Томская область все меньше интересует иностранных рабочих

TNews806_10

Людей с нетипичной для Сибири внешностью в Томске можно встретить на каждом шагу. Мигранты, или гастарбайтеры, как сегодня принято называть приезжающих к нам на заработки, давно неотъемлемая часть более-менее крупного населенного пункта. В советские времена в Томской области работали шабашники с Кавказа, торговцы со Средней Азии, лесорубы с Украины. Народ ехал за длинным рублем. После распада СССР приток мигрантов в Сибирь увеличился, но в основе этой миграции лежали уже другие причины: войны и нестабильность.

Свои или чужие

TNews806_10_2Человек, конечно, не рыба, но тоже ищет, где глубже. Как результат – по данным ООН, в России постоянно находится 4–5 млн мигрантов.

Давнишнюю бытовую дискуссию от «неважно, какая национальность, лишь бы человек был хороший» до опасения засилья приезжими из эмоциональной плоскости на язык научного анализа пытаются перевести представители лаборатории социально-антропологических исследований исторического факультета НИ ТГУ под руководством профессора Ирины Нам.

Задав вопрос «Отнимают ли мигранты рабочие места у местного населения?» без малого тысяче человек, ученые выяснили, что 87% томичей не видят для себя конкуренции. Угрозы привычному миру нет, но при добром отношении к культуре других народов томичи все-таки считают, что мигрантов у нас больше, чем надо, и властям стоит принимать меры по ограничению их числа и ужесточению правил нахождения на территории региона. Томск – город гостеприимный, большинство опрошенных ни в коем случае не будут участвовать в акциях против гастарбайтеров, но… Пусть их будет меньше.

За парту и к станку

Специфика Томска в том, что значительный объем приезжих составляет учебная миграция. Наша область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по числу студентов на 10 тыс. населения, и число желающих учиться в Томске увеличивается. В 2014 году в томских вузах получали образование 65,4 тыс. студентов из 75 регионов России и 47 зарубежных стран. Среди студентов очной формы обучения почти 18% составляли граждане иностранных государств.

Однако Томск притягивает и возможностью заработать. Но если число студентов-иностранцев растет, то общее число мигрантов снижается: за 9 месяцев 2015 года на миграционный учет принято на 12% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

А вообще, по последним данным УФМС по Томской области, официально на территории региона находятся 15 200 иностранных граждан, из которых 40% составляют студенты. Часть последних после окончания университетов, к вящему удовольствию властей, остается в области, впоследствии получая гражданство и возможность продолжения карьеры.

Разыскивается пилоправ

Согласно информации начальника Департамента труда и занятости населения Томской области Светланы Грузных, у нас сохраняются структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Томичи, получившие гуманитарное образование, не всегда могут найти работу по специальности. Потому что реальной экономике нужны рабочие руки на стройки, в цеха, на поля…

Однако коренные жители области, которых власть обязана трудоустроить в первую очередь, из-за утраты престижа ряда профессий и низкого размера вознаграждения в эти сферы не идут. Самая дефицитная, например, сегодня специальность в Томской области – пилоправ. Работодатели с ног сбились – им нужно не менее ста мастеров, но взять их негде. Из 12 тыс. вакансий в области – 74% рабочие специальности. Всегда востребованы продавцы, повара, штукатуры, плотники, бетонщики, рамщики, и все более возрастает нужда в водителях, особенно автобусов. И гастарбайтеры занимают эти ниши. Рынок есть рынок – большая часть иностранцев работают там, где возникает спрос. Именно поэтому 66,6% из них заняты в динамично растущих отраслях экономики Томской области – строительстве, обрабатывающих производствах, в сельском и лесном хозяйстве.

Оттого что труд простых квалификаций вне конкуренции, некоторые мигранты, имеющие высшее образование, работают каменщиками, малярами, подсобными рабочими.

Тех, кто работает по своей специальности, раз-два и обчелся. Один врач, практикующий в частной клинике, немного инженеров и программистов. Особняком стоит практика, когда университеты привлекают на работу преподавателей с мировыми именами. Профессора из Германии, Израиля, США попадают в список высококвалифицированных специальностей, и их заработная плата не может быть меньше 83,5 тыс. рублей в месяц. Также закон разрешает иностранным студентам временно работать преподавателями как носителям языка. Но есть представители экзотических профессий, которых никак не заменить, – массажисты из Индии, Таиланда, повара из Китая.

Так что, по утверждению Светланы Грузных, работающим томичам нет конкуренции со стороны мигрантов – доля последних составляет около 3% от экономически активного населения. И эта доля уменьшается: из заявленной работодателями квоты на 2015 год в количестве 14 991 рабочих мест, с учетом потребности региона в иностранной рабочей силе, утверждено лишь 1 313 (8,8%).

Всё под контролем

Один из факторов снижения числа приезжих, по мнению специалистов, – новые правила игры. С начала этого года граждане из ближнего зарубежья осуществляют свою деятельность на основании патентов с оплатой в казну 2,5 тыс. рублей ежемесячно. Причем собранные средства идут в бюджет региона. Картина легальной работы по полученным патентам – 4 500 граждан из ближнего зарубежья (80% в строительстве, тренд, характерный для всей России) и по квотам – 1 300 из дальнего зарубежья. Это специалисты для лесной отрасли, строительства и обрабатывающего производства. Но, прежде чем получить патент, нужно сдать экзамен на знание языка, истории и законов Российской Федерации. Получил документы – и работай спокойно, ничего не боясь. Хотя нарушений миграционного законодательства предостаточно. В 2015 году к административной ответственности за работу без патента привлечены 1 109 иностранных граждан, а за нарушение порядка привлечения к труду иностранцев оштрафованы 1 003 работодателя.

Конец сезона?

Расул родом из Узбекистана, уже давно обрусел, имеет российский паспорт, дети выросли здесь. Но связи с земляками не теряет, так что смотрит на ситуацию с двух сторон. По его словам, главная причина, почему мигранты теряют интерес к России, – падение рубля. Если еще год-два на сезонной работе в строительстве люди зарабатывали по 35–40 тыс. рублей, посылали семье на родину две трети (там на 100 долларов можно купить 20 кг мяса), то теперь таких заработков нет. А надо заплатить за проживание, питание, патент. Что остается семье? Поэтому люди в статус мигрантов, как прежде, не рвутся, оставаясь на родине. Хотя, сокрушается Расул, его земляки сожалеют – в Томске работать хорошо, спокойно, местные приветливы, силовики доброжелательны. Но теперь узбеки предпочитают ехать на работу в Казахстан. Сегодня там Мекка для мигрантов.

Так что вакансиям пилоправов в регионе еще быть открытыми. Во всяком случае, до тех пор, пока мы серьезно не займемся развитием импортозамещения рабочих рук, делая ставку на собственные ресурсы.

ЦИФРА

За девять месяцев 2015 года патент на право работы в Томской области получили

4 522 иностранных гражданина, в бюджет региона поступило 45,6 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 14 =