Томские корабелы возрождают речной флот

img_8362

Главные плюсы речного транспорта – безопасность, экономичность и экологичность. Речные суда рентабельны и незаменимы при перевозке массовых грузов на расстояния свыше 300 км. Этот вид транспорта имеет более низкие инфраструктурные издержки по сравнению с другими способами перевозки. А для ряда северных районов области речные теплоходы до сих пор единственный вариант доставки жизненно необходимых грузов и перевозки людей.

Все течет, все изменяется

«ТН» ровно год назад встречались с Олегом Ушаковым, тогда только приступившим к работе руководителем Самусьского судоремонтного завода. Наследство новому директору досталось трудное: старейшее предприятие региона переживало не самые лучшие времена. Кризис в экономике, нестабильность на производстве. Ушли те времена, когда, выходя на берег реки, можно было видеть постоянно проплывающие мимо баржи с песком, речные танкеры, земснаряды, скоростные суда и теплоходы, а в речном порту красовались мужчины в форменных куртках. Мальчишки завидовали им, мечтали стать речниками.

Но времена меняются. Встали реки. Застыли у причалов ржавеющие суда. Судостроение без заказов и перспектив едва теплилось. Как развивать предприятие? Старый завод перестал жить воспоминаниями и взялся за дело. Появились первые признаки возрождения отрасли. Осенью прошлого года началось формирование флота на восстановительный ремонт, и процесс потихоньку пошел.

– Зимой мы сделали капитальный ремонт нескольких объектов для Томской судоходной компании, – говорит Олег Ушаков. – Сначала два 600-сильных буксира проекта 1741. Эти теплоходы возрождались как птица феникс: очищались специалистами от старой краски до основания и заново окрашивались. Модернизация получилась глобальной: сменили обшивку, движительно-рулевой комплекс, трубопроводы, сложные системы жизнеобеспечения и функционирования судна. В куютах разобрали отделку и поменяли на современную. Установили двигатели. Правда, китайского производства. Но у них есть свои достоинства – они абсолютно новые, на 200 лошадиных сил более мощные, а это существенно для буксира.

Два теплохода проекта 911, 300-сильные, тоже претерпели капитальное преобразование: корпус, системы, электрика, отделка – практически все, кроме двигателя. На одном из них, РТ-366, обшивку подводной части специалисты сделали с ледовым усилением. Так что со стапелей завода сошел практически новый речной трудяга. Этот теплоход будет эксплуатироваться на колпашевской паромной переправе.

13-е место в мире занимает Россия по развитию судостроения.

Уедет в Колпашево и еще один объект, подвергшийся революционной перестройке. Баржа с грузоподъемностью 500 тонн ранее была совершенно обычной. А теперь стала отличным пассажирским паромом. Для нее специалисты Самусьского судостроительно-судоремонтного завода сделали ледовый пояс в носовой части, подъемные механизмы аппарелей, леерные ограждения и надстройку для комфорта пассажиров. Судоходная компания не пожалела средств: паром получился комфортабельным, соответствующим всем правилам перевозки людей.

Буквально накануне разговора автору статьи посчастливилось побывать в Колпашеве. На переправе только и говорили о происходящих изменениях. Возможно, точно по графику нас уверенно перевозил именно тот самый теплоход, «выпускник» Самусьского завода.

Социальная роль

Пару лет назад переправа была мучительным испытанием для колпашевцев: дорого, долгие ожидания, большие очереди и отсутствие гарантии, что заедешь на паром. Некоторые горожане, чтобы съездить в Томск на плановое лечение, ждали зимы, чтобы по льду перебраться через Обь.

С приходом крупной компании все круто изменилось. Паромы стали ходить по удобному графику, без поломок и очередей. Люди довольны комфортными условиями переезда – для них есть удобные скамейки, туалет, помещение на случай плохой погоды. Это совсем другой сервис. Вот пример реального вклада судоремонтников в улучшение качества жизни десятков тысяч человек.

img_8353– А еще нам удалось капитально отремонтировать два небольших 60-тонных парома на реку Чаю для переправы в отдаленные пункты – в поселок Гришкино и в Подгорное, – продолжил рассказ директор судостроительного завода. – На все работы под ключ – от проекта до стадии оформления в Российском речном регистре – ушло три месяца.

Но не только на перевозку пассажиров работают томские кораблестроители. Большой объем судоремонта проведен с теплоходами компании «Транснефть». Для них завод отремонтировал паромную 200-тонную баржу – со сменой обшивки и даже частично палубы.

Сейчас в цехе идет работа над восстановлением судна проекта 780, известного в народе как «омик» – двухпалубные пассажирские речные теплоходы, предназначенные для перево­зок на линиях малой и средней протяженности. Строились они в СССР и ГДР с 1951 года и до середины шестидесятых. Многие суда этого типа продолжают работать и сейчас. Такой теплоход «Альбатрос» для администрации Обского бассейна глобально преображается на Самусьском заводе. До конца года судостроители завершат его ремонт.

– Работы в зимний период было много, – с удовлетворением отмечает Олег Ушаков, – график плотный, сроки сжатые, но тем не менее все сдали в срок и с хорошим качеством.

Люди на воде и на суше

Наверное, время устойчивой стабильности и четких перспектив развития для томских судостроителей еще не пришло. Но явно наметился позитивный тренд. В течение последнего года при молодой команде управленцев предприятие работает не ситуативно, а планомерно. Задел в виде портфеля заказов по ремонту позволяет работать в комфортных условиях, все спокойно рассчитать, заранее закупить материалы и оборудование, готовить место на площадке судоподъема.

В 1980 году в речном флоте СССР было 48 тыс. судов со средним возрастом 15 лет. В 2016-м в речном флоте России было 23 тыс. судов, средний возраст – 33 года.

Но не только судоремонтом жив завод. За год здесь появился еще один вид деятельности: томские корабелы освоили операцию утилизации старого, списанного флота. Дело весьма значимое по вкладу в очистку планеты. Да еще и в Год экологии. Специалисты завода освобождают берега от выброшенных на сушу, отслуживших свое или полузатонувших судов. Способ они избрали очень эффективный – без огня, без резки, а с помощью экскаватора и гидравлических ножниц. Немаленькую баржу весом 200 тонн он полностью перерабатывает за неделю. Металл идет на переплавку, а вырученные средства – на нужды предприятия.

Коллектив, ощутивший перемены к лучшему, численно не меняется, текучки нет. Заработок стабильный, выплаты без задержки. Отзываясь на ситуацию, люди работают надежно, качественно. Выделить кого-то сложно, заслуживают добрых слов большинство судоремонтников, уверен директор. Они профессионалы высокой пробы, которые своей работой только укрепляют высокую репутацию старейшего предприятия.

Побывавшие не так давно на заводе глава региона Сергей Жвачкин и полномочный представитель Президента в СФО Сергей Меняйло отметили хорошее оснащение и трудовой настрой людей на участие в больших проектах любой сложности.

Так что, возможно, мечта молодого директора о том, что томичи смогут регулярно ходить в круизы на комфортабельном белоснежном красавце-лайнере, построенном томскими корабелами, сбудется. Есть у любой мечты удивительное свойство – сбываться всегда неожиданно.

За год в должности руководителя завода я обрел необходимый настрой, спокойствие, душевное равновесие. Потому что стал понимать, как работает система в целом и каждый механизм в отдельности. Это дает возможность вовремя и правильно реагировать на ситуацию, смотреть на шаг вперед.

Олег Ушаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =