Томские голуби преодолели 500 километров, чтобы вернуться домой

голуби06

Фото: Наталья Барова

голуби01

Вот уже 40 лет спортивный голубевод Валерий Русалев ухаживает за своими почтовыми. О повадках, содержании, разведении голубей знает столько, что впору книги писать. Такие просьбы от других голубеводов, кстати, поступают часто, но Валерию Витальевичу все некогда. Колесит на своей «газели» по Томской области и другим регионам. Грузовичок этот на протяжении многих лет верно служит ему и для заработка, и для души. По профессии Русалев дальнобойщик, а в перерывах между рейсами занимается спортивным голубеводством. Выкроив очередное окно в расписании, сегодня он едет выпускать своих птиц в Томск из Новосибирской области. И мы отправляемся в путь вместе с ним.

Ехать в машине оказалось дольше, чем лететь самим
Ехать в машине оказалось дольше, чем лететь самим

Спортсмены в багажнике

В условленном месте нас встречает не «газель», а уютный микроавтобус, который Валерий Витальевич одолжил у сына Евгения. Тот, как и отец, тоже душой привязан к пернатым, но сейчас не до того – семейные хлопоты. Недавно у самого Евгения родился сын, так что времени на заботу о голубях почти нет. Впрочем, пополнить кормушки, пока Валерий Витальевич в рейсе, Евгений все-таки считает святым долгом.

Выпускать птиц планируем в шесть утра. Место старта – поле под городом Каргатом (Новосибирская область), в 500 км от Томска. На машине туда ехать семь часов. Чтобы успеть к назначенному сроку, выезжаем в ночь.

Пока размещаемся в машине, Русалев и его тезка, томский голубевод Валерий Тришаков, загружают в кузов шесть картонных клеток, в каждой из которых находится по нескольку птиц. Путешествие в машине пернатым не особо по душе – урчат, толкаются, а особо задиристые устраивают перебранки.

– Бывают и драки. Приходится разнимать, – говорит Валерий Витальевич. – Но тут ничего не поделаешь. Как еще перевезти на большое расстояние 25 птиц? Те, что постарше, привыкли, я их и поездом, и самолетом в багажном отделении возил. А вот молодым пока еще в новинку такие путешествия.

На трассе, где движение ровное, без светофоров и пробок, птицы успокаиваются. С наступлением сумерек, пригревшись, начинают дремать.

По прогнозу голубевода, для птиц обратный путь по небу, где нет препятствий, составит меньшее расстояние, чем для нас. Примерно 320 км.

– Дистанция небольшая. Средняя скорость спортивного голубя 100 км/ч, так что вернутся домой мои летуны часа за четыре, тогда и наедятся вдоволь любимых лакомств – семечек, пшена. А вообще, птица эта очень выносливая, без пищи и отдыха может провести в небе до 10 часов. В Германии голубеводы и вовсе приучают своих питомцев лететь непрерывно по 600 км. Но я считаю, это неправильно. Птица должна уметь найти себе пропитание сама, иначе, случись что с голубеводом, пропадет. Тем более в Сибири. Здесь километраж больше, климат суровее. Поэтому я своих голубей, наоборот, учу выживанию на местности – выпускаю весной вблизи города, чтобы сами искали водоемы, вершки и корешки, полезные травы, – рассказывает Валерий Русалев, пока мы едем по трассе.

Матерые пижоны

– А почему голуби серые? – разочарованно спрашиваем мы.

Ожидали увидеть белоснежных красавцев, как в кино, а перед нами обычные пижоны, наподобие тех, что гуляют по городским улицам. Лишь особый нарост на клюве выдает их отличие от основной массы. (Слово «пижон», которым в России именуют модников и франтов, с французского языка переводится как «голубь».)

– Это голуби специальной породы, которая и называется спортивной, – разъясняет Русалев. – Есть и белые почтовые, но выпускать их на дальние дистанции – сразу отдать ястребу на съедение. Слишком заметные. Ястреб – главный враг голубей. Подрезает сверху, враз выбивает верхний слой перьев из плеча и хвоста. А уж если когтями вцепится, то шансов выжить совсем мало. И караулит наших птиц этот хитрец не только в поле. Устраивает засады возле голубятен.

Вот и приходится голубеводам охранять птичьи домики в ожидании их обитателей. Кто свистит на хищников, кто бичом отпугивает, а некоторые и из ружья в сердцах стреляют.

У летунов Русалева тоже есть печальный опыт таких встреч.

– Одну мою голубку ястреб загнал в шахту, расположенную между Кемеровом и Мариинском, – вспоминает Валерий Витальевич. – Спасаясь от хищника, она забилась в систему вентиляции и сильно пострадала от винтовых лопастей. Хорошо, что рабочие ее нашли, отдали местной сердобольной жительнице, она мою птичку выходила, даже операцию в ветклинике оплатила, а потом передала кемеровскому голубеводу Ревенко. Он, посмотрев на номер кольца, узнал, что это моя птица. Позвонил и обо всем рассказал.

Раненая голубка Русалева, поправившись, назад в Томск не вернулась, осталась жить в Кемерове.

Когда подъезжаем к Каргату, наученный опытом Русалев внимательно оглядывается по сторонам в поисках хищников.

– Вон сова на дороге. Видите? Тоже может напасть на голубей, – говорит Валерий Витальевич, указывая на темное пятно в накатанной машинами колее. На всякий случай отъезжаем подальше. Остановившись в поле, ждем рассвета, до которого еще три часа. Усаживаемся поудобнее, достаем бутерброды и термос с чаем. Только приступили к раннему завтраку, по крыше застучал дождь.

Отбросив недоеденный бутерброд, Русалев кидается спасать птиц. Находит фанерку, укрывает ею клетки, чтобы голуби не промокли. Где-то вдали грянул гром, сверкнула молния. Вернувшись в машину, голубевод все переживает, как бы ливень не зарядил, тогда птицам в пути придется тяжело. Но опасения напрасны – гроза обходит нас стороной. Уже через полчаса дождь закончился, а ближе к утру небо совсем прояснилось.

– То, что дождь прошел накануне, даже хорошо, – успокаивается Русалев. – Я не раз замечал, что после грозы птицы добираются домой быстрее. Может быть, потому что воздух становится менее плотным и оттого им легче лететь.

Родительские обязанности голубь и голубка делят поровну: сидят на яйцах по очереди
Родительские обязанности голубь и голубка делят поровну: сидят на яйцах по очереди

Птицы с фамильного древа

Перед выпуском птиц Русалев обходит клетки, внимательно оглядывает питомцев. Имен спортивным голубям давать не принято, зато номера колец самых любимых своих летунов Валерий Витальевич помнит наизусть.

– Вот голубь под номером 18716, – показывает птицу Русалев (хозяйские руки голубь знает, сидит в них спокойно и вежливо смотрит на нас умными янтарными глазами). – Он у меня заслуженный мастер спорта. Обычно, когда птица прилетает с самой длинной дистанции – свыше тысячи километров, я ее автоматически на пожизненную пенсию отправляю, не выпускаю в дальние странствия. А этот голубь по иронии судьбы летал из Челябинска в Томск дважды. После первого полета я записал его номер в регистрационной книге, но, когда решил отправлять птиц из Челябинска на следующий год, проглядел его номер в списке «пенсионеров». Выпустил снова, и что вы думаете? Старичок вернулся в Томск быстрее всех остальных!

Учет своих питомцев Валерий Русалев ведет строгий. Всего у него на содержании сейчас 120 голубей. В специальной регистрационной книге он записывает их родословные, чтобы при случке самцов и самок получалось наиболее сильное потомство.

– Если скрещивать птиц наугад, дети у них будут, может быть, и красивыми, но слабыми, не способными к спортивным полетам. Поэтому, чтобы иметь хороший результат, фамильное древо голубей необходимо четко отслеживать, – говорит Валерий Витальевич.

Регулярные тренировки тоже необходимы. Иначе птицы выйдут из формы. Поэтому, как и тренеру со своими чемпионами, спортивному голубеводу скрепя сердце иногда приходится быть жестким.

– Однажды мы ехали с птицами в поезде. Заранее просчитали километраж, наиболее благоприятный для полета голубей. Все учли, кроме того что поезд на этом участке пути не останавливается. Что делать? Пришлось выпускать голубей прямо из окна, на ходу, чтобы не летели лишних километров.

Благодаря таким тренировкам некоторые питомцы Валерия Витальевича, даже заблудившись, возвращаются домой спустя очень долгое время.

– Еще один мой любимец, 22078, вернулся домой спустя год, – рассказывает Русалев. – Обычно, если птица так долго не возвращается, ты ее уже не ждешь. 22078 потерялся по пути из города Барабинска Новосибирской области в Томск на дистанции 430 км. Вернулся домой уставший, но здоровый и невредимый, приятно всех нас удивив.

Этому отважному путешественнику мы и доверяем наше послание: «Привет Томску из Каргата. «ТН». Обычно письма и посылки помещают в специальные капсулы, которые затем крепятся к лапкам голубей, но у нас записка маленькая, так что мы просто приклеили ее на скотч к кольцу на лапке летуна.

Итак, клетки выстроены в ряд. Птицы готовы, нетерпеливо ерзают в своих клетках, предвкушая встречу с открытым небом. Приоткрываем коробки. На старт, внимание, марш! Голуби взмывают ввысь.

Голубиный компас

После того как пернатые спорт-смены улетели, мы составляем осиротевшие клетки в машину и отправляемся назад, в Томск. Ведя машину, Валерий Витальевич то и дело поглядывает в небо – надеется увидеть своих чемпионов, но те, конечно, уже далеко.

– Как голуби ориентируются в пространстве? – спрашиваем мы.

– По направлению ветра, по солнцу, звездам и даже колебаниям силовых (магнитных) полей, – отвечает голубевод. – Любые природные изменения, катаклизмы легко могут сбить птицу с пути. Например, в прошлом году, когда было сильное землетрясение на Алтае, спортивные голубеводы всей нашей страны потеряли до 70% отпущенных в полет птиц. Из 3 тыс. московских голубей, к примеру, назад вернулись лишь сотни. У меня тоже пропала в пути значительная часть выводка. Судя по всему, после природного катаклизма произошли какие-то сдвиги в частоте магнитных колебаний, отчего птицы и не нашли пути домой.

Наиболее взрослые и опытные питомцы Русалева полетят этим летом в Томск из Омской и Челябинской областей. Самое большое расстояние от Челябинска до Томска – 1 500 км. Время полета составляет порядка двух недель. Такое расстояние – рекордное не только по Сибири, но и по всей России. Другие голубеводы не отправляют своих птиц на расстояние дальше чем 1 тыс. км. Так что птиц Русалева по праву можно назвать всероссийскими чемпионами.

Много бед причиняют пернатым современные технологии. Нередко они гибнут в высоковольтных проводах. Несколько раз голуби Русалева возвращались домой из Новосибирской области, перепачканные мазутом. Скорее всего, опускались попить воды из какого-нибудь озера вблизи неф-тяного месторождения.

Кстати, Каргат сегодня точкой старта тоже выбран не случайно.

– Раньше я делал выпуски из Новосибирска, но с тех пор, как вблизи города появились пункты ПВО, голуби стали сбиваться с курса. Пришлось менять маршрут, – говорит Русалев.

За семь часов обратного пути переживали, думали-гадали: как там наши голуби? А когда вернулись в Томск, увидели, что большинство из них уже вернулись и нас поджидают.

Времени их прилета в этот раз мы не засекали, так что точно не угадаешь, за сколько птицы долетели до дома. Но то, что на своих крыльях они домчали до Томска раньше нас, уже само по себе впечатляет.

– Это старая голубятня, – говорит Валерий Витальевич, заходя вместе с нами в птичий домик, построенный прямо на крыше гаража, расположенного на Каштаке. – Сейчас я построил пару новых вблизи своего дома, но птичью память так легко не изменить – голуби по-прежнему летят в старое жилище.

Среди возвратившихся почтовых и наш 22078-й, пронесший через Новосибирскую и Томскую области на своей лапке привет от «Томских новостей».

голуби03
Первую записку почтовый доставил быстро — примерно за 4 часа

Забираем записку. Бумага сухая, но чернила на ней немного расплылись, судя по всему, летун все же попал под дождь. Но ничего, бодр и задирист, как всегда.

В награду за труд Валерий Русалев ласково подзывает своих спортсменов («гуль-гуль-гуль»), угощает их семечками. Голуби жадно набрасываются на угощение, а затем начинают обустраиваться на насестах, чтобы вздремнуть. В новый марафон над Сибирью эти летуны отправятся теперь только в будущем году.

Общее правило для голубеводов: если к тебе на постой залетела чужая птица, накорми, напои, но вернуться домой не мешай. Кто-то из голубей, придя в себя, продолжает путь и даже через долгое время прилетает в родную голубятню, а есть и такие, которые не выдерживают трудностей, да так и остаются в домике, который их приютил. В таких случаях голубеводы насильно птиц тоже не гонят. Остаешься – живи.

 справка «тн»

  • Спортивные голуби всегда находят путь домой, даже если их увезти от него очень далеко. Сначала человек использовал эту их особенность для передачи сообщений, а со временем возник и голубиный спорт. Птицеводы увозят своих питомцев на определенную дистанцию и выпускают. Побеждает тот, чьи голуби быстрее возвращаются домой.
  • В некоторых городах России (Москве, Челябинске, Тюмени), а также в странах Европы спорт этот и по сей день популярен. А вот в Томске спортивных голубеводов осталось мало. Трое на всю область: Валерий Русалев и двое северчан – Петр Кондрацкий и Юрий Уткин.
  • Иногда проходят соревнования между регионами. Например, тюменские голубеводы могут выпустить на скорость своих птиц из Томска, а наши – из Тюмени. Но в основном это уже соревнования, а одиночные выпуски – из спортивного азарта или в память об ушедших из жизни спортивных голубеводах.

 От клеток пахнет пшеном, а из сумки голубевода – свежим хлебом. Но угощение это не для птиц, а для нас, как приедем, сделаем бутерброды. Голуби уже поели днем, и больше их кормить не положено. Иначе как потом взлетят на полный желудок?

 

После прилёта птиц Русалев проверяет, всё ли с ними в порядке
После прилёта птиц Русалев проверяет, всё ли с ними в порядке

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + шестнадцать =