Научиться рисовать огнем и воздухом можно за два месяца

Начинать нужно с точки, – объясняет технологию рисования горячим воздухом Александр Калаганский. – Теперь проведите линию. Теперь вторую, более светлую. Получилось? Можете переходить к основному рисунку…

Калаганский – выпускник ТУСУРа. Получив диплом инженера-радиоконструктора, отправился работать по специальности. Сменил три предприятия и об искусстве не помышлял. Разве что рисовал иногда для души, но, по его словам, не очень высокохудожественно. Так было, пока знакомые не рассказали ему, что в Томске есть интересный человек, который создал удивительный прибор для рисования горячим воздухом. Саша позвонил, договорился о встрече…

Меня как технаря интересовала техническая сторона работы, а мне предложили повыжигать, – смеется Александр. – Попробовал и увлекся.

Изобретатель прибора Владимир Семенов всего за четверть часа показал юноше основные техники и отправил практиковаться. Через две недели Калаганский принес свою первую картину: на фанере сидел забавный пушистый мишка.

Через год начал выставляться,– рассказывает художник, – и увидел реакцию людей. Мне это так понравилось! Стал дальше творить, потом получил пару заказов…

Сейчас Александр уже сам набирает учеников, показывает основные техники и отправляет в свободное плавание, иногда подсказывая курс. Его протеже после двух месяцев с начала обучения уже начали выставлять свои работы.

Есть у Калаганского портрет изобретателя Николы Теслы, который сейчас висит на выставке в Музее истории Томска, а в обычное время украшает стены квартиры Александра. Однажды это изображение увидел доставщик пиццы и очень удивился: «Далеко не у каждого есть портрет Теслы, да еще и выполненный в такой необычной технике». Молодые люди разговорились, а потом доставщик пришел на мастер-класс, чтобы написать свой вариант портрета хорватского физика.

Александр вообще любит рисовать людей. Говорит, что, изображая покрытое шерстью животное, всегда можно схалтурить, а человеческое лицо халтуры не терпит. На то, чтобы передать настроение и характер, у мастера уходит несколько десятков часов. Ни одна модель не выдержит столь долгого позирования, поэтому Александр работает по фотографии.

Работа трудоемкая, – говорит Калаганский, – но такого, чтобы сидеть и выжигать по восемь часов каждый день с понедельника по пятницу, не бывает. Это когда детали уже проработаны, начинаешь засиживаться, ведь картина становится интересной, появляется желание поскорее довести ее до ума. А поначалу, когда на фанере изображены только контуры, приходится искать вдохновение.

Но законченная работа не всегда приносит только радость. Когда Александр доделал орлов – одну из лучших и самых совершенных своих картин – вдруг понял, что дальше делать нечего. Техника доведена до абсолюта, заказов нет и все как-то совсем неинтересно. Тогда он подарил картину другу.

Я вдруг осознал, что нужно начать отдавать людям: когда ты искренне даришь другим частичку себя, они всегда к тебе вернутся, – заключает художник. – И это исправило ситуацию: появились идеи, заказы, а потом и люди, мечтающие научиться рисовать огнем.

Диковинное искусство пирографии – родом из Сибири. В 1970-м Владимир Семенов, руководитель Первого завода художественных изделий Новосибирска, получил авторское свидетельство на огненную кисть. Несмотря на кажущуюся простоту прибора, собирать его в дефицитное советское время оказалось непросто, поэтому кисть ждала своего часа. Настал он в 2008-м. Тогда работы одного из учеников Семенова на международной выставке вызвали настоящий ажиотаж. Изобретателю звонили со всех концов света и просили продать прибор, но Владимир Ильич решил сначала обучить пирографии своих соотечественников.

Где можно научиться?

В течение осени по субботам Александр Калаганский проводит двухчасовые мастер-классы по пирографии в Музее истории Томска. Начало в 11.00. Вход: 105 рублей.

Справки по тел. 8-906-950-91-59 (Александр Калаганский) или на страничке группы на «ВКонтакте»:vk.com/club41228700

Портрет изобретателя Николы Теслы – вторая работа Александра Калаганского: именно благодаря ей он нашел своего первого ученика

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Огненная кисть создавалась на основе паяльника. Но в отличие от паяльника, у нее есть воздухопроводящая система. Художник дует в трубку, воздух проходит через нагревательный элемент и выходит из сопла горячим, способным оставлять следы на фанере или картоне. «Чем сильнее вы дунете, тем темнее получится след, – говорит Александр Калаганский. – Исходя из этого, мы и регулируем переходы тонов на картине»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 6 =