это оказание помощи человеку в ситуации, провоцирующей употребление наркотиков, на пути к правильному выбору. Все насильственные попытки преградить ему доступ к неправильному выбору обречены на неудачу. Об этом мы можем судить по неэффективности запретов в борьбе против пьянства и табакокурения. Если правильный выбор не будет для человека привлекательным, то все попытки «оттащить его за уши» от наркотиков приведут лишь к тому, что он станет думать, как обойти запреты. Стойкий выбор никогда не может быть постоянным бегством от чего-то негативного (вредного, опасного, запрещенного и наказуемого). Выбор – это стремление к позитивному, причем в первую очередь приятному и субъективно значимому и лишь затем – полезному, правильному, одобряемому.

А вот насколько акция, которую мы сегодня обсуждаем, эффективна, хотелось бы услышать от самих студентов.

Ринат Галин: – Что интересно студенту-первокурснику, который вырвался на свободу? Что он предпочтет? Ночной клуб или лекцию, посвященную ЗОЖ? Ответ очевиден. Но если говорить непосредственно про акцию, то для ТУСУРа есть продвижение в положительную сторону. У нас очень активно развиваются физкультура и спорт. И в то же время очень большое число первокурсников, как в бассейн, погружается в ночные развлечения и Интернет. Фильтровать информацию в Сети мы никак не можем. Но возможности Интернета можно использовать как ресурс для пропаганды здорового образа жизни.

Дмитрий Буинцев: – Альтернативу наркотикам могут составить условия для занятия спортом, физкультурой. В нашем вузе есть спорткомплекс, многофункциональная хоккейная коробка, футбольное поле, в каждом общежитии – спортзалы, оборудованные тренажерами. Ежедневно до 21 часа эти залы заполнены. Я системщик, поэтому эффективность любого мероприятия привык оценивать в конкретных показателях. Те данные, которые мы получаем из межвузовской больницы по заболеваниям органов ЖКТ и зрения, говорят о благополучной ситуации со здоровьем студентов ТУСУРа. Показатели, которые приходят из управления ФСКН, тоже свидетельствуют о спокойной ситуации. На мой взгляд, не последнюю роль здесь сыграло массовое развитие спорта.

Александр Корнетов: – Я согласен с коллегой Воеводиным, что для таких акций важно выделять целевые группы, чтобы профилактическая работа велась адресно. В отношении целесообразности проведения акции необходимо отметить, что любая деятельность, пусть даже не дающая в первое время ощутимых результатов, лучше, чем простое сетование, как все плохо. Опыт проведения акции показал, что определенных успехов в прежние годы она достигала прежде всего в том, что большое число студентов, которые могли попасть в группу риска, предпочли здоровый образ жизни. Участие в федеральных антинаркотических олимпиадах (в Томске, кстати, были победители) позволило студентам развить исследовательские компетенции в данном направлении. Многие молодые люди не остаются в стороне – так, возникшая первоначально в СибГМУ волонтерская организация «Здоровые университеты» послужила основой для объединения студентов разных вузов вокруг социальных проектов, направленных на позиционирование здорового образа жизни в своей среде. Но есть еще в этой акции такие сегменты, которые нужно совершенствовать. Следует обращать внимание не только на тех студентов, которые активно идут на сотрудничество, но и на тех, которые находятся вне поля зрения. Прогульщиков. Отстающих. Предпочитающих занятиям ночные клубы. Как сделать акцию привлекательной для данной категории студентов, рецепта нет. Надо искать сообща.

Истоки – в школе

Александр Корнетов: – При поддержке областной администрации, Управления ФСКН по ТО, университетов и некоторых организаций Томска и Северска мы провели исследование распространенности разных видов зависимостей у первокурсников. Оказалось, что 3% студентов впервые пробуют наркотики на первом курсе, а 8% это делают еще в школе. Это очень тревожно. Специалисты говорят, что один наркоман вовлекает в пагубную привычку не менее десяти человек.

Иван Воеводин: – Действительно, значительная часть студентов-потребителей психоактивных веществ приходят в вуз с уже имеющимся опытом потребления. Более половины из них – выходцы из других регионов, поэтому перенос профилактических мероприятий в более младшие, школьные группы томичей не даст ожидаемого эффекта в целевой группе студентов. Соответственно, несмотря на всю важность и необходимость продолжения мероприятий первичной профилактики (недопущения ВОЗНИКНОВЕНИЯ факта потребления), томским вузам следует осознавать ограниченность ее возможностей, и уделить больше внимания профилактике вторичной – недопущению РАЗВИТИЯ связанных с потреблением проблем, перехода эпизодического потребления в постоянное, формирования зависимости, развития социальной дезадаптации. А это может быть достигнуто только при развитой, доступной, пользующейся хорошей репутацией среди студентов системе медико-психологического консультирования и тренинговой работы в вузах.

Марк Рыбников: – Проблема в чем? В том, что студент, школьник уже готов отдать себя какой-либо зависимости: наркомании, игромании… А что мы можем ему предложить в качестве альтернативы? Очень мало чего, если работаем без власти. Выделяются какие-то деньги, они тратятся на борьбу, а ведь их можно было бы направить на позитивную альтернативу – развитие культуры, нравственности. Сегодня я не вижу конструктивного взаимодействия власти и общественных структур. Общество разобщено. Духовные ценности утрачены. По той же акции можно было бы обменяться мнениями, выявить самую болевую точку. Есть прекрасный опыт взаимодействия церкви и спортивных организаций. Более того, у нас есть реабилитационный центр, созданный отцом Алексеем. Если администрация не хочет создать координационный совет, мы ведь сами можем это сделать.

Максим Атабаев: – Молодые люди, которые у нас лечатся и проходят реабилитацию, рассказывают, как у них все начиналось. Как правило, знакомство с наркотиками происходило в школе или на младших курсах. Почему? Потому что не было четких целей в жизни. Хотелось, чтобы вышел из школы – и вот она, пальма с долларами, бери и живи красиво. Церковь – это хорошо, но насильно веру в Бога не привьешь. Наркоманы зачастую люди талантливые, но этот талант никто не помог вовремя раскрыть и направить в нужное русло. Как раз на этапе формирования целей и нужна помощь общественных организаций, церкви.

Марк Рыбников: – Сегодня у молодого человека ценности находятся на физиологическом либо материально-бытовом уровне. Государство тоже прежде всего декларирует, что все решает экономика. Поэтому я и говорю, что нужно обращаться к власти для выработки общей стратегии.

Бич – ночные клубы

Наталья Гусева: – Откуда взяться ценностям, если спортивные секции, всевозможные художественные, музыкальные кружки в основном платные? Ребенок учится, а потом идет во двор. В нашем детстве у нас был выбор и возможность бесплатно заниматься тем, что нравится. Сейчас этого нет. Потом эти дети приходят в вузы. Что мы им предлагаем? Вроде бы много. Для первокурсников у нас всегда проводится спартакиада по девяти видам спорта. Привлекаются все первокурсники. Но у многих привычка заниматься спортом не сформирована, и мы сталкиваемся с сопротивлением. Самая большая проблема в работе с первокурсниками – это ночные клубы. С сентября по ноябрь клубы проводят посвящение в студенты. Дают широкую рекламу, в которой указывают, что акция якобы проводится ТГУ. Мы просим убрать эту рекламу из эфира. Но тут же другой ночной клуб делает то же самое. Ночные клубы зарабатывают на наших студентах. Мы пытаемся бороться. Установили вход в общежитие только до 24 часов, чтобы ребята приходили пораньше. Вроде бы ущемляем права студентов, но мы несем ответственность за них перед их родителями. В вузах проводится большая культурно-массовая, спортивная работа, но ночные клубы – наша общая головная боль.

Дмитрий Буинцев: – Согласен: ночные клубы – это сегодня не островки безопасности, а, наоборот, место, где молодые люди подвергаются всевозможным рискам, в том числе и риску употребления наркотиков. Там нет порядка с обеспечением охраны, следствием этого является отсутствие серьезных барьеров распространению психотропных средств.

Бить по целям

Александр Корнетов: – Антинаркотические комиссии есть и на уровне области, и на уровне Томска. Есть общественный совет при управлении ФСКН, в котором представлены и общественные организации, и вузы, и НИИ, и православная церковь. Поэтому я не вижу необходимости в создании еще каких-то комиссий. Что касается акции, мое мнение: ее надо поддерживать, но с коррекцией в сторону малоактивной молодежи, которая никуда не вовлечена.

Максим Атабаев: – Приходишь в 11-й класс и спрашиваешь: кто ни разу не пробовал никаких химических веществ? Если человека четыре поднимут руки, это хорошо. Соблазн попробовать наркотики возникает у ребят не только в ночных клубах, но еще в школе.

Наталья Гусева: – Из 2 300 студентов Томска, которые в свое время прошли тестирование, 10% ответили, что первый раз попробовали наркотики в возрасте до 15 лет, 68% – в 16–20 лет, 21% – в 25 лет. То есть в вузы поступают ребята, уже имеющие опыт общения с наркотиками.

Александр Чернов: – Акция направлена на здоровую, мотивированную на получение специальности молодежь. Задача акции – поддержать их, не допустить, чтобы эпизодическое употребление наркотиков не перешло в системное. Это все правильно. Но две трети молодежи остаются вне поля зрения. Это та молодежь, которая спустя несколько лет высосет из государства огромные деньги. С ними должна проводиться специальная работа.

Иван Воеводин: – В ходе нашего разговора, на мой взгляд, были подняты две важные вещи. Первое: охват акции недостаточный. Причем как раз те студенты, у которых риск быть втянутыми в потребление наркотиков наиболее высок, часто оказываются вне поля зрения. Второе: ресурсы Интернета для распространения информации – это то, на что нужно опираться в профилактической работе в первую очередь.

Александр Чернов: – По ТВ все видели, как после клича в Интернете молодежь Москвы и Санкт-Петербурга стала жечь киоски, где продавали спайс и прочие смеси. Не стали ждать, когда это сделает государство, а сами сплотились и пошли разбираться.

Наталья Гусева: – Я считаю, что перед началом подобных акций нужно собираться каким-то комитетом и обсуждать, что делать, как, какой результат должен быть. Внутри каждого вуза что-то проводится, а общей координации нет.

Марк Рыбников: – В свое время я приходил в онкологическую клинику, общался с больными. Сделал для себя вывод: одно дело – общаться с большим количеством людей, другое – с одним-двумя. Люди понимают, что пришли именно к ним. Мне кажется, если мы сможем дойти до конкретного студента, акция будет более результативной.

Дмитрий Буинцев: – В студенческом Томске проводится много мероприятий, направленных на укрепление здоровья молодежи. В том числе и эта акция. В конечном итоге они дают положительные результаты. Но темпы, которых мы стремимся достичь, далеки от идеала. Нужна координация усилий.

Справка «ТН»

С 1 по 30 апреля в Томской области проходит профилактическая антинаркотическая акция «Здоровье молодежи – богатство России». Целевая аудитория – студенты первых курсов высших и средних специальных учебных заведений.

Организаторами акции выступили Управление ФСКН РФ по ТО, волонтерское антинаркотическое движение «Здоровые университеты», профсоюзные организации студентов и отделы воспитательной работы со студентами, специалисты городского центра медицинской профилактики и благотворительных фондов «Сибирь-СПИД-помощь» и «Томск-АнтиСПИД».

Акция направлена на пропаганду здорового образа жизни, повышение нормативно-правовой информированности студентов об ответственности, связанной с незаконным оборотом и потреблением наркотиков.

 В докладе главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко Томская область названа регионом с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции в России (76,5% роста за год). В его же докладе прозвучало, что Томск находится на пятом месте в стране по случаям наркологического отравления.

 Сегодня, к сожалению, на лечение одного наркомана мы тратим сотни тысяч рублей, а на профилактику менее одного рубля. А должно быть наоборот.

Александр Чернов, главный врач центра «АнтиСПИД»

4 мысли о “Томская область побила рекорды по распространению наркотиков”

  1. КАК УЖЕ РЕАЛЬНО ЭТО БОЛОБОЛЬСТВО НАДОЕЛО..ФСКН и полиция в сговоре с наркодилерами, это же очевидно. среди бела дня идет торговля наркотой, все об этом знают и ничего.И это нормальная работа по борьбе с наркотиками? Интернетклубы на каждом шагу где так же наркотой торгуют плюс играют..энергетики в свободной продаже..Люди, очнитесь!!!!Какие акции?! опять для галочки? а область захлебнулась в наркоте!куда уходят деньги? ни дорог нормальных, в городе ср*чь, УК обнаглели…..ПОЗОР ТАКОЙ ВЛАСТИ!!!!!

  2. Если в подъезде систематически валяются шприцы на межэтажных площадках то это верный признак криминального бизнеса. Прошу ФСКН навести порядок. Пока эффект нуль.

  3. Пока в Томске будет нынешний прокурор области , начальник УВД и начальник наркополиции, до тех пор в Томске будет такой бардак.

  4. «Александр Чернов: – В Интернете на сайт выносятся легальные препараты, среди которых есть и порошки, и пудры. Но изготовители так быстро меняют их химический состав, что наркоконтроль не успевает заносить их в списки запрещенных. Процедура длится месяцами, …»
    Это говорит только о том, что в этой конторе, признанной заниматься наркотиками сплошные офис менеджеры, этакий офисный планктон, проще бездельники, а с учетом важности вывески за которой они числятся, может быть и прямые враги России. Этакие засланцы.
    Впрочем это только моё мнение, не профессиональное.
    Профессионалы в конторе по борьбе с наркотиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + два =